Даждьбог, вопрос

May 15, 2016 18:54

Оригинал взят у svatopolk в Даждьбог, вопрос
А вопрос вот какой: сталкивался ли кто-то с таким толкованием имени Даждьбога, как "Бог дождя"? И если да, то на основании каких источников оно было сделано ( Read more... )

язычество, вопросы

Leave a comment

Comments 18

Даждьбог anonymous May 16 2016, 09:03:30 UTC
Вспомните: "Хлеб наш насущный ДАЖДЬ нам днесь"
Поэтому возникает ощущение высокой вероятности того, что у "Даждьбога" и "дождя" есть слово - общий предок.
"Дать, давать" - вот этот предок в современном его варианте. Такая гипотеза мне кажется более вероятной, нежели Ваша.
Она подразумевает, что Даждьбог - это Податель жизни, возможно, Творец мира.
И напротив того, обожествление Дождя, как основы всего живого, в том климате, где он представляет собой рядовое явление и нередко вредное, - мне кажется мало вероятным.
mrXXI

Reply

svatopolk May 16 2016, 10:43:32 UTC
Благодарю

Reply


ulmerug May 16 2016, 09:39:07 UTC
Единственный источник, где Даждьбог не только упоминается, но и где дается его характеристика, - Ипатьевская летопись - называет Даждьбога "царем-солнцем" и сыном Сварога.
Все остальные "толкования", "описания" и т.д. базируются лишь на фантазиях.

Reply

svatopolk May 16 2016, 10:43:12 UTC
Благодарю Вас!

Reply


swinow May 16 2016, 12:33:09 UTC
Я тоже знаю только одну основанную на источниках трактовку Дажьбога - "Дающий Бог", Бог Солнце! А Бог-Солнце, это точно не Бог Дождя! ;)

Reply

Даждьбог - 2 swinow May 16 2016, 13:03:40 UTC
Именно так. Бог Солнца, Дающий жизнь. И мне где-то в интернете уже встречался лингвистический анализ, т.е. этот вопрос уже исследовали давно. Хотя окончательного вывода нет. Где я видел это исследование - так и не смог вспомнить, извините. Смутно, неуверенно помню, что была использована параллель с санскритом. Возможно, что-то связанное со "светом".
-------------------------
Насчет характерного окончания слова "Даждь": вспомнилось происхождение фамилии Грум-Гржимайло (а также Гржимек), описанное у Чивилихина: Грум = Гржим = Гром. По легенде князь Гржим защищал (славянский) город Виндобону (Вену)от войск Марка Аврелия во 2 веке н.э. Так что исследователи жизни прибалтийских славян второй половины первого тысячелетия имеют шанс продлить свои изыскания далеко на юг и к началу н.э.
--------------------------
mrXXI

Reply

Re: Даждьбог - 2 svatopolk May 16 2016, 15:41:45 UTC
Благодарю за Ваше мнение, но позволю себе напомнить, что вопрос был: кто и на основании чего сделал из Даждьбога - Бога Дождя? Что касается лингвистики, слова "дождь" и "даждь" только созвучны, развивались из ие параллельно.

Непостесняюсь спросить: а какое отношение защитник Вены имеет к прибалтийским славянам? Между ними все же 3000 км и полтысячелетия... Тут скорее стоит вспомнить тех же озериатов, кмк.

Reply

svatopolk May 16 2016, 15:30:57 UTC
Ну, вот и интересно узнать, у кого и почему он стал вдруг Богом Дождя ))) Между прочим, камарад angon_kuning пишет, что в этнографии зафиксированы обращения к Даждьбогу как раз с просьбами о дожде. Но ссылок, увы, нет...

Reply


smelding May 17 2016, 07:31:45 UTC
Товарищ Чхартишвили давеча его в "боги дождя" записал, в книге, давшей немало и иных поводов к общему веселью людей сколь-либо начитанных относительно того периода истории.

Reply

svatopolk May 17 2016, 08:03:48 UTC
Так вот оно что... Тогда понятно ))) ложная тревога. Благодарю Вас!

Reply


Даждь Бог из Беларуси ext_3701609 June 10 2016, 10:14:16 UTC
Посмотрите статью "Созвездие Кола, Перун и русский Хорс-солнце в плену у индоиранских лингвистов". Опубликовано в ( ... )

Reply

Re: Даждь Бог из Беларуси svatopolk June 11 2016, 20:06:56 UTC
Любопытно! Благодарю Вас

Reply

Re: Даждь Бог из Беларуси ext_3396444 June 13 2016, 07:46:28 UTC
From: Этнограф Беларуси
Date: Июнь, 10, 2016 10:14 (UTC)
Отслеживать
<<<Даждь Бог из Беларуси ( ... )

Reply

Re: Даждь Бог из Беларуси ext_3701609 June 13 2016, 14:41:18 UTC
Похороны стрелы знаю. И про "северян" слышал. Я вот не понял при чем здесь Иран, ведь все пришло из "Европы"? Созвучия малоинформативны, если нет проверки из других источников. "Складанае Сонца" и укр. песня на свадьбе (грамничной свечкой опаливали волосы молодоженам) плюс отсутствие Перуна в "Слове о полку Игоря" являются такой проверкой. Кстати, некоторые неоязычники не считают "Слово.." подлинником. Вот почему там Перуна нет? Разумных объяснений не встречал.

Reply


Leave a comment

Up