Планы развития ВВС Израиля на ближайшие годы

Aug 15, 2020 23:52


13.08.20 были опубликованы данные об оперативной деятельности ВВС на севере. Причём появились они на различных центральных информационных сайтах практически одновременно и со ссылкой на АОИ, но ни на сайте ВВС, ни на сайте АОИ этих данных нет. Зато в этот день и сайт ВВС, и сайт АОИ опубликовали данные о планах по развитию ВВС на ближайшие годы.




Надо сказать, в последние годы подобные статьи появляются регулярно, как с краткосрочными планами, так и с долгосрочными, а также с итогами года и даже десятилетия. Например:
Итак, в последний месяц командующий ВВС генерал-майор Амикам Норкин подвёл итог штабной работы по повышению эффективности ВВС и их подготовки на ближайшие годы. Некоторые из пунктов программы рассчитаны на десятилетие вперёд, другие более краткосрочные. Важную роль на программу оказала пандемия коронавируса, ухудшение экономической ситуации в Израиле и в мире, а также общий взгляд на стратегическую ситуацию на Ближнем Востоке. Как следствие, было решено ускорить ряд планов на будущее и осуществить их уже в ближайшие годы. Общая цель всех этих шагов - повышение боевой эффективности («Авода Мивцаит Хазака») с одной стороны, экономия средств и более эффективное использование ресурсов («hитъяилют вэ-Мицуй Машъавим») - с другой.

Программа включает:
  • Создание 7-го авиакрыла («Канаф 7») - крыла ССО ВВС. Официально открыто 12.07.20 на базе ВВС Пальмахим, см. в отдельной статье.
  • Расформирование 117-й эскадрильи (F-16C Block 30) на базе Рамат-Давид в октябре 2020 г. Об этом было объявлено ещё в мае и я об этом уже писал, но есть и новое: ВВС переводят на эту базу две эскадрильи F-16C/D Block 40 с базы Хацор, 101-ю и 105-ю. Это означает, что все самолёты «Барак» ВВС (F-16C/D) будут сосредоточены в Рамат-Давид, в составе 101-й (F-16C Block 40), 105-й (F-16D Block 40) и 109-й (F-16D Block 30) эскадрилий (есть также некоторое количество F-16C Block 30 в составе 115-й «Красной» эскадрильи ВВС на авиабазе Увда, но это учебное, а не оперативное подразделение). Данный шаг усилит ВВС на севере страны, вблизи главных потенциальных ТВД, а с другой стороны имеет важный шаг с точки зрения экономии средств - вопросы логистики и техобслуживания «Барак» будут сосредоточены на одной базе.
  • База Хацор лишится всех эскадрилий боевых самолётов. ВВС превращают эту базу в «базу БПЛА и разведки» («Басис КАТМАМ вэ-Исуф Модиин»). В июле 2019 г. сюда была перебазирована 100-я эскадрилья лёгкой транспортной авиации, одна из основных задач которой - визуальная разведка. Здесь же находится 420-я эскадрилья симуляторов боевых самолётов. Насколько это известно, эскадрилий БПЛА на базе пока нет, но судя по сказанному, планируется их открытие в Хацор. Сайт ВВС подчёркивает, что уже сейчас 75% оперативных лётных часов ВВС выполняются БПЛА.
  • 193-я эскадрилья морских вертолётов получит «Си Хок» (т.е. SH-60F Sea Hawk) и будет перебазирована с Рамат-Давид в Пальмахим. Сейчас в Пальмахим находятся 123-я и 124-я эскадрильи вертолётов UH-60 Black Hawk («Яншуф») ВВС (т.е. почти все вертолёты этого типа, кроме небольшого количества в Лётной школе на базе Хацерим). Как и в случае с «Барак», данный шаг позволит сосредоточить вопросы логистики и техобслуживания «Яншуф» (включая его морской вариант) на одной базе.
  • Авиатехническая школа ВВС, на базе БАХА-21 (Хайфа) переедет на юг, в связи с желанием ВВС сосредоточить учебный процесс персонала ВВС на одной базе. Эта формулировка могла бы подразумевать базу Увда, где уже сейчас находятся 3 различные школы ВВС (Авиауправления, Управления воздушным движением и офицерская). Однако сайт АОИ говорит о БИСЛАХ-314 и базе «Махане Машъавим». Данная база - место расположения Школы ПВО (БИСЛА-883), а БИСЛАХ-314 - это пехотная школа ВВС возле базы Хацерим, но организационно подчинённая БИСЛА-883. Авиатехническая школа ВВС готовит и техников ПВО, т.е. её перевод на эту базу облегчит практику работы с системами ПВО. Однако основная масса курсантов - это авиатехники, среди прочего работающие с реальными ЛА (пусть и обычно выведенными из эксплуатации), отсюда перевод школы на базу, не имеющей аэродрома, непонятен.
  • ПВО перешли на всеизраильский непрерывный режим работы, с высоким уровнем интеграции и центральным управлением. ВВС продолжают усиливать ПВО, однако для повышения эффективности решено сократить парк ЗРК «Пэтриот» до батарей в центральных точках («Атарим Мерказиим»), а 168-е крыло (крыло тылового обеспечения ПВО, т.н. «Канаф hа-hиархут») будет переведено с базы Пальмахим на базу Хацор. Сайт АОИ добавляет сюда ещё один пункт: закрытие штаба 137-го дивизиона (системы ПРО «Железный Купол»). Это означает, что число батарей снижено не будет, но 2-й дивизион данных систем, созданный всего лишь 3 года назад, как организационная единица будет расформирован.
  • Школа управления воздушным движением ВВС - открылась 19.07.20 на базе Увда, см. в отдельной статье. Этот шаг позволит максимально сосредоточить все курсы авиаконтролёров и авиадиспечеров в одном месте и разгрузить оперативные подразделения от необходимости заниматься этими вопросами.
  • Улучшение подготовки лётчиков - Лётная школа приняла на вооружение самолёты «Лави» (М-346), новые методики подготовки, симуляторы.

