Воскресная школа для взрослых. Разговор 2

Sep 17, 2013 19:54

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы начнём разговор о Господе Боге, но не отвлечённо, а на основе православного Символа Веры.
Но прежде, чем мы разговор этот начнём, следует выяснить то, что отличает христианское понимание Бога от понимания Его во всех остальных религиях. Чем кардинально отличаются христиане от, например, мусульман или иудеев? Ответ на этот вопрос звучит следующим образом: мы, христиане, веруем в Бога, единого в трёх Лицах. Мы веруем в Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Те, кто не верует в Пресвятую Троицу - например Свидетели Иеговы - христианами не считаются. Нет понятия о Троице ни в мусульманстве, ни в иудействе. Тем более такого понятия нет во всех остальных мировых религиях.



Но как можно представить себе, что Единый Бог - является одновременно Троицей? Как Три может равняться Одному, а Одно равняться Трём?
Нужно сразу сказать, что понятие Пресвятой Троицы является основным догматом христианства. Мы довольно часто слышали это слово - догмат или догма - и, в основном, слышали его в негативной транскрипции. Догматичность или задогматезированность стали в современно русском языке синонимом косности мышления и нежелания мыслить. Но что на самом деле означает термин «догмат»? Этот термин использовался ещё в античной греческой философии, где под этим понятием понимались философские аксиомы. Т. е. догматами назывались постулаты, не требующие доказательств, на которых строится философская система. Например, Платон, в своём труде «Государство», называет догматами человеческие понятия о справедливости и о прекрасном. Сенека тем же термином обозначал основы нравственного закона, которому должен следовать каждый человек. Догматами назывались также, хотя редко, императорские эдикты -ибо они тоже были «истинами в последней инстанции» для подданных и «не требовали доказательств». Изменение смысла этого термина происходит в четвёртом веке, когда святые отцы, стремившиеся систематизировать христианское учение, начинают проводить различия между вероучительными и нравоучительными истинами. В результате, термин «догмат» закрепляется за истинами вероучительными. Догматы - это истины веры, богооткровенные истины, которые превышают познавательную способность человека. Догмат не есть плод деятельности естественного человеческого разума, а результат Божественного Откровения. Апостол Павел в Послании к Галатам так и говорит:


«Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Галл 1, 11-12).
Откровение даётся не каким-то частным лицам в отдельности, но всей Церкви. Именно Церковь посредствам Предания как способа сохранения и распространения Откровения содержит богооткровенную истину. Именно Церковь своим соборным решением - актом Вселенского Собора - формулирует те или иные догматы. А если мы считаем себя членами Церкви, то должны уважать её соборные решения. Верующий, не признающий тот или иной догмат - автоматически выпадает из церковной ограды.
Итак, догмат - это богооткровенная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры.
Догмат о Пресвятой Троице - ещё раз повторю - непостижим для человеческой логики. Его можно только почувствовать, и то - фрагментарно и очень верующему человеку. Но для того, чтобы почувствовать до конца, надо быть святым. Мы с вами, скажем мягко, не очень святые люди, поэтому-то то, как Бог может быть Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Духом Святым можно ощутить только при помощи аналогий.
Например, святой Василий Великий


