Новый учебный год Воскресной Школы для взрослых лекция 1

Sep 07, 2013 20:59

Лекция 1 - 2013 год, 7 сентября

Дорогие братья и сестры!

Сегодня у нас вводная лекция и передо мною стоит довольно странная задача: рассказать вам о том, с чем вы сталкиваетесь каждый день. Это не только богослужение - наше, православное, удивительно красивое и ёмкое; это не только Таинства Церкви - соединяющие нас с Богом; не только история Ветхого и Нового Завета. Но есть ещё более важные вопросы: кто мы (и вообще, что есть человек), Кто есть Бог, и каковы отношения человека и Бога в этом мире.
На самом деле, три этих вопроса не есть что-то отвлечённое, метафизическое. Мы ежедневно так или иначе сталкиваемся с ними. Почему на богослужении так хочется поболтать или в Великий Пост съесть колбасы; поругаться с родным человеком или напиться - всё это наши отношения с Богом, всё это проявления нашего глубинного «я».
Человек
Но начнём мы с предварительных понятий. Первое из них - это понятие «человек».
В детства меня часто водили на ВДНХ и не куда-нибудь, а в «космический павильон». Там очень многих моих однокашников принимали в пионеры, и дети хором давали обещание быть верными заветам Ленина, «бороться и трудиться, как учит нас коммунистическая партия». Но рассказ не о том. Однажды в павильоне мне показали скафандр, в котором выходят в космос. Это совершенно автономное образование, как и космический корабль.


Но почему? - Потому, что человек всеми своими узами привязан к окружающему миру и без кислорода, подходящей ему температуры и давления находиться в космосе не может. Человек, говоря словами Библии, «есть земля». Помните, как поётся на отпевании: «земля еси и в землю отыдеши»? Плоть человеческая создана по слову Божию из праха земного - то есть из пыли, из самой материи, из вещества. И мы несём этот прах в себе и возвращаемся в него.
Но разве мы с вами ТОЛЬКО материя?

Два аспекта бытия

«А что будет, когда человек умрёт?» - задал я, будучи маленьким мальчиком, вопрос одному своему очень близкому человеку. Человек этот очень гордился тем, что он доктор наук, но не нашёл ничего лучшего, чем ляпнуть в ответ: «ничего». «Как ничего?!» - не понял я. «Вообще ничего, - охотно пояснил мне мой учёный сродник, - лопухи на могиле».
Помню тот ледяной ужас, охвативший меня тогда. Каждая секунда, каждый шаг и удар сердца приближал меня к этому «ничто». Каждый вздох и движение тащило меня к пропасти небытия. «А как же моя собака?» - продолжал я свои расспросы. «Не говори ерунды!» - ответствовал доктор наук. На этом диалог закончился.
Со временем детский ужас забылся, но вопросы остались.



Действительно, мы видим глазами, слышим ушами и так далее. Мы привыкли рассматривать материальные явления, как подлинную реальность, дескать - сие и есть реализм. Но откуда мы узнаём о материальной реальности? Из опыта наших чувств. Но помните детский вопрос о собачке? Теперь-то мы взрослые и знаем, что те же чувства - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, которые есть у нас, - есть и у собачки, и у кошки и у шимпанзе. У некоторых животных есть вообще то, что нам и не снилось - например, эхолоты у дельфинов или летучих мышей, а врождённое чувство направления есть у перелётных птиц или нерестовых видов рыб. Однако, восприятие человека качественно иное: есть нечто поднимающее нас над животным миром. Ни собаке, ни кошке, ни шимпанзе не нужна потребность в отвлечённом мышлении, не нужен поиск смысла жизни и бескорыстная жажда истины. Да, человек - существо телесное, он - «прах земной». Но человек в равной мере существо духовное, существо способное иметь иной опыт, нежели опыт чувственный. Человек не только земля с «лопухами над могилой». Он родственен и другому измерению бытия, которое нельзя увидеть и это очень важный момент.
Однажды знаменитого хирурга сталинской поры, архиепископа Луку Войно-Ясенецкого спросили: «Ведь вы, доктор, наверное, резали мёртвые тела? Где в них душа?». И он ответил: «Да, я занимался препарированием мёртвого человеческого тела - без этого, к сожалению, нельзя спасать живых людей. И это правда - ни где в этих телах я не нашёл души. Но также нигде не нашёл я ни мысли, ни воли, ни ума».


