Долгин Ю.И. ПИФАГОРИЯ

Jan 29, 2020 20:56

Долгин Ю.И. ПИФАГОРИЯ

ПРИТЧИ О ПИФАГОРЕ

Клятва пифагорейцев опиралась на число четыре.

«ТЕТРАДА РАВНА МОНАДЕ».

(Четверица равна Единице)

1+2+3+4=10=1+0=1

image Click to view



Славлю гений Пифагора!

Славлю Мысли торжество!

Пифагор построил Город:

За основу взял всего

Камень прочный чисел целых.

Площадь в городе - КВАДРАТ;

Здания из КУБОВ сделал;

Крыш - из ТРЕХ УГЛОВ наряд...

Весь в модели самой ранней,

Но и вечной! На Земле

Вырос Град и стал бескрайним.

Мудрость, Мир, Мечта - в Числе.

Пифагор: "Числа правят миром".

"Тетраксис Пифагора" выражает: клятву Пифагорейцев: Тетрада (четверка чисел) составляет Декаду: 1 + 2 + 3 + 4 = 10, т.е. однозначные (числа первого порядка) - превращаются в двузначное число (первое число второго порядка) - происхо­дит восхождение на новую качественную ступень и возврат к Единому (Абсолюту).

ПИФАГОР В ЕГИПТЕ

Первый вопрос: "Кто наибольший враг человека: зверь, злоумышленник, стихия или болезнь?"

Пифагор ответил: "Ни хищный зверь, ни коварный зло­умышленник, ни бурная стихия, ни изнурительная болезнь не способны причинить такой вред человеку, какой он может причинить и часто причиняет себе сам. Поэтому я отвечаю: наибольший враг человека - сам человек".

Тогда Пифагору предложили второй вопрос: "Кто наи­лучший друг человека?" Пифагор ответил: "Наибольший друг человека - зверь, злоумышленник, стихия и болезнь, потому что в борьбе с ними человек - от рождения самое беспомощное существо на свете - обретает разум и силу и становится в пери­од зрелости самым могущественным обитателем земли".

ПИФАГОР В ИНДИИ

Когда Пифагор пришел в Индию, то обратился к мудре­цам-йогам с просьбой научить его всему, чего он не знает.

- У кого ты учился? - спросил старейший йог.

- До Индии я посетил Египет. Жрецы Мемфиса и Фив были моими Учителями Мудрости.

- Что ты узнал от египетских жрецов?

- Значение и величие чисел.

- Величие чисел измеряется величием богов. Велики ли боги Египта?

- Богиня Изида имеет тысячу имен.

- Тысяча - очень небольшое число: всего лишь единица с тремя нулями. Одни сутки жизни младшего индийского бога Брахмы равны человеческим векам, число которых имеет единицу с девятью нулями; а сутки жизни нашего старшего бога Виранчаны измеряются числом человеческих веков, превы­шающих единицу с тремя десятками нулей. Можешь ли ты на­звать более великого бога, сочетаемого с превосходящим чис­лом?

- Могу. Бога моей родины - Эллады. Аполлон на колес­нице управляет четверкой коней. Это число четыре. Аполлона окружает свита из девяти муз - покровительниц искусств и наук.

А так как ведущий бог творчества - сам Аполлон, то вместе они составляют число десять. "Четыре" и "Десять" - ве­личайшие из всех чисел.

- Это шутка? - спросил старший йог.

- Нет. Это математика, - ответил Пифагор.

ЗАКОН ЗАГАДОЧНОСТИ

Однажды Пифагору сказали: "Истина должна быть одна. Почему же у каждого мудреца картина мира отличается от картин других мудрецов?"

Пифагор ответил: "Все мудрецы стремятся к максималь­но гармоничной картине мира. Но непрерывный процесс по­знания прекратился бы, если б кто-то нашел исчерпывающ гармоничную картину. Поэтому в Природе наряду с Законом Гармонии существует Закон Загадочности, по которому - чем выше Гармония, тем больше в ней загадочных неувязок. Именно Закон Загадочности обеспечивает беспредельность позна­ния".

ШАРАДА

При переводе с одного языка на другой непередаваема или малопередаваема игра слов.

Пифагор иногда ради формулативного выражения мыс­ли пользовался игрой слов.

Мы попытались найти русский эквивалент греческой игре словами.

Пифагора спросили:

- Почему на Земле добро и зло так переплелись, как в запутанной шараде? И почему так часто зло берет верх над добром?

