День неожиданностей

Oct 03, 2012 00:18

... какой-то был вчера, а уж приятных или нет, судите сами.
Скорее всего, кому как ... и всё в духе, так сказать, определённых сторон текущего момента ...
По городу расклеено объявление (заснял на стенде у Кремлёвского парка, что почти напротив ЗАГСа):




Сразу ясно, кто у нас и "главная звезда эстрады", и олицетворение здоровья нации ("лучший друг физкультурников"(с)) ...
Любопытно, сам - то приедет, в кач-ве компенсации за пропуск 1150 - летия России?:)
Но не покидает и ощущение, что это какой-то оппозиционный фейк (влияние последних событий в Грузии?:)) ...
Или всё же нет?
Вероятно, скоро узнаем ...

А ещё подарили мне нынче книгу.
Вот такую:




Издание свежайшее, Нижний Новгород, "Кварц", 2012, "по благословению Преосвященного Августина, епископа Городецкого и Ветлужского", 432 с.,тираж 15 000 экз., для нашего времени немалый ...
Автор - почтенный в своей среде старец, в смысле, 86-й ему уж год, с недавних пор - член Союза писателей России (беллетрист, значит:) по ссылочке и фото): http://ruskline.ru/analitika/2011/06/30/balahninskij_nestor/
Почитал ...
Выдержками делюсь с Вами:

"В 1650 г. при патриархе Иосифе в русские церковные книги под руководством Иоанна Неронова, Стефана Вонифатьева и Аввакума Петрова справщиками были внесены поправки. Патриарх Иосиф не вмешивался в это дело.В книгах тройное "Аллилуйя" заменили на сугубое.Вместо трехперстного крестного знамения написали двуперстное и т.д. Когда же через несколько лет исправление текстов ... оказалось целиком под наблюдением Патриарха Никона ... пришлось в книгах переписывать с сугубой "аллилуйи" на тройную, вместо двуперстного крестного знамения на трехперстное, более древнее, что соответствовало русским обычаям и исконной практике Древнего Востока" (с. 6).

"Старообрядцы на протяжении столетий постоянно предлагают, смущая читателей, свои подложные аргументы в пользу подлинности своей якобы старой веры"(с.8).

"Ко времени Стоглавника относится образование и расширение крюкового пения: 1) известны творцы этой НОВОСТИ (вероятно, по мысли автора, до того был сплошной партес? :) - о.А.П.):а)главною школою ИСКАЖЕНИЯ ДРЕВНОСТИ была Александровская слобода, столько известная по злодействам и набожным делам Грозного царя. Здесь вместе с царем занимались этим делом Иван Нос и священник Феодор, прозванный Христианин ... в) учитель Носа ... и Христианина был Савва Рогов ... (и) брат его Василий, в монашестве Варлаам. Василий, с 1587 г. архиепископ, а с 1589 г. митрополит Ростовский ... Эти братья были "родом кореляне", т.е. чухны"(sic! а почему не русские жители г. Корела на Ладоге или его окрестностей?! ну, а наше знаменное пение, видать, "на самом деле чухонское":) - о.А.П.; "перл" на с. 63, в примеч.).

"Статья Стоглава о двуперстии написана необразованным человеком и не согласна со словом Божиим" (там же).

"С одной стороны, Стоглавый Собор повелел по всем приходам креститься двумя перстами, а с другой - все патриархи до Иосифа, потерявшего контроль за изданием исправляемых книг, запрещали писать о двоеперстии" (с. 69; видать, не знал сего первый патриарх всея Руси Иов, направивший в Грузию очень известное (но явно не митрофорному о. Соколову) послание о необходимости двуперстия, да разве он один:)).

"При патриархе Иосифе было совершено подложное свидетельство и внесено в древние книги о двоеперстии и сугубой "аллилуйи" старообрядцами, на которое они же теперь ссылаются вместе с современными апологетами и почитателями старообрядчества" (с. 84; ссылка на источник "открытия", разумеется, отсутствует).

"Одноголосное пение старообрядцев имеет своей основой мелодию народных песен карельского этноса" (там же).

