«Курнас» Б/Н 622 установлен как памятник на авиабазе Рамон

Apr 24, 2020 21:12


201-я эскадрилья ВВС Израиля была сформирована 17.08.69, в период Войны на истощение, на авиабазе Хацор, специально для эксплуатации истребителей F-4E Phantom II («Курнас»). Свои первые 4 самолёта эскадрилья получила 05.09.69, став первой эскадрильей «Курнас» ВВС. Отсюда название эскадрильи - «Первая» («Таесет hа-Ахат»). Замечу, что в ВВС есть несколько «первых» эскадрилий - 100-я («Первая эскадрилья» -  «Таесет hа-Ришона», в смысле 1-я  эскадрилья ВВС вообще), 101-я («Первая истребительная»), 117-я («Первая реактивная»), 160-я («Первая штурмовых вертолётов», расформирована 02.08.13, возможно уже открыта заново как эскадрилья БПЛА, но пока это официально не объявлено), 200-я («Первая БПЛА»).




В 1988 г. (19.06.88) 201-я эскадрилья перебазировалась в Тель-Ноф и с 1989 г. (09.04.89) начала получать модернизированные F-4E-2000 («Курнас-2000»), став первой эскадрильей этой модификации «Фантома» в ВВС (второй была 119-я эскадрилья). В феврале 2004 г. «Курнас-2000» был снят с вооружения, завершив 35-летнюю службу «Фантомов» в ВВС Израиля и 201-я эскадрилья была расформирована (119-я была расформирована ранее, в 2003 г.).

В 2008 г. (09.07.08) эскадрилья открылась заново, как эскадрилья F-16I («Суфа») на авиабазе Рамон. На этот раз она уже не была первой, более того, она стала 4-й и последней эскадрильей «Суфа» после 253-й, 119-й и 107-й.

Таким образом, в августе 2019 г. эскадрилья отметила 50-летие со дня создания. А в этом году исполняется 50 лет со дня гибели майора Шмуэля Хеца (посмертно - подполковник), первого командира 201-й эскадрильи (сбит египетским ЗРК 18.07.70). Кстати, Хец был первым в 201-й эскадрилье, кто сбил самолёт  противника 25.04.70 (см. ниже). В память этих дат было решено установить у здания эскадрильи самолёт «Курнас-2000» как памятник.

Самолёт Б/Н 622 был получен из запасника музея ВВС в Хацерим.  Работы по его внешнему ремонту и покраске выполнял технический отдел 201-й эскадрильи, совместно с ветеранами технического отдела, служившими в нём ещё во время войны Судного дня 1973 г. Причём ветераны делали это в своё свободное время и вложили немало личных средств в восстановление самолёта. Один из них - подполковник (рез.) Яаков Села, в своё время служивший в техническом отделе эскадрильи в различных должностях, вплоть до командира отдела («hа-Кацин hа-Техни»). Именно он выбрал самолёт в музее ВВС, как с учётом его состояния, так и того, что этот самолёт служил в эскадрилье во время войны 1973 г. Полную поддержку процессу оказали командующий ВВС генерал-майор Амикам Норкин и командир 201-й эскадрильи подполковник Ш.

Самолёт не летал с 1997 г. и был в ужасном техническом состоянии. Работы по ремонту проходили в Хацерим. Ветераны приезжали туда из дома, к ним присоединялись военнослужащие 201-й эскадрильи, включая технического офицера майора Аарона. Помощь оказывали даже инженерные войска и завод «Рамта» из состава «Израильской Авиационной Промышленности» в Беэр-Шеве. Несколько недель назад самолёт был доставлен в Рамон и установлен на предназначенное для него место.

Интересно, что хорошо подобран набор вооружения и оборудования, которое самолёт несёт на наружной подвеске:
  • на внешних подкрыльевых узлах - ПТБ объёмом 370 галлонов (1,400 л) каждый;
  • под левым воздухозаборником - контейнер РЭБ AN/ALQ-101(V)-3/4;
  • на внутреннем подкрыльевом узле - ракета «Сайдвиндер»; по-видимому речь идёт о модели AIM-9L («Лулав»); вообще-то «Курнас» ВВС Израиля несли AIM-9D («Декер»), а потом перешли на «Питон-3» («Цафрир» или «Хух»);
  • самолёт несёт 11 бомб М117 калибра 750 фунтов (340 кг) - наиболее типичная бомбовая конфигурация «Курнас» в период 1969-1973 гг.; обычно, если самолёт не готовился к конкретной операции, а стоял на боевом дежурстве для бомбардировки наземных целей, он нёс именно такую конфигурацию, т.е. 3.7 тонны бомб.

Самолёт модели F-4E-39-MC, номер производителя 3529, номер ВВС США 68-0417, был куплен Израилем в рамках сделки Peace Echo I и прибыл в Хацор 17.10.69. Получил Б/Н 622. Служил в 201-й эскадрилье, после войны Судного дня - в 69-й эскадрилье в Рамат-Давид, Б/Н был изменён на 122, далее служил в 119-й эскадрилье, а затем - в 107-й эскадрилье на базе Хацерим до закрытия последней в 1997 г. Хранился на базе Хацерим, далее в музее ВВС в Хацерим. Таким образом, этот самолёт - оригинальный «Курнас», не модернизированный до уровня «Курнас-2000». Кроме того, при подготовке к установке в Рамон ему был возвращён оригинальный номер 622.

Как мы видим на фото, на самолёте знаки 2 побед в воздушных боях. Как уже было сказано выше, первые «Курнас» прибыли в Израиль 05.09.69 и вошли в состав 201-й эскадрильи. А 01.11.69 открылась вторая эскадрилья «Курнас» - 69-я на базе Рамат-Давид. Именно её самолёты добились первых для «Курнас» побед в воздушных боях, были сбиты два египетских МиГ-21, первый ракетой AIM-9D 11.11.69, второй из пушки «Вулкан» 08.02.70.

Свою первую победу (и 3-ю для «Курнас») 201-я эскадрилья одержала 25.04.70 - комэск Шмуэль Хец в паре со штурманом Менахемом Эйни сбил египетский Ил-28 ракетой AIM-7E «Спарроу» («Лабид»), первая победа для этой ракеты в Израиле. И победа эта была достигнута именно на этом «Курнас», Б/Н 622. Вторая победа была достигнута во время войны Судного дня, 19.10.73 Рон Хульдаи (мэр Тель-Авива с 1998 г.) в паре со штурманом Ицхаком Амитаем сбил египетский Су-7.







Ссылки:
  1. Самолёт «Курнас» вернулся домой, сайт ВВС, 23.04.20.
  2. Самолёт «Курнас» 622 201-й эскадрильи возвращается домой, israeldefense, 23.04.20.
  3. Самолёт «Курнас» возвращается домой, 7-й канал, 26.04.20.
  4. «Курнас» 622/122 на сайте «Маркиа Шхаким».
  5. Обсуждение на Фреш.

Музеи - памятники - выставки - парады, РЭБ, ВВС - вооружения, f-4e, ВВС - эскадрильи

Previous post Next post
Up