Поясню на ещё одном примере. Тот, кто хочет ограничить мир только видимым, оказывается в странном положении наблюдателя, который, заманив в рентгеновский кабинет, скажем Бетховена или Микельанжело, говорит: «да ничего в нём нет такого! Посмотрите сами - позвоночник виден, череп тоже. Но где же его гениальность и где его чувства? Нет их!».
И дело тут не в качестве нашего или заграничного рентгена, нет. Требуется просто признать, что так устроена реальность: у неё два аспекта - зримый и незримый. Поэтому в нашем Символе Веры сказано: «Верую во Единого Бога Отца, Творца видимого всего и невидимого», т. е. другими словами - «я верю в Бога, сотворившего два аспекта бытия».
Видимое и невидимое
Видимое и невидимое связаны между собой очень своеобразно и парадоксально - между ними существует обратная связь. Например, тяжёлая болезнь тела может подавлять психику, а психика - жизнь духа. Многие психиатрические заболевания начинаются с алкоголизма. И правда, пьяный человек ненормален в нашем трезвом понимании. А всего-то: яд под названием алкоголь склеил красные кровяные тельца и закупорил мелкие сосуды головного мозга. В клетках возникает кислородное голодание и нарушается их электропроводимость. Мозг даёт искажённое представление о мире душе. Человек начинает действовать неадекватно.

И, напротив, дух может совершать удивительные вещи. Мы все читали о стойкости мучеников, о том, как пламень и оружие не вредили им. Вы говорите, что это благочестивые сказки и аллегории? Замечательно. А в случае, когда люди ходят по огню или замедляют удары своего сердца; в случае, когда йоги лежат часами без дыхания и это показывают по телевизору, значит верим… забавно получается. И грустно. Воистину - «оправдана премудрость чадами её», как говорит Библия.


Всё это говорит, что в нашу невидимую часть - в дух - заложены громадные возможности и силы. Этот духовный дар, полученный человеком, является самым драгоценным и самым священным.
Далее. Можем ли мы представить свое небытие? Не то как тело наше лежит «хладно и недвижимо», а полное собственное уничтожение? - Нет, не можем. Это свидетельствует, что дух бессметрен. Этот дар бессмертный. И он требует к себе особенного отношения, потому что он в человека посеян, подобно семени. И из семени этого что-то должно вырасти.

Добро и зло

Как я уже говорил, человек - есть прах. Он - образ и подобие праха земного, то есть природы. Клетки цветка - такие же, как и наши: у них такая же структура, там есть ядро, протоплазма и всё остальное. Но чьим образом и подобием является духовная составляющая человека?
Для нас, христиан, человек в своём духовном измерении является образом и подобием Творца.
Хорошо. Но откуда тогда гадости берутся? Или Бог также источник зла в человеке? Или Бог одновременно и зол и добр, как пишется во многих восточных писаниях? Или Он настолько выше добра и зла, что добро и зло есть нечто выдуманное людьми, некая условная категория? Или может быть всё же добро - есть не зависящая от людей объективность?
Если, скажем, добро есть некая условность нашего воспитания, его ничего не стоит отбросить и каждому установить свои личные критерии, исходя из того, что добро - это то, что нравится мне, а зло - есть то, что мне не нравится. Как в анекдоте про дикаря, которому миссионер пытается втолковать, что такое хорошо и что такое плохо, а потом спрашивает: «Ну, если у тебя украли корову, это зло?». «Зло» - Бодро отвечает дикарь. «А если ты украл корову?» - «Это добро!!».
И дело тут даже не в том, что эгоизм (или эгоцентризм) свойственен человеку. Возникает другой вопрос: откуда он? Почему мы все сосредоточены на себе?
Во-первых, человек родом из детства. Его баюкают, кормят, одевают и потому он подсознательно думает, что так будет всегда. Это одна из причин и причина, кажется, самая малая.
Самое главное состоит во второй причине, и эту причину всех причин мы называем первородным грехом.

добры мы или злы?


Есть противоположная точка зрения. Французский философ 18 века Жан-Жак Руссо писал, что человек от природы добр, его просто испортила цивилизация. Надо просто быть ближе к природе, и человечество снова станет добрым и пушистым, не будет насилия, исчезнут болезни и снова наступит золотой век для всех живущих на этой «самой лучшей из всех планет». Подобную точку зрения разделял у нас Лев Толстой, до самой смерти носивший портрет француза на груди.


Но так ли это? Каждый из нас, кто хоть раз выезжал в деревню или на дачу знает, что там те же проблемы, как в городе: так же люди врут, развратничают и пьют. Откуда в человеке столько гадости? Откуда берутся Гитлеры, Берии и прочие цари-Ироды? Они же тоже были людьми. В кого же надо верить? Мы все видим, что зла в жизни не меньше, а то и больше, чем добра. И злых людей тоже предостаточно. Почему мы должны верить в доброе, а не в плохое?
Я охотно верю, что угрызения совести были у Ивана Грозного - он всё-таки вырос православным человеком в православной стране и понятие того, что проливать невинную кровь нельзя, впитал с молоком матери. Он убивал, каялся, потом снова убивал, испытывая при этом некие терзания. Но какие терзания могли быть, скажем, у Чекатилло? Для него Бога нет - он вырос атеистом, греха нет, а люди - лишь кратковременные существа, быдло, живущее для его, чекатиллы садистского наслаждения. Для него злом, как для того дикаря, было то, что мешало ему в исполнении чудовищных его планов, а всё остальное - было глупостью и чем-то совсем неважным в жизни.
Но всё-таки данные примеры - крайность.