"Народ в своем большинстве не хотел нового единогласного (знаменного) напева, внедряемого старообрядцами" (с. 89; автор явно путает унисонное пение и единогласие в службе, когда её части идут одна за другой, а не все сразу, как, увы, бывало!!).

"Не определяет порядок пения и церковное предание ... ибо церковное пение в разных православных местах всегда бывало более или менее различно"(с. 90).

"Единогласие XVII века, введенное старообрядцами, имело распространение в нашей церкви вместе с древним греческим многоголосовым знаменным напевом" (с. 91; "открытия" множатся! :)).

"Отличие крюкового пения XVI - XVII веков от древнего знаменного пения в том, что слова растягивались по крюкам до крайности, гласные удвоялись и утроялись, ударения переставлялись так, что русский здравый смысл тогда назвал эти напевы "Хомовым" или "ХАМОВЫМ пением". В этом пении нет славянского диалекта и нашего природного языка" (с. 92; ссылка на синод. автора 2-й пол. XIX в. архиеп. Филарета (Гумилевского); вероятно, просто переписано из него один в один).

"Стоглавый Собор и для крестного знамения, и для благословения заповедует одно перстосложение (двоеперстие - о.А.П.), а Церковь православная (новообрядческая - о.А.П.) - два различных" (с. 95; имеется в виду троеперстие и т.н. именословие; эвон как "отлучили Стоглав от Церкви").

"Старообрядческий крест стал распространятся на Руси в XV - XVI столетиях наряду с традиционным троеперстием" (с. 96).

"На древних письменных памятниках ... иногда встречаются неясные изображения двуперстного креста ввиду небрежности иконописца"(с. 96; ну конечно :)).

"Употребление трехперстного крестного знамения у православных христиан было от начала христианства" (с. 103; ссылка на митр. Григория (Постникова, + 1860), а не на некий древний источник; вообще очень много просто "передрано" у синодальн. авторов, Макария (Булгакова), уже уп. Филарета (Гумилевского) и др.).

"Петр Дамаскин (автор одного из свидетельств о древности двуперстия - о. А.П.) - не святой человек, как его называют старообрядцы, и св. Церковь никогда не признавала его святым. Он был простой монах, и не учитель Церкви и не древний писатель. Петр Дамаскин был писателем XII века" (с. 107; сслка на Григория (Постникова); ну да, какая уж это древность, так, вчера было :) для справки: творения ПРЕПОДОБНОГО Петра Дамаскина, изд. по благословению патр. Алексия II в 2001 г.: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/petr_dam/works/contents.html что-то у них там не сходится :))

"Монофизитство, как известно, подверглось в лице Диоскора осуждению на четвертом Халкидонском Соборе 451 г. и двоеперстие было отвергнуто" (с. 108; как бы помогла автору ссылка на соотв. правило того Собора, но как сослаться на то, чего нет в природе? :) впрочем, некоторым удавалось и не такое).

"В Троице-Сергиевом монастыре покров, шитый золотом и шелками по воле великого князя Василия III в 1524 г., представляет препод. Сергия молящимся троеперстно" (с. 111; картиночку бы, но вместо неё - ссылка на Макария (Булгакова) и поди теперь проверь:( хотя, может цел покров-то в лаврской Ризнице?).

"Греки не меняли троеперстие на двоеперстие,и об этом не только неизвестно ни в одной их книге, но и в книгах других Восточных церквей "(с. 114; видать, не знал сего почитаемый у новообрядцев святым Никодим Святогорец, ещё в XVIII - нач. XIX в. написавший в комментарии к 91-му пр. св. Василия Великого (в греч. Кормчей "Пидалион"), что "древние христиане крестились двумя перстами":))

"Грек - старообрядец Арсений Суханов поехал в 1649 г. в Грецию за древними греческими книгами ... афонские монахи книги Арсения Суханова сожгли ... Как верить Арсению Греку, если он был найден Патриархом (Никоном, о чём не говорится :) - о. А.П.) в Соловецкой тюрьме, где оказался не случайно?"(там же; автор явно путает келаря Троице - Сергиевой лавры Арсения Суханова, не бывшего ни греком, ни старообрядцем, с главным справщиком никонова Печатного двора Арсением Греком, которому почему-то ... приписывается старообрядчество (!); к тому же Суханов спутан с неким сербским иноком, книги московской печати которого были сожжены афонитами незадолго до визита троицкого келаря на Восток в кон. 1640-х гг.; короче, полный "винигрет").

