Дело видеоблоггера Соколовского, на свой страх и риск изгонявшего покемонов из православного храма, проницательные люди (см. afranius, wanderw) трактуют по аналогии с делом Пусси Риот, - как провокацию, направленную на омрачение имиджа Церкви, с одной стороны, и «либеральной общественности», с другой стороны. И действительно, это дело явно способствует дискредитации не только Церкви, но и всего «служилого сословия» России в глазах молодого («цифрового») поколения. Но конфликт, который обрисовывается этим делом, не умышленный, как в случае с Пусси, а вполне реальный. Сам по себе блоггер Соколовский, вкупе со своими деяниями и мнениями, не искусственный «проект», как Пусси, а естественный продукт своего поколения и своей культурной среды. Это дело максимально выпукло обрисовало несовместимость стиля жизни «цифрового» поколения с представлениями, ценностями и повадками носителей сложившейся системы власти в России.
Еще раз подчеркнем принципиальное отличие этого дела от скандала с Пусси Риот. Пусси относятся к молодежи только физиологически, по возрасту. Весь «креатив» Пусси придуман старперами в погонах, которые в плане молодежной культуры застряли где-то в 1960-х, максимум - в 1980-х гг. Все пуссианские перформансы - это «спецоперации» с «хитрым планом», а не некое спонтанное проявление молодежной активности. Поэтому движуха вокруг Пусси реальную «школоту» всерьез не обеспокоила, люди просто не отнесли эту ситуацию к себе. Иное дело Соколовский: он «плоть от плоти» специфической «ютубовской журналистики»; средний, типичный представитель этой культурной среды. Все его «раздражающие» черты, сам стиль его взаимоотношений с реальностью и даже его отношение к религии, - «родовые» для «цифрового» поколения и в той или иной степени присутствуют у всех его представителей.
Если вам до сих пор был чужд весь этот сегмент культуры, то найдите с помощью Гугла канал Соколовского. Посмотрите, о чем и как он вещает («скандальные» записи там, кажется, до сих пор присутствуют). Потом посмотрите, о чем и в какой стилистике вещают другие видеоблоггеры, топовые и не очень, направляющие свое внимание на фильмы, игры, тенденции моды, различные актуальные темы, волнующие молодежь. Тогда вы поймете, что Соколовский - так же «уникален», как муравей в муравейнике, а скандальный «репортаж» о ловле покемонов в храме - это, по жанру, обычный «летсплей» (запись игры с едкими комментариями). Специфика Соколовского лишь в том, что он, в погоне за рейтингом, направил свое внимание в табуированную сферу. Просто один единственный муравей случайно забежал к вам в сахарницу и устроил там «провокацию». Но сам по себе муравей - это не «провокация», а реальность, и за ним маячит еще миллион муравьев, ничем от него не отличающихся. Это нужно понимать, - на случай, если у вас появилось желание разворошить муравейник и передавить муравьев, но при себе нет никакого подходящего инструмента, кроме голой задницы.
Ознакомившись с этим сегментом культуры, вы поймете также и нечто более важное. Ненависть государственных «защитников Веры» в адрес Соколовского вызвана не столько смыслом его поступка («демонстрация атеизма»), сколько стилем исполнения и самим габитусом блоггера. «Праведный гнев» по большей части адресуется не к конкретному поступку, а к родовым чертам поколения. Соколовский, такой какой он есть (а вместе с ним - еще миллион «цифровых муравьев»), просто не совместим с тем образом молодежи, который «старперы у власти» могут считать сколь-нибудь приемлемым. Если бы свой воинствующий атеизм Соколовский выразил в классическом «старперском» стиле, никто бы его преследовать не стал, и в этом смысле взрослые сторонники атеизма (Познер и т.п.) напрасно беспокоятся. «Фурор» произвело именно органичное вливание темы в габитус «цифрового поколения». И молодежь прекрасно почувствовала, что в лице Соколовского был осужден не атеизм как таковой, а сам стиль ее жизни, все то, что она считает нормальным, естественным и привычным. Отныне «поколение власти» рассматривается «цифровым поколением» не как источник мелких неприятностей и курьезов, а как фундаментальная угроза самому его существованию.
Мне сложно представить, что в стране, где через 30 лет будет жить 100 миллионов «Соколовских», смогут сохраниться такие типажи власти, как «Президент Путин», «Патриарх Кирилл», «Судья Шопоняк». Какой бы злобной и диктаторской ни была власть в массовом обществе, она вынуждена подстраиваться под господствующий человеческий ландшафт. «Цифровой ландшафт» налагает определенные требования на сам стиль существования власти. В частности, этому стилю абсолютно противопоказаны «светобоязнь» и «споробоязнь», как и любые их мельчайшие внешние проявления (которые только притягивают удары, как страх - притягивает агрессию собак). Здесь я хочу напомнить, что еще не так давно «сверху» всерьез пытались вбросить идею о законодательном запрете видеорегистраторов (и до сих пор всерьез воюют со «шпионскими спецсредствами» в руках населения). «Энтузиастов» в данном случае остановили, но сам инстинкт панической светобоязни - это наиболее существенная черта габитуса нынешней власти, особенно в глубинке, и никакой внешней мимикрией под «цифровую открытость» это не компенсировать.
