Часть 2 Я не буду сейчас вспоминать и пересказывать всю историю с первым появлением на свет изображений этого строящегося архитектурного «шедевра», его освещением в интернете, ответной реакцией, породившей
резонанс,
брифингом и последующими обсуждениями. Все это вы уже видели, слышали, а если нет - то посмотрите. После обсуждения в сети и после комментариев официальными лицами вопросов к этому объекту по-прежнему больше, чем ответов. В публичном доступе практически нет никакой проектной, технической, юридической и иной информации по вышеупомянутой стройке. Поэтому нам пока остается только анализировать существующие нормативные документы и делать скупые выводы на их основе.
Итак, давайте попробуем немного разобраться на примере данного «чуда архитектурной мысли» - как же все-таки регламентируется градостроительство в городе Кирове. Повторюсь, вследствие отсутствия документации по объекту в ходе анализа вопросов будет больше чем ответов.
Основным и главным нормативным документом, регламентирующим градостроительную деятельность, является Градостроительный Кодекс РФ (в действующей ред. от 05.05.2014 г.). Ознакомиться с этим ёмким документом можно
здесь. Подробно цитировать и обсуждать градкодекс в рамках данной статьи мы не будем, а только вынесем оттуда важный для нас вывод - все функции по обеспечению градостроительной деятельности, планированию и функциональному зонированию городской территории, разработке и утверждению конкретных региональных градостроительных норм (с цифрами), выдаче разрешений на строительство и ведению соответствующих реестров, контролю за строительством и т.д. возлагаются на местный муниципальный орган управления. В нашем случае - на Администрацию города Кирова в лице Управления градостроительства и архитектуры (включая Градостроительный совет). Поэтому, обратимся за местными градостроительными нормами на сайт городской администрации, в раздел
Градостроительство.
Из очень немногочисленных представленных документов наибольший интерес для нашего конкретного объекта имеют
Правила землепользования и застройки города Кирова (далее сокращенно - Правила). В принципе, в данных правилах сосредоточены как раз все основные местные градостроительные нормы, касающиеся отдельных участков и районов города.
Весь город разбит на отдельные градостроительные зоны, для каждой из которой установлен свой градостроительный регламент. Градостроительный регламент включает в себя определение видов разрешенного использования участка, его границ, площадей, плотности застройки, максимальной высоты зданий и иных требований. Все выделенные градостроительные зоны нанесены на «
Карту-схему градостроительного зонирования территории г. Кирова».
Застраиваемый участок на углу Ленина/Воровского находится в зоне Ц-2 «Зона обслуживания и деловой активности местного значения». Градостроительные требования к данному участку определены статьей 46.1 Правил.
Основные виды разрешенного использования недвижимости:
- многоквартирные секционные жилые здания со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения, в том числе встроенно-пристроенными автостоянками; (в ред. решения Кировской городской Думы от 30.03.2011 N 50/4)- общественные здания административного назначения;
- проектные, научно-исследовательские и изыскательные организации, не требующие создания санитарно-защитной зоны;
- офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний;
- гостиницы; (в ред. решения Кировской городской Думы от 30.03.2011 N 50/4)
- кредитно-финансовые учреждения;
- здания для культурно-досуговой деятельности населения;
- компьютерные центры, интернет-кафе;
- магазины, торговые комплексы;
- выставочные залы;
- предприятия общественного питания (рестораны, столовые, кафе, закусочные, бары);
- фирмы по предоставлению услуг сотовой связи;
- учреждения и предприятия связи, предназначенные для непосредственного обслуживания населения (отделения связи, почтовые отделения, междугородние переговорные пункты и прочие);
- отдельно стоящие здания УВД, РОВД, участковые пункты милиции, ГИБДД, военные комиссариаты;
- поликлиники; консультативные поликлиники;
- аптеки, пункты оказания первой медицинской помощи, центры медицинской консультации населения;
- судебные и юридические учреждения;
- транспортные агентства по продаже авиа- и железнодорожных билетов и предоставлению прочих сервисных услуг;
- центры по предоставлению полиграфических услуг (ксерокопии, размножение, ламинирование, брошюровка и пр.);
- фотосалоны;
- ЦТП, ТП, РП;
- ветеринарные учреждения без содержания животных;
- приемные пункты прачечных и химчисток, прачечные самообслуживания;
- пошивочные ателье, мастерские по ремонту обуви, часов, ремонтные мастерские бытовой техники, парикмахерские, косметические салоны и другие объекты бытового обслуживания.
Как мы видим, список разрешенных объектов очень большой и разношерстный, а конкретные нормативные количественные требования к застройке не указаны. Отсюда можно сделать вывод, что под градостроительный регламент данной зоны можно при желании подвести практически любой нужный объект.
Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства:
- В зоне действия дополнительных ограничений по условиям охраны культурного наследия должен соблюдаться режим содержания и использования историко-архитектурно-заповедной территории и единой охранной зоны территории и режим охраны культурного слоя г. Кирова. Здесь должны соблюдаться дополнительные требования сомасштабности построек сложившемуся архитектурному окружению и требования декорирования фасадов.
- Для отдельно стоящих зданий общественного назначения размеры земельных участков определяются в зависимости от видов использования по нормам, установленным для каждого вида.