(вы помните, что мы Великим Постом по воскресениям служим его Литургию) - Василий Великий самой совершенной аналогией из тварного мира считал радугу. Один и тот же цвет - и непрерывен в самом себе и многоцветен. И в многоцветности открывается единый лик - нет середины между цветами, они плавно переливаются друг в друга. Ясно можно видеть разные цвета - красный, оранжевый, жёлтый и т. д., но невозможно измерить расстояние между ними. В совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Есть даже детская игрушка. Она представляет собою круг на палочке в центре, разделённый по секторам на все цвета радуги. Когда его начинают быстро вращать, все цвета сливаются в один: белый. Таким образом Василий Великий хотел сказать, что единая сущность открывается во многоцветном сиянии.
Другая аналогия - солнце. Наша звезда испускает сияние (свет), тепло и особого рода радиолучи - солнечную радиацию. Но всё это - одно солнце.
В книге английского писателя Грэма Грина приводится совсем простая и отчасти забавная аналогия. Двое друзей летним вечером сидят возле ручья и пьют вино. И один спрашивает другого: «ну вот хоть убей, не понимаю я, что такое Пресвятая Троица!». И второй отвечает: «да вот, у нас с тобой три бутылки вина. Вино одного урожая. Но в трёх бутылках».
Последний пример я привёл не только из-за его понятности, но также для того, чтобы показать некую опасность, которая нам грозит на этом пути. Надо особо сказать, что святые отцы весьма настороженно относятся к аналогиям. И дело даже не в том, что аналогии несовершенны - к примеру, цвета радуги не есть самостоятельные личности. Дело в том, что аналогии уводят нас от благоговения перед Великой Тайной бытия Божия, перед тем, что Бог непостижим. То, что мы о Нём знаем, не есть результат человеческих философских изысканий, а лишь то, что Он Сам нам о Себе открыл в Священном Писании Ветхого и Нового Завета. Бог - непостижимая Тайна. Поэтому пользоваться аналогиями следует с большой осторожностью.
Ещё раз повторю, что мы веруем в Троичного Бога. Что это значит? Это говорит нам, что Бог-Троица не три Бога, а Единый Бог в Трёх Лицах: Троица Единосущная - т.е. единая по сущности - и Нераздельная. Все Три Лица имеют одинаковое Божеское достоинство и нет между Ними ни старшего, ни младшего. Бог Отец, так и Бог Сын - есть истинный Бог. Также и Дух Святой - есть истинный Бог. Они равны. Они личностны. Они едины.
Различаются Лица Пресвятой Троицы только тем, что Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святой от Бога Отца исходит.
Единосущие Лиц Пресвятой Троицы святой Иоанн Дамаскин


определяет как тождество воли, действий, силы и движения. Триипостасная жизнь осуществляется как нерасторжимое единство любви. Каждое из Лиц Пресвятой Троицы живёт не для Себя Самого, но без остатка отдаёт Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для Их ответного действия, так что все Три сопребывают в любви Друг с Другом. Поэтому когда Христос призывает нас: «Будьте совершенны, как совершенен Отец наш небесный» Он говорит тоже о самоотдаче в любви. Мы живём не для себя самих, но для того, чтобы, преодолевая нашу «самость» и эгоизм, деятельно любить наших ближних даже в их недостатках. И если мы «возлюбим ближнего своего как самих себя», тем самым мы возлюбим Бога в них и войдём в Его Царствие. Конечно, это требует работы над собой. Кто пробовал - знает как это тяжело. Но мы призваны к такой любви и именно она отличает нас от животных. Блаженный Августин говорит: «Ты видишь Троицу, если видишь любовь». Сего нам с вами, братья и сестры, от всего сердца желаю.
Итак, выяснив что такое понятие «догмат», и Кто есть Пресвятая Троица, перейдём всё-таки к Символу Веры.
Мы с вами поём Символ на каждой Божественной Литургии и многие из нас его знают наизусть. Если прочие песнопения поёт церковный хор, то Исповедание Веры принято повторять всем молящимся. Этим Церковь словно акцентирует наше внимание: не забывайте, это важно! Словами Символа мы свидетельствуем о своей вере перед миром, друг перед другом и перед Самим Господом, Который незримо присутствует с нами в нашем храме.
«Символ» - означает краткое изложение вероучения; то, во что и в Кого мы веруем.
В древние времена Символ Веры был совсем коротким. В день крещения человек говорил, что он верует в Иисуса Христа как Господа. И его крестили во имя Отца, Сына и Святого Духа. Позднее в разных Поместных церквах - например Иерусалимской, Римской или Антиохийской - были сложены более подробные «символы». И, наконец, в четвёртом веке, в 325 году на Первом Вселенском Соборе в городе Никее Церковь утвердила тот, о котором мы сейчас беседуем. Он был дополнен на Втором Вселенском Соборе в Константинополе - по-славянски Царьграде. Поэтому полное название нашего Исповедания Веры - «Никео-Царьградский Символ Веры». Больше текст его не подвергался никакой редакции.
По-русски он звучит так:
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного, рождённого, несозданного, одного существа с Отцом, через Которого всё сотворено;
Для нас людей, и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;
Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого;
И воскресшего в третий день, согласно с (пророческими) писаниями.
И восшедшего на небеса и седящего по правую руку от Отца;
И опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, Царству Которого не будет конца.
(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, покланяемого и прославляемого равно с Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
(Верую) и во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.
Исповедаю одно крещение во оставление грехов.
Ожидаю воскресения мёртвых.
(Ожидаю) и жизни будущего века.
Истинно так (Аминь).