На с. 130 хождение посолонь названо "глухим последствием язычества".

На с. 131 - 132 указаны ссылки на древние книги с текстом тропаря Св. Пасхи, отличающимся от принятого у старообрядцев. Но умалчивается о наличии как минимум не меньшего числа источников с вариантом, соответствующим ему (напр.,прошлым летом у нас нашли как раз такую берестяную грамоту, см. фото: http://o-apankratov.livejournal.com/292737.html ).

На с. 137 "метания малые" (земные поклоны без пригибания главы к полу) на великопостной молитве преп. Ефрема Сирина названы поясными поклонами.

На с. 137 - 139 игнорируются факты древних изображений восьмиконечных крестов в центральных частях крестов иных форм.

Понятно, жизнеописание патр. Никона преподнесено как "житие святого" ... уж скорее бы официально причислили, что ли ... многое бы прояснилось ...

С. 167, совершенно "блистательный" пассаж, в стиле "этого не может быть, потому что этого не может быть никогда":
"В наше время некоторые "историки" пытаются голословно (ну да, будто бы совсем без опоры на источники:) - о.А.П.) писать о том, что правка книг при Патриархе Никоне велась главным образом по юго-западным книгам, ссылаясь на профессоров Московской Духовной Академии Н.Ф. Каптерева, Ф.А. Голубинского, Н.Д.Успенского (СПбДА), А.А.Дмитриева (КДА). Верить этому очень трудно, потому что, говоря о таком важном деле, как источники, по которым исправлялись богослужебные книги, "историки" не указали ни одного названия трудов ученых, ни годы их издания"(ссылка на 14-й т. совр. "Правосл. энциклопедии", с. 48,что мол там нет ссылок :) вообще же и труды и годы на самом деле весьма известны, особенно реальным специалистам по затронутой теме, черпающим сведения не только из энциклопедий :)).

Дальше - больше, с. 168:
"Если на самом деле были изданы такие книги, где говорится об исправлении богослужебных книг по юго-западным образцам, то они могли быть изданы вождями раскола, когда Печатный двор находился под их контролем с обычными поправками в свою пользу, что является их обычным делом".
Вот так, что называется, с больной головы на здоровую :(

С. 170: "Никон внес в Кормчую книгу грамоту, данную в свое время императором Константином Великим римскому папе Сильвестру. Печатание этого материала служило возвеличиванию Православной Церкви" (о мнении науки насчёт "лжеисидоровых декреталий", понятно, умалчивается :))

С. 239: упоминается пересылка низложенного патр. Никона "в более отдаленный", чем Ферапонтов, Кириллов монастырь ; батюшка явно не бывал на Белозерье :)

С. 267: ссылка Аввакума и иже с ним в Пустозерск названа "случайной"; ничего себе "случай" :(

Любопытно, что глава о пустозерских узниках почти целиком списана у Зеньковского :)

С. 282: обычно приписываемые Аввакуму писания о Св. Троице, будто Та "рядком сидит" отнесены к попу Лазарю.

На с. 288 упом. некая "шайка Никиты Пустосвята"(ещё одно "открытие"?).

Там же: "Раскольник не похож на старинного русского человека, потому что в старой Руси преобладало отсутствие мысли противления и невозмутимое подчинение Церкви и авторитету власти". Во-первых, оригинал этой фразы, принадлежащий, насколько помню, А.П.Щапову, гласит что "в старой Руси преобладало отсутствие мысли", и точка, а во-вторых, похоже, многочисленным "лихим людям" всякого сорта, жившим до Никона, сей тезис был отнюдь не знаком :)

С. 289: Белокриницкая иерархия названа "епархией"; а ведь вроде не совсем уж безграмотный пишет :(

С. 291 и далее: ссылки на труды сов. атеистов 1970-х гг. А.Е. Катунского и В.Ф. Миловидова :)

С. 300: беглопоповцам приписывается учение о воцарении в мире антихриста.