- При размещении зданий, строений, сооружений, требующих специального согласования, необходимо соблюдение СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", требований санитарных правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и других нормативных документов, введенных в действие на территории РФ.
А вот тут уже интереснее! Пункты 2 и 3 без изучения проектной документации ничего не дают. А вот пункт 1 предполагает ограничения застройки в охранных зонах культурного наследия. Некоторые представители власти и общественности заявляют, что район застройки не является исторической частью города. Что вызывает большие сомнения, ведь совсем рядом по соседству расположены старинные здания дореволюционной постройки. И даже на месте строящегося здания раньше располагалось здание 1821 года постройки - как раз его фундамент нашли строители при отрывке котлована.
Смотрим дальше Правила - «
Карта-схема зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия». И видим следующее: застраиваемый участок находится в границах сразу трех охранных зон - в границах исторических территорий, в границах групповой охранной зоны и в границах территории градостроительного комплекса памятников (заповедной территории). А требования и ограничения застройки к этим зонам описаны в статье 47 Правил «Описание ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия». Статья содержит общие требования к регулированию застройки, общий смысл которых сводится к необходимости обязательно учитывать при строительстве и реконструкции облик сложившейся исторической застройки и соответствовать ему. Давайте еще раз взглянем на картинку и убедимся, что новое здание сложившейся застройке ну никак не соответствует!
И все-таки нужна конкретика. Изучаем дальше. Открываем «
Схему градостроительного регулирования на исторических территориях центральной части города Кирова», которая является Приложением №4 к вышеупомянутой статье 47 Правил (кстати, в редакции от 26.02.2014 г.). Смотрим - участок застройки относится к кварталу №360, который в свою очередь относится к заповедной территории ЗТ-3.
Далее, открываем
Приложение №2 к ст.47 Правил «Ограничения к градостроительным регламентам в границах исторических территорий центральной части г. Кирова». В котором содержатся требования к границам земельных участков, архитектурным решениям, объемно-пространственным и композиционным решениям зданий. Помимо общих требований, что нужно соблюдать стиль общей исторической застройки, сомасштабности с соседними объектами, здесь имеются более конкретные требования, которые явно нарушены:
- Запрещено применение в оконных системах и фасадах тонированного, цветного, зеркального, матового и т.д. стекла. Современные оконные системы допускаются только при условии стилизации к исторической среде.
- Запрещена отделка стен современными отделочными материалами (плитка, панели, сайдинг).
- Запрещено устройство плоских кровель. Крыша должна быть скатного типа.
- Входные группы должны быть выполнены в едином историческом стиле.
Открываем следующее
Приложение №3 к ст.47 Правил «Ограничения к градостроительным регламентам по высоте зданий и по цветовому решению фасадов». Ограничений всего два, и, на мой взгляд, оба явно нарушены:
- Ограничение высоты зданий по улицам Ленина и Воровского 12-15 м. Восьмиэтажное здание при средней высоте этажа 3 м с учетом крыши будет высотой около 30 м, что в 2 раза больше допустимой высоты.
- Рекомендуемое цветовое решение застройки - оттенки серого, красного, желтого. Опять же по картинке видим, что цветовое решение фасада далеко от рекомендаций и от цветов существующих зданий.
Кратко резюмируя итоги изучения местных градостроительных норм:
- Общероссийские градостроительные нормативные документы содержат лишь общие принципы и требования к градостроительной деятельности. Все конкретные нормативы должны разрабатываться в местных органах власти. Главные местные градостроительные документы, имеющиеся в общем доступе - Генеральный план города Кирова и Правила землепользования и застройки города Кирова.
- При этом и они не содержат всех конкретных градостроительных норм (плотность и коэффициент застройки, площадь озеленения, минимальная площадь участка, отступы от границ участка и соседних объектов, нормы количества парковочных машино-мест, требования к организации движения транспорта и пешеходных потоков, и т.д.). Какие требования были прописаны в Градостроительном плане, выданном на участок, и какие цифры использовали проектировщики - неизвестно.
- Участок расположения здания все же входит в историческую часть города и на нем действуют определенные Правилами ограничения градостроительных регламентов и требования к застройке. Отталкиваясь от внешнего вида здания на картинке ясно видно, что здание нарушает архитектурный облик исторической застройки, требования Правил к виду и высоте здания нарушены.
- Согласно главы 7 Правил, при наличии отступлений от градостроительных требований проект здания должен в обязательном порядке выноситься на публичные слушания и после них согласовываться на Градостроительном совете. Однако, публичные слушания не проводились.
Вот что получается - администрация города разрешила строительство непонятного торгово-офисного центра, абсолютно не вписывающегося в застройку исторической и культурной части центра города, наплевав на свои же собственные архитектурные требования. При этом совсем проигнорировав общественное мнение и ничем не обосновав нужность здания данного функционала в данном виде в данном месте.
Попытка оправдаться перед общественным резонансом, устроив брифинг, выглядела именно как судорожная попытка оправдаться, и никак иначе. Банальные ответы на вопросы для галочки, витиеватый уход от вопросов посложнее и полное игнорирование острых вопросов - вот каким был стиль проведенного брифинга. Непонятно - зачем собрали брифинг, и что хотели пояснить? После него вопросов появилось больше, чем ответов. Поэтому мы с вами продолжим разбираться в этом деле.
Arhitektor