Славяне в раннем Средневековье (по византийским и западноевропейским источникам)

Mar 17, 2011 00:11

Славяне, выступившие в VI веке на историческую сцену, не были ни молодым, ни девственно-диким народом, вышедшим едва ли не нагишом из лесов и степей необозримой Сарматии, каким его изображали далеко не беспристрастные раннесредневековые писатели. По крайней мере, та часть из них, которая граничила с дунайскими и причерноморскими провинциями Римской ( Read more... )

славяне, византия, источники

Leave a comment

Comments 195

swinow March 17 2011, 15:34:46 UTC
Спасибо, очень интересный текст.

Но насчёт того, что Перун - не общеславянский бог, я не совсем понял. Перуна знают и чехи, и поляки, и словаки, и полабские славяне, и руяне, и русские, и белорусы, и украинцы. Вот только насчёт балканских славян не припомню точных упоминаний. Но может быть и у них такие упоминания есть - надо спросить у специалистов, например у уважаемого Смелдинга.

Да и еще - хотелось бы отметить что описания примитивности быта славян, оставленные византийцами в VI очень сильно напоминают подобные же описания и оценки оставленные относительно "германцев" римскими и греческими авторами за 300-400 лет до этого. Хотя бы тем же самым Тацитом.

Reply

sergeytsvetkov March 17 2011, 16:10:23 UTC
Про Перуна - я предполагаю, что это был не общеславянский, а "русский" бог, недаром князь Владимир поставил его идол на "княжем дворе", "дворе теремном", т.е. в изоляции от остальных киевлян.
К VI в., конечно, накопились определенные стереотипы в описании "варваров", от которых несвободны даже те авторы, которые знали славян и германцев непонаслышке.

Reply

swinow March 17 2011, 16:39:04 UTC
Да - видимо определенный стереотип есть. Да и уклад их жизни - по видимому действительно не сильно отличался. И кстати говоря, описания славян и германцев византийцев и римлян времен великого переселения народов, похожи на описания галлов и древних жителей Британии, оставленные опять же таки римлянами, еще за пару столетий до этого ( ... )

Reply

sergeytsvetkov March 17 2011, 17:08:55 UTC
Все-таки культ Перуна в "классическом" виде (со святилищами, идолами, жертвами), кажется, отмечен только в двух регионах - в славянском Поморье и на Руси. Возможно, в других славянских регионах мы имеем дело с отголосками и заимствованиями. Фасмер вообще отмечает, что "перунскую" топонимику "не обязательно возводить к имени бога - др.-чеш. имени собств. Perun, болг. имени собств. Перун, которые могли первонач. значить просто "тот, кто бьет".
Возможно, что между Родом и Перуном та же разница, что между Кроносом и Зевсом.

Reply


inga_ilm March 18 2011, 09:42:17 UTC
спасибо! очень интересная статья

Reply


vened_14 March 21 2011, 10:04:26 UTC
По поводу культа Перуна на Балканах - Й. Иванов. Культ Перуна у южных славян. Выходные данные, если нужны, могу позже дать.

>>Не случайно, слова «бог» и «богатство», оба __старославянские__
??

Reply

ulmerug March 21 2011, 13:16:08 UTC
>>>По поводу культа Перуна на Балканах - Й. Иванов. Культ Перуна у южных славян.

Ну там тоже всё весьма условно и скромно.

Reply

vened_14 March 21 2011, 14:04:47 UTC
Так на то это и брошюра. И написана была чёртекогда.) Факта фиксации культа Перуна на Балканах это всё не отменяет.;)

Reply

ulmerug March 21 2011, 14:43:05 UTC
Факт весьма и весьма зыбкий, если говорить о культе.

Зафиксировано существование слова - это да. Но лингвистические параллели легко объяснимы, как указывал выше Варинг.

По сути, единственный источник, говорящий именно о культе Перуна в рассматриваемом регионе - сведения иеромонаха Спиридона о почитании Перуна на территории Болгарии. Но это конец 18-го века.

Так что существующий весьма скудный материал, мягко говоря, не позволяет делать серьезные выводы.

К слову, многие "болгарские" города входили в "Список городов русских дальних и ближних", известный по источникам, ЕМНИП, с XVв. Так что даже если предположить какое-либо бытование культа Перуна в Болгарии, его можно легко объяснить и без неуместного славянофильского космополитизма;)

Reply


Leave a comment

Up