- Потому, что земной шар пока еще шар ада, а не рая.

ПИФАГОР О ДРУЖБЕ

Однажды у Пифагора спросили: "Может ли быть нерав­ноправная дружба?"

Пифагор ответил: "Дружба - это всегда неравноправие.

В натуральном числовом ряду нет двух равных чисел. Люди находятся на разных ступенях лестницы нравственного и ду­ховного развития. При взаимной симпатии тот, кто на более высокой ступени, спускается к тому, кто на ступени пониже. Поэтому дружба есть всегда снисхождение".

БОГИ И ЧИСЛА

Божественные Троицы разных религий и ответвлений их отличаются специфическим своеобразием, но конструктивная суть их аналогична, ибо единичное изначально троично. Традицонный (экзотерический) ряд натуральных целых чисел: 1, 2, 3, 4 и Т.д. При всем моем (и не только моем!) уважении к единице зададимся вопросом: А почему, собственно, ряд натуральных чисел надлежит начинать с Единицы?

Пифагорейцы, посвященные в мудрость древних (Пифагор - великий служитель Света - изучал сокровенное Знание в Египте, Вавилоне и в Индии), владели эзотерической теорией чисел, согласно которой Единица признавалась не числом, а числом-надчислом, духовным ядром каждого числа.

Двойка, как выражение двойственности и структурной неполноценности (единственное простое число без середины1), считалась числом дефектным.

Первым полноценным числом, композиционно завер­шенным, представляющим гармоничную совокупность частей, выступает священное число Три: 1 + 2 = 3. Это элементарней­шее равенство из всех возможных не лишено грациозности, но обескураживающе примитивно. Божественная Сущность не может быть столь проста!

Недаром Эйнштейн проницательно заметил: "Бог изощ­рен, но не злобен". Фиксируя внимание на первой части опреде­ления, применительно к вопросу о примитивном В арифметике, осмелюсь предположить: "Бог и в простом изощрен". Боже­ственность в числовом выявлении наглядно демонстрирует герметический ряд натуральных чисел, начинающийся числом три: 3, 4, 5, 6, 7, 8 и т.д.

Замечательная особенность этого ряда: при сложении первого - Священного - числа ряда с последующими двумя образуются второе и третье священные числа:

3 + 4 = 7; 3 + 4 + 5 = 12.

ДАЛЬ "ФА"

Нет Хаоса - ­

Космос там,

Где Хеопса

Божий Храм.

В Пирамиде

Мифа соль:

Разглядите

Ми - Фа­ - Соль!

Стихотворение, которое пользовалось успехом в пору моего дебюта (1939 год), называлось "Столик".

Ввиду его краткости, привожу целиком:

Стоит столик на четырех ножках;

Стоит, крепко держится.

Не упадет столик на четырех ножках.

Скорей - упадет человек.

Ведь у человека всего две ноги.

И упасть ему очень легко.

"Столик" - пифагорейское произведение как в прямом, так и в сокровенном смысле. По простой причи­не: пифагорейской теории чисел никто не знал. (Все знали о "штанах" теоремы Пифагора, но о "голове" ничего не ведали).

Только спустя десятки лет, после знакомства с Учением великого древнегреческого мыcлителя-математика, я обнару­жил, что:

1) содержание "Столика" согласуется с Клятвой пифагорейцев;

2) формальные элементы стихотворения таят совершенные числа 6 и 28.

Что такое "совершенные числа"?

Это числа (сколько известно, открытые Пифагором), ко­торые. отличаются равенством суммы делителей их с самими числами.

Так 6=1+2+3; 28=1+2+4+7+14.

Совершенные числа принадлежат к категории чрезвы­чайно редких чисел: среди первых десяти тысяч чисел нату­рального ряда - всего четыре совершенных числа. 6 28 496 и 8128.

Клятва пифагорейцев (о ней речь дальше) опиралась на число четыре. Преимущество четырех, как опоры, утвержда­лось мною в "Столике". На это совпадение впервые обратил внимание мой друг, замечательный поэт Николай Глазков в конце 60-х годов. Он сам был привержен к числу четыре, со­путствовавшему ему в жизни, и декларировал особое отноше­ние к четырем в стихах и в словах. (При застольях неизменно подчеркивал, что тост за его здоровье по счету четвертый!)

Ошибочно представление, что сокровенное - непременно сокрытое, спрятанный клад под землей или нечто в тайнике башни за семью замками...