«Символ» говорит о вере. Что такое вера?
Каждый человек - даже если он не знает о Боге или отрицает Его - в глубине души тянется к чему-то прекрасному и совершенному, что даёт смысл в жизни; к тому, перед чем можно преклониться. Если вдуматься, на самом деле неверующих людей нет. Даже закоренелый атеист надеется, что после него последующим поколениям будет жить лучше. Как свойственно людям дышать, чувствовать и мыслить, так свойственно им верить в идеалы. Убеждение в то, что есть нечто высшее, что бытие имеет смысл, даёт нам силы существовать. Православный Катехизис святого Филарета Московского говорит, что «вера - это уверенность в существовании невидимого». Но мне кажется, вера - нечто большее; это - сама жизнь, исполненная радостной полноты бытия. Один очень старый священник задал мне как-то раз вопрос: «Как ты думаешь, что такое христианство?». Я стал говорить что-то о постах, молитве; попытался сказать об исповеди и о милосердии, но он лишь качал головой. В конце-концов, когда красноречие моё иссякло, он произнёс лишь одну фразу, и я запомнил её на всю жизнь. Священник сказал: «Христианство - это радостная полнота жизни во Христе». Исходя из его слов, можно так сформулировать понятие веры: вера - есть радостная полнота жизни в Боге.
Но не всегда человек имел правильное понятие о Божестве. В древности язычники покланялись силам природы. Восходило солнце, озаряя землю, и они падали перед ним на колени: «Вот наш Бог!». Другие, страшась грома и молнии, утверждали: «Это Бог». Потом появились идолы, люди стали силы природы очеловечивать, преклонялись перед чувственными наслаждениями и великими людьми, обожествляли человеческий разум и силу науки. Но рано или поздно идолы разрушались, ложные боги обманывали, принося боль и горечь разочарования и духовной пустоты.
Только вера в Того, Кто создал нас и весь мир - как говорит «Символ»: «мир видимый и невидимый» - не умирает и не умрёт никогда. Благоговея перед Ним, мы обретаем уверенность и радость. «Символ Веры» называет Его «единым Богом, Отцом, Вседержителем, Творцом неба и земли».
Почему Он назван Отцом? Откуда такая дерзость человеческая?
На секунду представим себе ночное небо, усеянное миллиардами звёзд. Те из нас, кто был в южном полушарии нашей планеты и видел небо, которое от неимоверного количества звёзд буквально готово обрушиться на землю, могут подтвердить мои слова. Там россыпи звёзд, кажется, можно потрогать руками, а Млечный путь - действительно как разлитое над головою молоко. А ведь это - миллионы, миллиарды таких же светил, как наше солнце. Это бесчисленные туманности и планеты, которых и сосчитать-то нет никакой возможности! Какие бесконечные бездны открываются нам, как велика и необозрима вселенная, сколько в ней тайн! Ломоносов, ещё в 18 веке, написал:


«Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет - бездне дна».
А ведь наш ум едва может вместить даже каплю этого. Наши глаза видят лишь малую соринку среди бесчисленного многообразия творения. Но каков же Тот, Кто держит небеса в Своей деснице? Разве мы сами и наша земля не атомы в сравнении со всем созданным и тем более перед Ним Самим? Как вопрошает псалом восьмой:
Что есть человек, яко Ты помниши его,
И сын человеч, яко посещаеши его?
И всё-таки нам открыто, что Творец и Создатель любит каждого из нас, обращён к каждой душе, как Бог и Отец. Бог настолько любит нас, что «отдал Сына Своего Единородного», что бы Он страдал, как каждый из нас, умер - как умрёт каждый из нас, и через Своё Воскресение привёл всех нас к Небесной Любви Своей. Бог не бездушный и безликий деспот, правящий миром, а любящий Отец. Вот радостная и благословенная, воистину «благая весть» - Евангелие, которую принёс нам Господь Иисус, возвестивший начало Нового времени для мира.
Да, Бог един. Он единственный Творец и Создатель мира. Он - Вседержитель, т.. е.. всем управляющий и содержащий всё в Своей Силе и власти. Да, Бог - Великая Тайна, непостижимая уму человеческому. Но Он - и любящий Отец, протягивающий руку Спасения. Бог - есть Любовь.
Бог - это Мудрость. Мудрость высшая, Премудрость. Как восклицает царь Давид:
Вся премудростию сотворил еси!
Об этом возвещает нам всё созданное Им. В каждой капле воды, в каждой снежинке, на каждой звезде и в каждом листе совершается множество удивительных чудес. Любое ничтожное насекомое является чудом творения Божия.
Есть такой рассказ. Однажды дикари нашли в джунглях жилетные часы. Они никогда не видели подобной вещи и решили, что это какой-то диковинный камень на верёвочке. Они принесли этот камень своему вождю. А он, повертев часы туда-сюда, заметил: «Здесь внутри так всё сложно устроено, едва ли такая вещь могла возникнуть сама по себе. Её сделали белые люди».
Но разве если маленькие часы указывают на тех, кто их создал, то тем более не сложнее часов всё мироздание? Разве не ясно, что Кто-то устроил и пустил в ход этот огромный механизм?
Буквально всё: и огромные миры с миллионами солнц, и наша планета, и мы сами - всё это свидетельствует о Создателе.



И мы благоговеем перед Ним, Творцом неба и земли. Мы молимся Ему, нашему Отцу, с Которым мы связаны неразрывными узами. Без него душа человеческая тоскует и мятётся. Как сказано в «Исповеди» Блаженного Августина:


«Душа наша мается и мятётся, пока не успокоится в Тебе, Господи». Бог Сам вложил в сердце человека стремление к Себе. Человек ищет Бога, а когда не находит, он готов покланяться идолам - так велико его желание понять, постичь и почитать высшее, священное и божественное. Вот откуда возникло столько ложных верований, которыми люди пытались и пытаются заменить веру в Творца. Многие из нас прошли через эти искания, и если мы видим такого мятущегося человека, не следует осуждать его. Он тоже ищет истину, он тоже жаждет Бога. Просто пока он не нашёл Его. Но если искания начались - они обязательно приведут человека в Церковь. И тут очень многое от нас зависит: оттолкнём мы его, обругаем, отнесёмся равнодушно или поймём его духовную жажду и отнесёмся к ней с пониманием.
Будем же благодарны Господу за то, что Он нас просветил, сохранил нас от лжи и открыл нам Себя.
Каждое мгновение Бог поддерживает нас. Если бы Он отступил от мира даже на мгновение, вселенная превратилась бы в ничто. Псалмопевец говорит:
Отъимешь Дух Свой - и умирают,
В персть свою возвратятся.
В нашей личной жизни сколько раз бывало, когда уж точно мы должны были погибнуть? Сколько опасностей мы избегли? Сколько маленьких личных чудес случилось в нашей жизни? Всему этому нет числа. Слава Тебе, Господи, за всё!
Поэтому Символ Веры называет Господа не только Творцом, но и Вседержителем. Он всё «содержит», пребывая Сам незримым. Он находится повсюду. Нет во вселенной места, где бы не было Его. Пророк и псалмопевец Давид