В дополнительных источниках (ynet, maariv, makorrishon, walla, mako) указывается следующая информация:
  • бюджет ВВС - около 5.5 млрд шекелей из 32 млрд бюджета АОИ;
  • будет закрыт штаб одного из дивизионов «Пэтриот»;
  • перевод Авиатехнической школы ВВС - на базу Хацерим (что выглядит более правдоподобным, чем «Махане Машъавим»);
  • обучение в лётной школе продолжится 3 года, как и сейчас, но общий путь подготовки пилота с момента окончания школы и до начала участия в оперативной деятельности сократится на пол года (т.е. общий путь снизится с 5 до 4.5 лет);
  • увеличится объём тренировок на симуляторах;
  • академическое обучение в рамках Лётной школы будет сдвинуто в сторону инженерных специальностей; что это значит - не объясняется; сейчас будущие пилоты могут выбрать одну из 4 специальностей - политику и власть («Политика вэ-Мемшаль»), экономику и управление («Калькаля вэ-Ниhуль»), математику и компьютеры («Математика вэ-Мадей hа-Махшев») и информационные системы («Ниhуль Маарехот Мейда»); возможно 1-я и 2-я опции будут убраны в пользу других инженерных специальностей;
  • вскоре будут проведены крупные учения ВВС в Германии - 2 эскадрильи F-16, а также заправщики и самолёты ДРЛОиУ, будут развёрнуты в этой стране; в 2021 г. будут проведены крупные учения в Италии;
  • ВВС принимают меры по мобилизации женщин на лётный курс; в этом году на финальных экзаменах для поступления («Гибуш») участвовали 85 женщин, по сравнению с 55 три года назад;
  • капитан Ш. станет первой женщиной-пилотом F-35I ВВС;
  • выбор нового вертолёта (CH-53K или CH-47) будет сделан до конца года; всё ещё возможен вариант дополнительной закупки V-22;
  • будут закуплены 4 самолёта-заправщика КС-46А (ранее речь шла о 2 с опцией на 6); первые прибудут в Израиль в 2024 г.;
  • будут закуплены 2 эскадрильи новых боевых самолётов (по 25 самолётов в эскадрилье) - эскадрилья F-15X (ранее речь шла о F-15IA плюс модернизация до этого уровня эскадрильи имеющихся F-15I) и третья эскадрилья F-35I.

Особо интересная деталь написана на mako, об усилении парка БПЛА. Сказано, что уже сейчас ВВС имеют 6 оперативных эскадрилий БПЛА на 4 разных базах и будут созданы новые. И это при том, что по до сих пор было известно о 4 таких эскадрильях на 2 базах (161-я, 166-я и 200-я в Пальмахим, 210-я в Тель-Ноф). Возможно, подсчитана эскадрилья «Красный Барон» в Тель-Ноф, но это учебная эскадрилья и для нужд ВВС Германии. Ещё один кандидат - 160-я эскадрилья, в прошлом эскадрилья «Кобр», расформирована 02.08.13. По данным Википедии, она воссоздана в январе 2000 г. на базе Рамат-Давид, но чем она вооружена - не сказано.

Приложение: ВВС на 2030 г. по данным Фреш

Пользователь Fang на сайте Фреш представил картину оперативных баз ВВС с юга на север на 2030 г. с учётом вышеуказанной информации. Кроме вышеописанного, там сказано:
  • 190-я эскадрилья AH-64A на базе Рамон будет закрыта;
  • 107-я эскадрилья F-16I перебазируется с Хацерим в Рамон;
  • кроме новой эскадрильи F-15IA (или F-15IХ), имеющаяся эскадрилья F-15I (69-я) будет модернизирована до того же уровня;
  • 106-я эскадрилья F-15 на базе Тель-Ноф будет закрыта;
  • третья эскадрилья F-35I будет создана на базе Тель-Ноф; там же будет создана эскадрилья V-22, если будет принято решение о их закупке, а число эскадрилий тяжёлых транспортно-десантных вертолётов снизится до 1.