Сокровенное, как правило, во-первых, рядом; во-вторых, зачастую, - откровенное, пользующееся репутацией общеиз­вестного, банального и элементарно простого. В обиходе вы­ражение: "Это же просто, как дважды два - четыре!"

Между тем четыре, не говоря о Единице, может быть, самое загадочное из всех чисел. Не только в герметическом плане, но даже в рамках эвклидовой математики.

Пифагор - основоположник традиционной и эзотери­ческой науки в Древней Греции, установил арифметическую классификацию чисел, разделив их на:

? Линеарные (одномерные числа; делятся только на себя: 2, 3, 5, 7 и т.д.).

? Плоскостные (двумерные; имеющие два простых делите­ля: 6, 9,10, 14 и т.д.).

? Телесные (трехмерные; имеющие три простых делителя: I 8, 12, 18, 20 и т.д.).

Вопрос: к какому разряду чисел принадлежит 4?

Ответ напрашивается: к плоскостным числам, так как 4 имеет два делителя. (Вот оно - "дважды два"!)

Однако у Пифагора имеется и другая, принципиально более важная, классификация чисел, увязывающая геометриче­ский образ фигуры с точечным формированием ее.

Мельчайший атом геометрии - точка - безразмерен. По­добно поручику Киже, фигуры не имеющий. Но фиксирующий место в пространстве.

Таким образом, точка - исходный пункт всех конструк­ций - плоскостных и телесных. Символ - Единица.

Совершенно справедливо Единица возглавляет ряд на­туральных чисел, хотя Нуль предшествует Одному. Приоритет Единицы в том, что она активное начало, а Нуль - пассивное, как бы не принимающее участия в последовательной диффе­ренциации чисел - "1, 2, 3, 4, ... 00"

Космогенез "Тайной Доктрины" Блаватской опирается именно на Учение Пифагора о числах, утверждая за Нулем значение Непроявленного, до- бытийного начала ("Бездны, "Тьмы", "Хаоса" в античной теогонии) и возводя Единицу в ранг организатора Мира Проявленного, структуризованного,

упорядоченного ("Космоса" в представлении античности).

Дробление Целокупного открывает число 2.

Отрезок прямой линии определяют две точки, причем само понятие "отрезка" подразумевает акт разделения, так как прямая - абстрактная - не имеет ни начала, ни конца. Она ­ одномерная бесконечность. Препарируя прямую, т.е. выделяя из нее отрезок, мы создаем прецедент ограничения, необходи­мый для локализации конечной формы.

Дифференциация Единого напоминает мудрые образные сюжеты классических мифологий народов мира, например, ис­торию Древнеегипетского бога Озириса, злодейски убитого и разрезанного на части коварным братом его Сетом- Тифоном.

Сестра-супруга Озириса богиня Изида искала по всему миру останки любимого. Найдя, составила члены в прежнем порядке и властью волшебной магии оживила Озириса, ставшего правителем Царства мертвых...

Наивный читатель может подумать, что воскресший бог все же ушел из земной жизни?

Внешне это выглядит так. Но если глубже разобраться в происшедшей драме и учесть, что, согласно эзотеризму, земная жизнь находится в постоянном и непосредственном взаимо­действии с жизнью Надземной; если расширить сознание до постижения иллюзорности понятия "смерти", то надлежит признать: Озирис не ушел из земной жизни, а поменял престо­лы - меньший на больший: Правитель в границах Земли стал Владыкой небесным!

Разве не аналогична метаморфоза Иисуса Христа?

Разве скончавшийся на кресте Иисус не воскрес из мертвых, чтобы занять Престол Неба?

В индийской теологии великим жертвоприношением Пу­руши (Пуруша - дух воплотившийся в человекоподобного ги­ганта) был создан мир.

По преданию скандинавского эпоса, боги убили древнейшего исполина Имира и из тела его сотворили природу и органическую жизнь на Земле.

Таковы разные сценарии на тему известной роковой закономерности: смерти ради бессмертия, гибели Единого во имя Воскресения его в Множественном посредством сакраментального Делителя, значение которого "Два".

В египетской мифологии, отличавшейся четкой математичностью, числовое значение Сета - убийцы Озириса - 2.

Поскольку Озирис выражает Единую Целокупность, его числовой знак - 1? И да, и нет. "Нет" потому, что коренное значение Озириса - Четыре; "Да" потому, что сумма первых четырех чисел, равная Десяти, возвращает нас к Единице. (Объяснение "безнулевого" подхода к Десяти - в дальнейшем).