очень точно почувствовал это вездесущие Божие:
Если взыйду на небеси
Ты там еси.
Если сниду во ад:
И там не убегу от лица Твоего.
Он и здесь с нами, сегодня и сейчас.
Бог - есть Творец «видимого и невидимого», как говорит нам Символ Веры. С видимым вроде бы всё понятно: видимый мир - это мир материальный. Хотя некоторые материальные вещи увидеть невооруженным взглядом нельзя. Без специального оборудования, к примеру, невозможно увидеть радиолучи. А если бы пятьсот лет назад кто-нибудь предположил существование микроорганизмов, ему бы просто не поверили. Так что граница видимого и невидимого весьма условна. Но есть вещи, которые нельзя увидеть по определению. Невидимое - оно здесь, рядом с нами, в нашей душе. Невидимы наши чувства, наши мысли и наша совесть. Самое главное в жизни человека - то, что нельзя потрогать руками, увидеть и взвесить.
Есть это не только в человеке. Есть во вселенной миры, населённые духовными существами. Людям не раз открывалась эта тайна: кроме растений, животных и человека, творение включает в себя невидимых и разумных духов, которых мы называем ангелами. Так же как и мы, они - создания Творца.
Нет человеческого разума, который мог бы когда-либо вместить в себя всё сотворённое Господом. Но сердце наше может услышать Его, может откликнуться на Его зов, ибо Он наш Создатель и Промыслитель. Только сердце человеческое может, благоговея перед великой Тайной божественного бытия, излиться изумительной музыкой, молитвой или стихами. Только из любящего сердца могла излиться такая молитва в красках, как «Троица» препп. Андрея Рублёва. Гавриил Романович Державин написал в конце 18 века о Пресвятой Троице стихотворение. И эти стихи - произведение очень религиозное - в безбожный век Французской Революции было первыми стихами, переведёнными на все основные европейские языки. Так до Державина о Боге Едином в Трёх Лицах не писал ещё не один мировой поэт. Поэтому закончить сегодняшнюю лекцию я бы хотел именно его строками, отрывком из державинской оды «Бог»:



О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньях вещества,
Теченья времени Предвечный,
Без лиц, в Трёх Лицах Божества!
Дух всюду сущий и Единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто всё Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, охраняет,
Кого мы называем Бог.

Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий -
Тебе числа и меры нет!

Ты есть! - природы чин вещает,
Гласит моё мне сердце то,
Меня мой разум уверяет:
Ты есть - и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где духов начал Ты небесных
И цепь существ связал со мной.

Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайняя степень вещества;
Я средоточие живущих
Дыханье в прахе Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я - царь, я - раб, я - червь, я - бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Откуда происшёл? - безвестен;
А сам собой я быть не мог.

Твоё созданье я, Создатель!
Твоей Премудрости я тварь,
Источник жизни, благ Податель,
Душа души моей и Царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб бездну смерти преходило
Моё бессмертно бытиё;
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! - в бессмертие Твоё!

Мы веруем в Него и, значит, доверяем Ему. Ты, Господи, наш Создатель. Ты привёл нас в этот мир, и мы будем принадлежать только Тебе. Аминь.



Итак, мы с вами сегодня говорили о том, что:
1. христиане верят в Бога, Единого в Трёх Лицах: в Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Догмат о Троице - а догматом называют богооткровенную истину - является основным христианским догматом. Именно исповедание Бога, как Троицу отличает христианство от всех монотеистических религий.
2. единосущие Лиц Пресвятой Троицы - есть тождество и сопребывание в любви. К любви к Богу и с Богом друг ко другу призывает нас Бог.
3. Символ Веры - есть краткое изложение православного вероучения. Бог, согласно Символу - любящий Творец и Отец всего видимого и невидимого мира, Который поддерживает бытие вселенной.

На этом мы и закончим наш сегодняшний разговор.
Previous post Next post
Up