Итак, с учётом всего этого и упуская вспомогательные структуры, они описывались в статье «Базы ВВС Израиля», с учётом вышеуказанных изменений (создание новой Школы управления воздушным движением в Увда и переносом Авиатехнической школы в Хацерим), имеем:
  • Увда - 115-я эскадрилья имитации противника;
  • Рамон - 113-я эскадрилья AH-64D, 4 эскадрильи F-16I (107-я, 119-я, 201-я и 253-я);
  • Хацерим - две эскадрильи F-15IA или F-15IХ (новая и модернизированная 69-я); 102-я учебная эскадрилья на М-346;
  • Неватим - 4 эскадрильи тяжёлой транспортной авиации (включая заправщики, разведчики и ДРЛОиУ), 2 эскадрильи F-35I (140-я и 116-я);
  • Хацор - 100-я эскадрилья лёгкой транспортной авиации, эскадрильи БПЛА;
  • Тель-Ноф - 133-я эскадрилья F-15 (в основном, F-15D после модернизации); третья эскадрилья F-35I; эскадрилья тяжёлых транспортных самолётов, эскадрильи БПЛА, возможно эскадрилья V-22;
  • Пальмахим - 123-я, 124-я и 193-я эскадрильи вертолётов, как описано выше; эскадрильи БПЛА;
  • Рамат-Давид - 3 эскадрильи F-16C/D «Барак» (101-я, 105-я и 109-я); от себя добавлю - скорее всего также эскадрильи БПЛА.

Приложение 2: сравнение мощи ВВС 2020 и 2030 гг.

С учётом всех приведенных выше данных, сравним ВВС Израиля 2020 и 2030 гг. Учебную (включая 102-ю и 115-ю эскадрильи) и транспортную авиацию я не рассматриваю, тут ситуация более не менее не изменится. Даже снижение числа эскадрилий тяжёлых транспортных вертолётов с 2 до 1 не слишком меняет положение - сейчас в ВВС примерно 22 «Ясъур» (CH-53D), ранее такое количество вполне эксплуатировала 1 эскадрилья. Кроме того, формально сейчас ВВС имеют 2 эскадрильи F-35I. Но число самолётов пока - 24, т.е. на одну эскадрилью. Все 50 ныне заказанных F-35I прибудут только к концу 2024 г.

Итак, по боевым самолётам, штурмовым вертолётам и БПЛА имеем (первая цифра - на середину 2020 г., вторая - на 2030 г.):
  • F-35 - 1/3;
  • F-15 - 3/3;
  • F-16 - 8/7 (возможно, 6);
  • AH-64 - 2/1;
  • БПЛА - не менее 4/не менее 6.

Итак, число эскадрилий боевых самолётов останется примерно на том же уровне, закрытие 1 эскадрильи «Апачи» будет компенсировано ростом числа эскадрилий БПЛА. За 10 лет ВВС снимут с вооружения 25-50 F-16C/D и около 30 F-15 старых моделей, получат 51 F-35I и 25 F-15 новейшей модели. Примерно 8 самолётов будут за 10-летие потеряно в авариях и катастрофах. Конечно, имеющиеся самолёты станут на 10 лет старее, но их боевые возможности будут подняты модернизацией.

Итог: в течение ближайшего десятилетия ВВС АОИ сохранятся на существующем уровне по числу эскадрилий и примерно на существующем уровне по числу истребителей-бомбардировщиков, при снижении числа боевых вертолётов и росте числа БПЛА. Старение парка будет компенсироваться снятием с вооружения наиболее устаревших моделей, принятия на вооружения или продолжения закупок самолётов и БПЛА новейших типов, модернизацией имеющихся ЛА. Повышение боевых возможностей будет в первую очередь достигаться расширением ассортимента ВТО и главное - наращиванием его запасов.

Ссылки:
  1. Взгляд вперёд: организационные изменения, готовящие ВВС к будущему, сайт ВВС, 13.08.20.
  2. Центральные изменения в программе повышения эффективности и боеготовности ВВС, сайт АОИ, 13.08.20.
  3. ВВС повышают эффективность и готовятся к следующему десятилетию, 7-й канал, 13.08.20.
  4. ВВС: рост тайных операций на севере, ynet, 13.08.20.
  5. ВВС: за 2 года уничтожили треть сирийской ПВО, maariv, 13.08.20.
  6. Тысячи бомб, сотни ЗУР: раскрыты данные атак Сирии, makorrishon, 13.08.20.
  7. Тайные атаки раскрыты: треть сирийской ПВО уничтожена, walla, 13.08.20.
  8. Только за 2 года: ВВС уничтожили треть сирийской ПВО, mako, 13.08.20.
  9. Программа подготовки и повышения эффективности ВВС, israeldefense, 17.08.20.
  10. Обсуждение на Фреш.

ПВО, ЖК, ВВС

Previous post Next post
Up