Сет признавался в Египте богом зла (Сет - Сатан - Са­тана?); пифагорейцы не любили Двойки, как антипод Единицы и разъединительницы всего в Природе.

Но это негативная сторона символа 2.

Другая - позитивная сторона - порождение полюсов, противоположных Начал, способных не только к отчуждению, но и взаимному тяготению, а в конечном счете - к любви, производительнице универсального синтеза, выраженного числом Три.

Божественная Троица!

На всех уровнях теоретического мышления и нормативов практической жизни число "три" играет выдающуюся роль как организатор минимального цикла.

В геометрической интерпретации Трех Пифагор про­должает ту же точечную стратегию. Третью точку он постули­рует вне отрезка на равном расстоянии от первых двух точек. Тогда, при наведении "мостов" к крайним точкам отрезка, по­лучается равносторонний треугольник, Т.е. замкнутая двумер­ная фигура на плоскости.

Три - коренное число богини Изиды, а треугольник Ее эмблема.

Какой же геометрический эквивалент числа 4? Догадли­вый читатель сразу сообразит: был равносторонний треугольник, значит, следующая фигура - равносторонний квадрат!

Увы... напрашивающееся умозаключение наверняка таит ошибку, По условию конструирования фигур - все точки должны быть равноудаленными друг от друга. Угловые точки сторон квадрата не вполне удовлетворяют этому требованию. Расстояния между диагональными точками больше, чем между соседними угловыми.

Чтобы четыре точки являвшись равноудаленными, необ­ходимо выйти в третье измерение, следовательно, поднять чет­вертую точку над плоскостью треугольника. Объемная фигура, образуемая таким способом, - пирамида на треугольном "подножии" - Тетраэдр - правильный многогранник, принад­лежит к телесному миру.

Вот доказательство трехмерной телесности четырех!

Что же в итоге мы выяснили?

Четыре в арифметике - плоскостное число, а в геометрии - объемное. Обе модели формально правомочны. И все же гео­метрическая истина на стороне пирамидальности "четырех".

Однако тайна теоремы Пифагора - в Древнеегипетской (не тетраэдальной) Пирамиде, тысячелетия привлекающей внимание путешественников и исследователей как одно из семи чудес света.

Пирамида Хеопса - сокровищница загадок - величайший и монументальный памятник на Земле великолепной тройке чисел: Три, Четыре, Пять.

Это геометрический и герметический Дом Изиды, Озириса и сына их Гора. Основание пирамиды Хеопса такое же, как у куба - квадрат (четырехточие). Четыре треугольные гра­ни (трехточие), поднимаясь к небу, сходятся в точке вершины. Но в числовую характеристику Пирамиды входят не только 3 и 4. Пять граней ее и пять углов указывают на принадлежность к Пирамиде значения Пяти.

Стоп! А не является ли квадратная Пирамида моделью пятиконечного объекта? Трехмерной схемой четырехмерной пространственной формы?

Неосуществимость правила равноудаленности точек в данном случае позволяет говорить о чуде гибрида несовмести­мого, убедительнейшей реализацией которого предстает находящийся поблизости от Пирамиды неразгаданный хранитель ее - человеко-чудовище Сфинкс...

Что такое человек? Животное или одухотворенное су­щество?

Как в египетской Пирамиде согласуются квадратность и пирамидальность, так в человеке согласуются животность и духовность.

К сожалению, слишком часто животное начало преобла­дает.

Между тем квадратная опора египетской Пирамиды ­всего лишь исходная плоскость для подъема на вершину. Зада­ча - отталкиваясь от телесного, стремиться к духовному! В этом смысле Пифагор рассматривал пирамидального человека как идеал совершенства.

В книге "Мир Огненный" (серия "Агин Йога") Пирами­да моделирует Мироздание: основание -мир плотный (земной); боковые грани - Мир Тонкий; вершина, кульмини­рующая смысл конструкции - Мир Огненный, высочайший из миров, приблизительное и недостаточное представление о ко­тором содержат понятия "эмпирей", "рай", "нирвана".

По античной традиции Природа - арена деятельности четырех стихий: Земли, Воздуха, Воды и Огня, причем Огонь почитался главной стихией. (В некоторых случаях упоминается пятая стихия - эфир). Современная наука подтвердила доми­нанту Огня - Вселенная преимущественно плазменная.