Вспомним, что против поколенческих сдвигов даже сталинцы с их гигантской системой принуждения не смогли ничего поделать. Сталинизм в России пришлось свернуть и заменить на нечто более человечное, когда подросли более культурные советские поколения, воспитанные сталинской же системой образования. Власть не может ничего противопоставить изменениями тектонического масштаба, происходящим в обществе. Это слишком затратно. Если власть слишком выделяется из общего ландшафта и «прет против рожна», то в конечном счете до необходимых косметических преобразований додумается одна из группировок самой же власти, присвоив себе в награду имущество и засушенные головы менее расторопных конкурентов.
При этом нет особой разницы, является страна по-настоящему суверенной или чье-то «владение». «Хозяева полуколонии» заинтересованы в сохранении колониальной администрации только до тех пор, пока она способна дешево обеспечивать стабильность. Если сам габитус администрации становится фактором нестабильности, провоцирующим возмущение большинства населения, то такую администрацию «скормят» народу и заменят на нечто более адекватное и дешевое. Благополучие миллионов российских чиновников, силовиков и политических администраторов сегодня обеспечивается только тем, что их специфический габитус и способ осуществления власти пока что соответствует габитусу большинства населения. В тот момент, когда они начнут «резко выделяться», они перестанут быть «хранителями стабильности» и станут источником нестабильности. И тогда «Хозяева России» (кто бы они ни были) уничтожат их как социальный слой и заменят на тех, в ком «100 миллионов Соколовских» будут видеть «своих».
Чисто инстинктивное желание представителей власти «все это удушить и обломать в зародыше» лишь усугубляет ситуацию и заставляет «цифровое поколение» поскорее осознать свою полную чуждость тому, что сегодня в России является властью. Здесь можно провести отдаленную параллель с такими провокациями, как «Кровавое Воскресенье» 1905 г. и «Ленский Расстрел» 1912 г., которые в сознании значительной части населения зафиксировали абсолютную пропасть между народом и верхушкой. Они запустили цепочку событий, по итогам которых старая элита была сметена, а в России на много десятилетий стал невозможен иной стиль существования, кроме рабоче-крестьянского (либо мимикрии под него). Возможно, в перспективе 20-30 лет, точно также будет сметено и затоптано все то, что не вписывается в стиль жизни блоггера Соколовского. В этом смысле блоггер Соколовский - не просто «слуга Сатаны», о чем, наверняка, догадались проницательные представители судебной системы, но самый настоящий Всадник Апокалипсиса - для них, их детей и внуков, и всего их социального слоя.
http://kornev.livejournal.com/529458.html P.S. Obsrvr -
kornev, на мой взгляд, очень оптимистичен.
Закручивание духовных скреп может дать другой эффект.
Увидев фото подумал, что фотожаба - мужики в церковном облачении с галстуками - из серии "как управлять вселенной, не привлекая внимание санитаров"
https://www.tvc.ru/news/show/id/116492 Но затем нашел полное видео (с 0:36)
https://www.youtube.com/watch?v=l4sjNfwGufw Все бы ничего, но таки хочется напомнить классическое
И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?
Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
Быт. 4:9
Горе вам, книжники и фарисеи,
лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
(Мф. 23:27) Разве сторож ВВП неразумных русским братьям (не братьям?) на Украине ...
И желание скрыть провалы вполне может привести РФ к "фундаментальности" КСА и с теми же успехами по
боеспособности.
Напомню что стяжяние благодати почти 1453 года никак не помогли одной богоспасаемой державе в день 29 мая.
А так все пучком будет, как и Константинопольским патриархатом, он уже почти на полтыщи лет пережил неразумных (недостаточно набожных) базилевсов ...
P.S.
Можно конечно
постебаться за гонкой москвичей за импортоми все очень духовно, очень скрепно, но вот вопрос: почему такой лютый ажиотаж с горчим желанием, если мощи святителя Николая Чудотворца издавна пребывают, как минимум, в 25 московских храмах, где всякий желающий всегда мог прикоснуться к святыне в любое время и без всякой очереди?
По логике, варианта два: или мощи из Бари, с сертификатом
Папы, лучше, качественнее, надежнее (но такого, как я понимаю, быть не может), или отечественные мощи ничем не хуже, но народ российский соборно, занимая очередь с рассвета, усталости не зная, могучим потоком предпочитает импортное...
Но факт остается фактом - москвичи встали в очередь приобщиться к благодати, но никто не вышел протестовать против убийств в Донбассе...
И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?
Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
Быт. 4:9
Да-с, каков поп, таков и приход -
-
Папа Римский благословил участников АТО и помолился с ними за мир на Украине- Что делает патриарх Кирилл ? Принимал ли он официально бойцов с Донбасса?
Вопрос риторический ...
Не банальный вопрос - просуществует ли РПЦ до 2088 года ?