Отдельные мысли не претендующие на охват личности полностью.
Сталин, бесспорно, величайший политик (как мастер политической интриги) и организатор народного хозяйства СССР.
Политическое чутье и хватка позволили ему оседлать ударную волну демографического перехода, которая сбросила неудачливого последнего императора всероссийского.
Мастерство интриги несомненно: с Зиновьевым и Каменевым против Троцкого, с Бухариным и Рыковым против Троцкого-Зиновьева-Каменева, с новым поколением партийцев против Бухарина, со старой гвардией-интернациональным сбродом против молодых националистов (послевоенные процессы и дела).
Указанные эти выдающиеся качества в значительной степени компенсируются его провалами как теоретика - создателя образа будущего.
Сталин в значительной степени оставался в тени Ленина, подавая себя как верного его продолжателя, что было особенно важно в борьбе с "право-троцкистским блоком".
Собственные теоретико-практические наработки невелики хотя и достаточно значимы, особенно первое: построение социализма в одной стране, балансировка между коренным бесправным большинством и инородческими кондотьерами, союз с Великобританией и США против Германии и роспуск Коминтерна, новая политическая сущность - "страны народной демократии".
Но основные мины, заложенные под российскую государственность в эпоху октябрьского переворота и гражданской войны не были ликвидированы, что и послужило в последствии причиной крушения СССР. Заметим сразу - эти мины глубокого заложения поначалу давали значительный политический эффект. Говоря о них надо помнить о разнице задач СССР до и после ВМВ. До ВМВ стояла задача элементарного выживания, частично она стояла и после конца ВМВ - до появления ракет с ядерным оружием, способных достигать территории США.
Частично задача уже была решена в год смерти Сталина - создание водородной бомбы.
Но новые задачи, стоявшие перед СССР - как стране победителе ВМВ и участнице передела мира, не были решены Сталиным, более того - были заложены основы для их Нерешения. Хотя сначала все было хорошо - коммунистические перевороты по всей Вост. Европе в 1948 г., но потом экспорт советской модели, оформившейся в СССР к 1937-1939 гг. значительно ухудшил дело.
Надо четко отдавать отчет о реальных несовместимости двух моделей страны:
а) находящейся в полной изоляции (как нынешние Куба и КНДР) - довоенный СССР
б) страны-участнице передела мира и гегемона на 1/3 мира
Для первой модели хороши и естественны безоглядный напор, прямые методу управления (вплоть до ГУЛАГа и перманентных шпионских процессов) и пр. "родимые пятна тоталитаризма".
Для второй модели необходимы косвенные методы управления, в первую очередь финансово-экономические.
Говоря о минах, заложенных под российскую государственность надо отметить следующее:
1) Безоглядная ставка на жесткое идеологическое противостояние. Это позволяет мобилизовать сторонников в различных странах, находящихся зачастую у вершин власти ("кембриджская пятерка"), но не дает распространить влияние на относительно нейтральные страны, где власти не хотят противостояния, а хотят торговли.
2) Модель безоглядной помощи союзникам без расчета на какую-либо отдачу в будущем. Опять же хорошо в войне, но совершенно истощает страну и раздражает народ в мирное время. Уже многократно приводил пример - уровень автомобилизации в СССР был ниже чем в ГДР.
3) Перекройка территории Великой России в угоду текущей полит конъюнктуре. Надо ослабить врагов во внутренней политике - выделяем из РСФСР новые республики: Казахстан в отдельную союзную республику (1936); надо погрозить соседу создаем
Карело-Финскую Советскую Социалистическую Республику (1940), при этом только у Хрущева хватило смелости ликвидировать это странное образование (1956).
4) Появление стран "народной демократии" практически автоматически ставило крест на СССР - как открытом для расширения сообществе - нашинковать под грядущие перемены Великую Россию смогли, а состоявшиеся перемены, не использовали. Более того экспансия тормозилась:
СЭВ создан в 1949 году, но по-настоящему активная его деятельность началась около 1960 г., когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода социалистической альтернативой ЕЭС (Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза). Попытки провести новое областное деление в СССР и под этой формой ослабить структуры союзных республик не удались, см. ниже, п.6, 7.
5) Страны "народной демократии"в конечном итоге дали тот же эффект, что и выкройка "союзных республик" из Великой России - укоренение местных национализмов и торможение реальной интеграции экономической и политической интеграции вплоть до последующего паразитирования на СССР.
6) Клятвы в верности Ленину заблокировали самое важное дело Сталина - организацию преемственности власти и ее передачу новому поколению. По уму преемник должен быть провозглашен на XIX съезде КПСС, но этого не было сделано, потому что реальных преемников не было - см. следующий пункт. Заданный при Сталине тип власти - из власти только вперед ногами - предопределил и застойность политической власти в СССР. КНР, КНДР, Куба, Вьетнам сумели таки преодолеть такую ошибку ленинизма-сталинизма. Надо отметить, что Путин, несмотря на разговоры о его недалекости, пожалуй первый глава России с 1917 г., который сумел-таки передать власть преемнику, сохраняя при этом влияние.
Надо отметить, что ленинское
"Письмо к съезду" с уничижительными характеристиками ближайшего окружения и с туманным пожеланием: "Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д."
надолго отбило даже сами мысли об организации преемственности в коммунистической партии и задало стиль поведения: вождь стоит в стороне, осмеивает ближайшее окружение и мечтает о "другом человеке", не называя его.
7) "Ленинградское дело" и разгром русской партии в КПСС (1949-1950) и предопределили крушение СССР через 40 лет. "Ленинградское дело" и последующие дела против националистов других наций показали, что в новых условиях (передел мира) протаскивают старые подходы ("осажденная крепость").
Отказ от опоры на русский народ, несмотря на красивые тосты за здоровье народа, привел к совершено естественному
поиску друзей за океаном, которую начал уже Хрущев (1959) - заметьте, что американские президенты не стремились шататься по СССР (
(22-30 мая 1972 года состоялся первый за всю историю двухсторонних отношений официальный визит действующего президента США Ричарда Никсона в Москву; 23-24 ноября 1974 года в районе Владивостока состоялась рабочая встреча генерального секретаря Леонида Брежнева и президента США Джеральда Форда; 29 мая - 2 июня 1988 года в Москве состоялась встреча генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева и президента США Рональда Рейгана; 29 июля - 1 августа 1991 года СССР с первым официальным визитом посетил Джордж Буш старший)).
8) Экономические меры, предлагаемые СССР - создание зоны торговли, основанной на золоте, а не на долларе был крайне перспективны, но отказ от открытого провозглашения преемственности и смерть Сталина закрыли этот перспективный путь развития.
В заключение еще раз - Сталин величайший политик (как мастер политической интриги) и организатор народного хозяйства СССР. Все его качества блестяще раскрылись в условиях СССР как "осажденной крепости", но новые задачи, связанные с мировой ролью СССР как победителя во ВМВ и участника передела мира, оказались ему не по плечу (хотя бы в силу возраста и предыдущего опыта), причем в самых важных делах политической власти - определении политической базы (слоев населения) и выборе преемников. Отказ от назначения преемника привел к краху тех правильных начинаний (золотой стандарт), ослабление влияния руководства республик в СССР (областное деление), которые бы дали мощный импульс СССР как мировой державе и упрочили бы целостность страны.
Дополнения
Три десталинизации и товарищ Сталин
http://periskop.livejournal.com/687043.html