С. 301: "первоначально попов перекрещивали, как еретиков"(это поповцы - то?!).

С. 316, про преп. Павла Белокриницкого: "В Австрии Павел нашёл поддержку у иезуитов на строительство монастыря, как средаства борьбы с Православной Церковью". Ссылка на источник, как и следовало ожидать, отсутствует...

С. 322: известный австрийский деятель эпохи свт. Амвросия граф Инцаги назван "Игнаци" :) может и опечатка, а может ... :)

Там же: упоминается кончина свт. Амвросия в некоем "Цилльском монастыре"(!); вообще-то в сплошь немецком тогда г. Цилли, где владыка находился в ссылке, вообще не было ни одного православного, кроме вышеупомянутого :)

С. 325: упомянут "закон 1913 г.", будто бы разрешавший свободное исповедание старообрядчества; вообще-то подобные акты были изданы ещё в 1905-м :) Может быть, имелся в виду разработанный к 1913-му законопроект о старообрядческих общинах, законом так и не ставший ... но, наверное, к чему такие "незначительные детали":)

С. 330: покойный вл. Алимпий назван "лжеархиепископом", говорится об избрании РПСЦ ... патриарха (!); явно спутали с РДЦ :(

С. 331 и далее: сказано как о существующих "поповщинских" согласиях об "андреевцах" и "климентовцах", видимо, чтобы усугубить "картину внутристарообрядческого раздора" :(

Там же: поморцы спутаны с федосеевцами и "часовельницами" (sic! видимо, имелись в виду часовенные :))

С. 332: "В 2000 г. останки "святителя" (Амвросия Белокриницкого - о. А.П.) были перенесены в город Браила (Румыния) ... и захоронены в старообрядческом Покровском соборе в Москве"; а липоване-то и не знают!:)

Глава о современном старообрядчестве во многом списана у небезызвестной Н. Михайловой :(

С. 366: единоверие названо "странной с канонической точки зрения формой"; слышите, единоверцы?

С. 387, резко критикуется постановление новообрядческого Синода от 10 (23).04.1929 г. об отмене "клятв" на старые обряды: "озвучено старообрядческое учение о "спасительности" обрядов ... не отвергаются хульные выражения о "новых" (обрядах), которыми и до сих пор наполнены сочинения раскольников".

С. 400: "Москва не стала третьим Римом"; а старец-то Филофей и не знал ("два пали, третий стоИт, четвертому не бывать"(с)):)

С. 401: "Все их (старообрядцев - о.А.П.) возражения, как мы знаем, основаны на подложных свидетельствах, которые старообрядцы вносили в древние славянские книги, начиная с XIV века" (!; эвон когда появились :))

Там же "обрушивается" на "Падение третьего Рима" единоверца В. Смирнова (а чего тот, собственно, ожидал?)
Говорит, книга отличается "фактическим призывом перейти к ним, к старообрядцам" (какой страх!:))
Вообще-то почему бы и нет :)
Посмотрим, послушает ли собственный "призыв" сам г-н Смирнов, пока (лично с ним знаком :)) никуда из МП уходить не собирающийся :)) А, может, доведут до чего, такие вот "свои" же?

Теперь, внимание, ВЫВОД (с. 402):

"Сколько бы ни говорили о церковной реформе XVII века, приписываемой Никону, реформы НЕ БЫЛО (!!!).
Было лишь ... узаконенное исправление испорченных безграмотными переписчиками ... " и т.д., и т.п., см. писания "о расколе" Макария (Булгакова) и подобных :(
И, конечно, НИ ТЕНИ хотя бы сожаления о тысячах загубленных за старую веру :(

Конечно, грешно смеяться над стариком ...
Но ведь пишет он отнюдь не "в стол", не для одного лишь личного самоудовлетворения ...

Просто интересно, Церковное искусство, Богослужение, Ереси, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, Остроактуальное, История Церкви, История старообрядчества, Староверы и внешние, Господствующее исповедание, Наука, Историческая Новгородчина, Великий Новгород, Обзоры Сети, Итоговое

Previous post Next post
Up