Библии можно доверять: Бог явился Моисею в феномене «Неопалимой Купины» - Пламени.

В нумерологии стихий, кстати говоря, стихия Огня сим­волизировалась числом четыре! Эзотерические - Дух, Психиче­ская энергия, Мысль, Огонь, Свет - разные термины единого Божественного Начала, управляющего эволюцией материи и стимулирующего развитие культуры. В XX веке гегемония меркантильных ценностей в техногенной цивилизации повсе­местно привела к потере ориентира ДУХОВНОГО СВЕТА в общественном сознании ведущих стран мира.

ГРАД БОЖИЙ

Культ Ура. Небеса и Град, Альфа. Омега. Мир.

Культура не беса игра. Даль «Фа». О, Мегамир!

Что такое Даль «Фа»?

«Агин Йога» призывает обратить мысль к Дальним Ми­рам, т.е. не ограничивать мышление исключительно реалиями земного мира. Это путь в Беспредельность, но не в «дурную бесконечность» (термин Гегеля) продвижения от пункта А к пункту В, С, Д, Е и Т.д., качественно не отличающийся от топ­тания на одном месте...

Прямолинейный ряд натуральных чисел в количествен­ном тумане дециллионов - лучшая иллюстрация к «дурной бесконечности». Но единственно плодо­творная линия движения в Природе - не прямолинейная, а за­крученная витками спираль.

Если расположить натуральный ряд чисел по спирали, наглядно обнаружится, что каждый новый виток спирали вос­производит (на более высокой ступени) определенные числа, выступающие лидерами соответственной группы чисел. Ми­нимальный виток спирали (цикл) триаден: выражает Начало, Середину и Конец.

Триады цикловые ячейки натурального ряда:

I) 1,2,3; II) 4,5,6; III)7,8,9; IV) 10, 11, 12 и т.д. "Начала" Триад (1, 4, 7, 10 ...) - числа Озириса; «Концы» Триад (3, 6, 9, 12 ...) - числа Изиды,

Чтобы Триады не нанизывались, как бисер, на нитку "дурной бесконечности", в Древнем Египте создали методику качественной регуляции движения чисел согласно цикличности их. Для этого ввели понятие цифрового корня, который извле­кается из многозначного числа сложением его цифр до получе­ния однозначного. Например: 10?1 + 0 = 1.

Единица - цифровой корень десяти. Вот почему Нуль в указанной выше пифагорейской Декаде эзотерически не учи­тывается. Принято считать, что пифагорейцы избрали своей Клятвой выражение: «Тетрада равна Декаде» (Четыре первых числа совокупно равны Десяти).

Истинный смысл клятвы пифагорейцев другой:

«ТЕТРАДА РАВНА МОНАДЕ».

(Четверица равна Единице).

Именно так цифровой корень преобразует Десятку! Преображение происходит в начале четвертого миницикла, когда все двузначные превращаются в однозначных, воспроиз­водя их в последовательном порядке:

11?2; 12?3; 13?4; и т.д., включая 18?9.

Каждые Три миницикла логично группируются в девятизнаковый Цикл (Эннеаду), начинающуюся Числом Боже­ственного Огня и кончающуюся Числом Изиды (Матери Мира)

Будто в ослепительном свете вспыхнувшего в ночной тьме прожектора, за банальной механикой десятичной системы счисления проступают контуры столь же глубокого, как и вы­сокого Провиденциального Откровения:

Абсолют-Монада порождает Вселенную чисел. Числа уходят от Абсолюта в Беспредельность, по-видимому, безвоз­вратно... Но это иллюзия, Майя. Эннеадные Циклы возвра­щают числа к Абсолюту, а также к Триадному синтезу Его в лице Изиды (Матери Мира).

Персонифицированный Абсолют (Единица) суть Озирис (Четыре), возвращающийся через смерть и Воскресение (Десять) к первозданному Абсолюту.

Герметична символика, изображающая Озириса в сар­кофаге, из которого прорастают 28 колосьев.

28 → 2 + 8 = 10.

Это картина Воскресения Бога в начале Четвертой Эннеады, что подчеркивает принадлежность Его к числу Четыре.

И, по традиции моего блога, музыкальная пауза. Всем добра и мудрости.

image Click to view

Пифагор, музыка, размышление, 10, цифры, x, мудрость мира

Previous post Next post
Up