Навеяно
http://kommari.livejournal.com/677793.htmlhttp://blanqi.livejournal.com/256129.htmlи обзором "Деревенской прозы"
http://lit.1september.ru/2001/05/no5_3.htm Сначала несколько цитат
"Умирание русской крестьянской цивилизации" - это когда крестьянин Гагарин вместо дойки коров в космос полетел? Что здесь "болезненного"? :)))
http://kommari.livejournal.com/677793.html?
replyto=16356257&style=mine
Машинами доить, механизацией, меньшим количеством людей. Вы (без личного выпада это) представляете, что такое КАЖДОДНЕВНЫЙ уход за коровой? Этих бы плакальщиков-деревенщиков да в доярки! Духовность, мать ихнюю... Облегчать труд, делать его творческим, интересным, ненудным - а не плакаться.
http://kommari.livejournal.com/677793.html?replyto=16368801&style=mineудивительная "придумка" наших деревенщиков - считать идиотизм и духовность качествами однокоренными
http://kommari.livejournal.com/677793.html?replyto=16367265&style=mineblanqi
Деревенская литература" - деградация связывающей страну культуры, гниль, предтеча распада.
Деревенская проза (ДП) в совестской литературе мне всегда казалась инородным явлением - этакий "плач Ярославны" об ушедшем. Само ее формирование относится к брежневской эпохе, хотя ее "предтечи" появляются уже в хрущевское время, начиная, с "критики культа личности".
Это понятно: разрещили высказаться всем - и детям коллективизаторов ("комиссары в пыльных шлемах") и детям коллективизируемых. Есьественно, с той и другой стороны пошел плач, навеяный воспоминаниями об "обездоленном детстве". Но самый расцвет ДП пришелся на брежнескую эпоху, начало социального окостенения. Если смена колхозной фермы на кульман инженера была огромным прогрессом, то далее "прогресс" стал просто микроскопическим: что такое повышение зарплаты на 20-30 или даже 100 рублей, когда для твоих детей закрыт путь наверх, где прочно гнездятся дети номенклатуры? Вот тогда у ДП появилась массовая аудитория плакальщиков о прошлом.
Второй момент - механизация в деревне, а также ее приближение к стандартам городской жизни незначительно продвинулись в брежневскую эпоху. Выход человека в космос (Леонов), луноход на Луне, орбитальные космические станции и грязь на деревенских улицах, элементарно, нет асфальта. Не было асфальта более в российских деревнях, а не в "братских республиках", хотя начинали они после войны одинаково. Вот значит как ударно работали при соввласти - такую военную технику насоздавали, что до сих пор хороша, атомных бомб наклпепали, так что до сих пор плутоний продают, а руки до деревни не дошли. Вернее дошли, но не до российской. Типа прибалты, Беларусь и Украина будут кормить промышленную Россию - этакое разделение труда. Да, кормили, но одновременно и считали "сало, которое съели злые москали". Заметим, что начиная с Хрущева, фактически, на русской деревне поставли крест - даже молодежь отправляли подальше от Москвы в Казахстан, чтобы не бузила. Многочисленные последующие постановления партера и правительства лишь подчеркивали конвульсивность и комнанейщину в аграрной российской политике:
"рязанское дело", кукурузомания, и вторая "коллективизация" от Хрущева:
"незаконная ликвидация в конце 50 - начале 60-х годов личного скота сельских жителей под предлогом отвлечения их от труда в общественном хозяйстве. Личный скот, главным образом коровы, в течение трех лет был частично сдан в общественные стада, а основная часть была крестьянами уничтожена. В результате страна потеряла миллионы голов скота".
Третий момент - фиксированные цены не стимулировали выпуск сельхозпродукции. Знаменитый картофель по 10 копеек в советских госмагазинах в середине 70-х уже стал нонсенсом, тогда когда уже большая часть населения жила в городах. Но это же "завоевание социализма" и подорожание продуктов питание могло до глубины души возмутить тех, кто от тяжелого деревенского труда убегал в города. Но в свою очередь не могло сподвигнуть на высокопроизводительный труд в колхозах и совхозах деревенских жителей, особенно при нараставшем в 70-х гг. дефиците.
Четвертый момент - социальная политика позднесоветской власти - следствие неофеодализма - горожанам не давали землю на селе, были ограничения на покупку домов, на масштабы строительства. Не было в свободной продаже и стройматериалов. Оно и понятно - раб станка и кульмана, терпеливо стоящий в очереди на жилье, не должен питать иллюзий относительно своего статуса, которые может дать дом деревне и земля вокруг него. Этим последним советская власть себя окончательно и похоронила. Детям выходцев из деревни она не могла дать больше в матеиальном плане, но она могла дать больше хотя бы ощущение свободы - свой дом на своей (в вечном пользовании) земле. Плюс к этому - массовая автомобилизация, которая сдвинула бы автопром. Плюс к этому новый толчок промышленности - спрос на предметы домашнего обихода во втором доме. Первые шаги сделал в этом направлении Горбачев, но сделал одновременно с началом откровенно инфляционной политики, в результате чего начинания, которые при грамотном управлении могли бы продлить существование СССР еще лет на 20, лишь ускорили его крах.
Все эти факторы увеличивали интерес к писателям-деревенщикам, глядящим назад в подернутое дымкой детских воспоминаний прошлое, но которые совершенно не говорили о том, что нужно делать в настоящем, кроме сентиментально-морализаторских наставлений. Оно и понятно, плакать о коровках - одно, а покушаться на роль КПСС - совершенно другое...