СМЕРДЫ В БЕРЕСТЯНЫХ ГРАМОТАХ

Jul 19, 2011 20:33



Одним из наиболее запутанных вопросов истории домонгольской Руси является содержание термина "смерд", статус этой категории населения. Не вдаваясь в историографию вопроса (ее можно найти в работах много занимавшихся им И.Я. Фроянова), вкратце можно сказать, что в настоящий момент есть две трактовки понятия "смерд". Первая - это аналог позднейшего ( Read more... )

этимология, источники, научная проблема, древнерусский быт

Leave a comment

Comments 22

podyapolsky July 19 2011, 18:05:14 UTC
Благодарю, интересно.

Reply


sergeytsvetkov August 2 2011, 05:20:11 UTC
Материал интересный, раньше не встречал. Но, честно говоря, не увидел ничего, что бы противоречило версии Фроянова.

смерды могли выступать как сторона в суде.
-------------------------------------------------
Как ответчик - почему бы и нет? Русская Правда не допускает только, чтобы холоп был послухом: "холопу на правду не вылазити".

По Русской Правде, штраф за убийство смерда - всего 5 гривен, как за холопа. Т.е. смерды однозначно относились к несвободному населению.
Существенно и то, что если смерд умирал бездетным, то его имущество переходило князю - очевидно, его непосредственному владельцу.

Reply

smelding August 2 2011, 16:05:03 UTC
Вы же знаете, что это место РП толкуется двояко.
И еще, смерды согласно РП платят "продажу" князю, а холопы - не платят, "зане не свободнии".

Reply

sergeytsvetkov August 2 2011, 16:08:59 UTC
И еще, смерды согласно РП платят "продажу" князю, а холопы - не платят, "зане не свободнии".
------------------------------------------------------------
Все правильно, если считать, что речь идет о смердах-данниках.

Reply

smelding August 2 2011, 16:29:02 UTC
... и все совершенно непонятно, если вспомнить, что заведомых данников, всех этих кулбу, римшу, муномелов и икагалов, н и к о г д а не называли смердами. Ни в одной грамоте.
И имена сплошь славянорусские. Плюс еще Лазарь Домажирич с Ивором Молибожичем, галичские смерды из летописи...

Reply


Leave a comment

Up