Небольшая статейка
к столетию сухого закона Как обычно, для удобства копирую сюда самое интересное. Традиционная просьба нажать на линк, поскольку для проекта это важно:
Введение сухого закона имело самые разные последствия, по большей части непредвиденные воинствующими сторонниками всеобщей принудительной трезвости. Причем, как это ни покажется удивительным, некоторые из них имело непосредственное отношение к еврейской религии.
Прежде всего, среди бутлегеров и гангстеров, связанных с незаконным траффиком спиртного, оказалось немало евреев. Причем, в отличие от еврейских революционеров или социалистов, многие из них не порывали с еврейской традицией.
(Так же, как и в других странах, где существовала еврейская преступность, например, в межвоенной Польше). К примеру, в 1929 году полицейские попытались задержать Луиса Флейшера, Гарри Флейшера и Генри Шора - трех гангстеров из так называемой Пурпурной шайки, контролировавшей игорные дома и торговлю спиртным в Детройте. (Шайка не останавливалась перед убийствами, и считалась более жестокой, чем сам Аль Капоне и его парни). Для операции была выбрана… ортодоксальная синагога «Бней Давид», куда трое бандитов явились, чтобы принять участие в богослужении Судного дня. Правда, из этой затеи ничего не вышло: агенты переоделись хасидами, однако, будучи несведущими в еврейских законах, в перерыве закурили. Поняв, что здесь что-то нечисто, благочестивые гангстеры поспешили ретироваться.
Другой гангстер, Сэм Левин, отличался набожностью не только в Йом Кипур. Этот наемный убийца был правоверным ортодоксальным иудеем: носил под шляпой ермолку, ел только кошерное, и соблюдал субботу - кроме тех случаев, когда поступал заказ, который нельзя было выполнить в другой день. Впрочем, в субботу Левин отправлялся на дело только после того, как, облачившись в талит, произносил все положенные молитвы.
Абнер Цвильман, прозванный нью-джерским Аль Капоне, не отличался такой набожностью, как Левин. Однако и он хранил верность традиции. Когда умер его приятель, Цвильман отказался войти в помещение, где лежало тело, объяснив это так: «Я коэн, мне нельзя прикасаться к мертвому телу».
Еще один забавный «еврейский» казус возник вследствие особенностей американского законодательства. Поскольку вино играет важную роль как в католических, так и во многих еврейских ритуалах (кидуш, гавдала, свадьба, обрезание, пасхальный Седер и т.д.), лидеры обеих конфессий заявили, что сухой закон, проведенный во всей полноте, безусловно противоречит первой поправке, гарантирующей всем гражданам свободу вероисповедания.
Поборники трезвости учли эту критику: согласно акту Вольстеда, содержащий подробную инструкцию, как будет воплощаться в жизнь восемнадцатая поправка, содержал специальный пункт, касающийся алкоголя, используемого в религиозных целях.
Католические священники получили разрешения использовать вино в церкви. С евреями дело обстояло немного сложнее, поскольку большинство «винных» ритуалов совершается дома, в кругу семьи. Поэтому закон возложил на раввинов обязанности своего рода посредников между общинами и государством. Раввины должны были подавать в соответствующие инстанции списки своих прихожан, после чего каждый из упомянутых в списке получал разрешение приобрести десять галлонов вина в год у специальных лицензированных поставщиков.
Наверное, не трудно догадаться, что эта хитроумная схема привела к стремительному росту как еврейских общин, так и числа раввинов. Как заявил чиновникам реформистский раввин Рудольф Коффе из Сан-Франциско, «впервые в истории еврейской религии появились чернокожие, желтокожие и даже краснокожие адепты еврейской религии». Причем в немалой степени своим появлением эти «евреи» были обязаны многочисленным раввинам-«самосвятам», число которых так же росло день ото дня.
Согласно законам некоторых штатов, человеку достаточно было собрать подписи десяти граждан, свидетельствующих, что предъявитель является раввином, чтобы получить соответствующую лицензию и секретаря штата. А с лицензией на руках единственным, что нужно было для получение право покупать вино, был список общины, составить который тоже было легче легкого: недолго думая, раввины-самозванцы просто брали первые попавшиеся имена из городских справочников, телефонных книг и других подобных источников.
Некоторые «евреи вина ради» все-таки считали нужным маскироваться. Согласно статье в San Francisco Examiner, опубликованной 9 сентября 1922, местная еврейская газета The Jewish World сообщала, что ирландцы, шведы, шотландцы и греки, живущие в Сан-Франциско, получают вино для религиозных нужд, «став Гольдштейнами, Блюмбергами, Зилберштейнами, Левинскими или придумав себе другие еврейские фамилии».
Некоторые еврейские лидеры начали призывать к отмене исключения для «сакраментального вина», дабы, как писала газета The Wisconsin Jewish Chronicle в передовице от 1 мая 1925, еврейская религия перестала быть «инструментом, служащим удобству и гнусным проделкам бутлегеров, контрабандистов и прочих недостойных и преступных элементов, связанных с нелегальной торговлей спиртным». Отдельные раввины даже утверждали, что иудаизм можно прекрасно исповедовать и без «ритуального» вина, особенно - если это необходимо, чтобы остановить многочисленных самозванцев.
Однако подобные призывы остались гласом вопиющего в пустыне.