Тюмень. Сибирское чудо.

Sep 21, 2015 07:00





Да, дома рождаются и умирают, совсем как люди. И, как люди, они нуждаются в любви, заботе, внимании. Наши предки знали эту простую истину. Именно поэтому на тюменские дома, созданные с любовью, можно смотреть часами и не уставать, а только поражаться мастерству и искусности умельцев.




Взгляните на красоту, которая кроется не только в богатстве мотивов резьбы, но и в гармоничном сочетании совсем простых по форме наличников.




Тюменские деревянные дома стоит показывать тем, кто считает, что сруб - это три окошка и шесть на шесть метров.  Здесь же запросто строят дома вдвое, втрое и в пятеро больше вышеназванных размеров. А иногда встречаются и деревянные дома в 150 квадратных метров. Шесть на шесть двухметровых окон! Представляете?




Особенное значение в декоре зданий придавалось украшению окон. При всем богатстве и многообразии декоративных элементов дома, именно наличник в этом отношении является наиболее значимым.




Основным материалом для украшения наличников было дерево. Из него строили дома, им же и украшали. Использование деревянной резьбы в декоре домов стало широко применяться в России со второй половины XIX века. К концу XIX - началу XX века в Сибири сложились три центра монументально-декоративной резьбы по дереву: в Тюмени, Томске, Иркутске.




В Тюмени этот вид художественного ремесла возник раньше. Преобладающими видами в тюменской домовой резьбе являются глухая и объемная, меньшее распространение получила пропильная резьба.




Как по глазам человека, их выразительности мы судим о человеке, так и наличники деревянного дома во многом определяют его облик. Сам термин «наличник» на Руси начинает использоваться уже с XV века. Однако только в XIX веке, с расцветом домовой резьбы, он приобретает особенную архитектурно-декоративную ценность в украшении всего здания.




Появление пропильной резьбы относят к концу XVIII века, когда в крестьянском хозяйстве стала использоваться пила, основное орудие для ее изготовления. Выпиленная на доске и имеющая сквозные отверстия пропильная резьба имеет два вида: она либо составляет единое целое с фоном доски, либо воспринимается на просвет, обретая эффект прозрачности.




Наличник состоит из надоконной, венчающей его части, несущих, зрительно поддерживающих венчающую часть пилястр, в народе их называют иногда полотенцами, и нижней, подоконной, последняя в сибирской традиции значительно увеличена и представляет собой большой прямоугольный щит. Составной частью наличника являются также ставни.




Для наименования конструктивных элементов наличника используют много названий. Они характеризуют его как целостную и независимую от архитектуры здания структуру, имеющую самостоятельное образнохудожественное и символическое истолкование, как и сам дом.




Так, у наличника, как и у дома, выделяют: фронтон, карниз, фриз, консоль и другие конструктивные части. Как и дом, наличник отражает представления человека о строении Вселенной.




Форма и характер наличников чрезвычайно разнообразны, своеобразие их зависит от многих причин. К наиболее древнему типу наличников относятся валютные с гладким полем навершия и слаборазвитой подоконной доской, в более скромном виде повторяющей мотив верхней его части. К концу XIX века на первый план выходит декоративность наличника, в связи с этим усложняются и увеличиваются в размерах верхняя и нижняя его части, боковины. Поверхность навершия становится плоскостью, где размещаются резные панно, то же происходит и с подоконной доской, которая также становится местом размещения декора.




Часто фасады одного дома украшали разными наличниками: на главном фасаде располагали самые красивые, на боковом - скромнее и на дворовом - простые с меньшим количеством резных деталей.




Визитной карточкой тюменского купеческого дома является объемная «иконостасная» резьба. Тюменские мастера - «сницари» еще с XVII столетия славились изготовлением резных иконостасов на Урале и Сибири. В дальнейшем элементы иконостаса вышли на улицы Тюмени в виде резных цветочно-плодовых гирлянд и виноградной лозы.




Среди декоративных элементов объемной резьбы, украшающих наличники одного из тюменских домов, присутствует изображение шишки. Вероятно, этот мотив появился под влиянием сибирской (северной) природы и орнаментов коренных народов края. Однако мотив шишки, как и виноградной лозы, используется как один из элементов декора деревянных иконостасов, встречается он и в заставках христианских книг.




Все детали будущей композиции, выполненные в технике объемной резьбы, изготавливаются мастером по отдельности, тщательно моделируются и затем с помощью длинных тонких гвоздей без шляпок набиваются на доску-основу.




Особую красоту такой резьбе придает ее разновысокость: в пределах одной подоконной доски есть самая выпуклая точка, оторванная от фона сантиметров на пятнадцать, а то и больше, и самая низкая, приближенная к фону. Эта подвижность рельефа и обогащает игру светотени - то полупрозрачной, то густой, насыщенной.







Декор самых богатых особняков города связан с барочно-ренессансной резьбой. Ее особенность проявляется в более утонченном характере скульптурной орнаментации. В наличниках, выполненных в такой технике, чаще используется арочная форма очелий, а подоконная доска приобретает фигурный силуэт.







Как правило, наличники с объемной резьбой вводились в композицию фасадов сравнительно крупных зданий. Производство объемной деревянной резьбы стоило дорого. И, чем сложнее резные украшения, тем состоятельнее заказчики. Наличие объемного декора дома было одним из способов утвердить свое положение в обществе.







Используемые в декоре изображения не случайны, они несут в себе определенную информацию, и по отдельности, и в сочетании друг с другом способны рассказать о многом посвященному в тайны их значения.




Широкое распространение в тюменской домовой резьбе имеет геометрический орнамент - круг, крест, квадрат и ромб. Все эти знаки весьма архаичны. Время их появления можно отнести к периоду каменного века.




Круг или полукруг являются обозначением солнца, ромб - земли. Прямые вертикальные или волнистые линии обозначают дождь. Многозначно изображения креста - символа жизни, огня.




Преобладающим в тюменских наличниках является растительный орнамент, тесно связанный с представлениями о земле. Травы, цветы, кусты и деревья в старину назывались волосами земли.




Основными элементами растительного орнамента в декоре наличников являются: стилизованный завивающийся стебель с завитками, листья крины (древнерусской лилии), пальметтовидные листья, плоды, ветвь с пышными листьями, цветы, гроздья виноградной лозы, пальметты и цветущие растения в вазоне. Растительные композиции, составленные на основе этих мотивов, несут в себе идею плодородия и процветания.




Особенностью объёмной резьбы можно назвать наличие «пустого поля» - мест на наличнике совершенно незаполненных резьбой или рисунком. Если наличник выполняется в технике пропильной резьбы - таких мест нет и быть не может, поэтому наличник получается более легкий и воздушный. Здесь же он наоборот - тяжелый, доминирующий над остальной стеной.




Ещё одной особенностью Тюменских наличников можно назвать украшение нижней части наличники - под окном. Хотя этот элемент украшения встречается и в других городах, но здесь он более распространен, что и позволяет говорить о вытянутой форме наличника, при вполне обычных пропорциях собственно окна.




Сибирь - край, полный чудес. Главное - уметь их увидеть.




Россия, Дерево, Этника

Previous post Next post
Up