Объективность добра и зла

Человеку свойственно знать, что хорошо, а что плохо. Это знание можно назвать врождённым. В любом народе, в любой человеческой общности вы найдёте сходные понятия о добре и зле - различаются только несущественные частности. По разному могли люди думать о том, скольких жён нужно иметь, одну или четырёх. Но всегда были согласны в том, что спать с каждым человеком, понравившимся нам, мы права не имеем. Человек, который не верит в добро и зло, может нарушить обещание, данное вам. Но если вы попробуете нарушить обещание, данное ему, то не успеете вы и слово вымолвить, как он воскликнет: «это нечестно!»
Нет, всё-таки добро и зло - категории объективные, не зависящие от нас. И следовать путём добра есть заповедь Творца. И именно потому, что это заповедь, мы чувствуем, что это не так легко даётся. Нам не дана заповедь, например, ходить на двух ногах - это для человека естественно. Но когда Евангелие говорит о том, что надо прощать - это уже заповедь: это значит, когда нам говорят гадости или делают их, надо предпринять над собой усилие, преодолеть раздражение и не вылить на ближнего своего ушат помоев в ответ. Это вам уже не ходить на двух ногах - сие встречает некое сопротивление в нас самих, это не так естественно.

Грехопадение, как болезнь человеческого рода. Древо Познания добра и зла

Но если заповеди даны Богом, то почему мы их нарушаем?
Православие даёт чёткий ответ: потому, что человек нарушил заповедь изначально. И нарушив её, заболел.
Я думаю, вы все помните историю первых людей, описанную в Библии. Чтобы освежить её в памяти во всех подробностях, я всё же приведу рассказ автора Бытия:


«Змей же был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог:«Не ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: плоды с деревьев мы можем есть, только плодов с дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрёте; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги…» (Быт. 3. 1-7).
Над историей этой достаточно глумились и смеялись, особенно в советское время. Но, глумясь, забыли про самое важное. Один святой писал: «То, что было тогда - делается в каждом из нас здесь и теперь».

Библия иконописно говорит нам о вечном. Человек стоит перед Богом, перед ним распахнуты все двери, ему дана природа самого рая, чтобы как говорит Бытие «возделывать и хранить её». Ему дана власть над животным миром - мы помним, что Адам давал животным имена, а это на иврите - изначальном языке Библии - означает получить власть над ними. Дать имя - значит вступить во владение предметом одушевленным или неодушевленным. Мы до сих пор даём клички нашим домашним питомцам и через кличку находим с ними взаимопонимание.
Итак, человеку дано всё. И есть только одно дерево в центре рая, которое запретно для человека - Древо Познания добра и зла. Бог сказал человеку: «В тот день, когда вкусишь от него - смертью умрёшь». Но как же так, спросят многие, ведь Адам и Ева жили ещё после изгнания из рам много сотен лет? Да, много сотен земных лет. Но День Седьмый Творения - он, по учению святых отцов, продолжается и сейчас. И мы, и Прародители - все живём в этот Седьмый День, эпоху падения человечества в грех. Для Бога «и тысяча лет - как один день» говорит пророк Исаия. Восьмым Днём Творения, как учит святая Церковь, будет День преображения мира в Новую Землю и Новое небо после Второго Пришествия Спасителя; День, когда в Творении не останется никакой испорченности и зла.
Но возвратимся к повествованию книги Бытия. Что плохого в познании добра и зла, ведь казалось бы, в этом и состоит нравственность? Но дело в том, что такое прочтение Библии поверхностное. Бытие и вообще Библию следует читать очень внимательно, сравнивая разные места. «Добро и зло» в данном контексте обозначают не теоретические нравственные понятия, а два полюса жизни: доброе и худое, полезное и вредное. Как у китайцев - инь и янь,


так еврейское тов вар-ра - добро и зло - означают: «всё на свете». Таким образом Древо даёт познание всего на свете.
А само познание (Древо познания добра и зла)?
Мы привыкли к тому, что в школе нам дают знания. Знания теоретические. Но Ветхий, да и Новый Завет не знают идеи познания в этом отвлечённом смысле. Для библейского мышления «познать» - значит овладеть на практике, слиться, ощутить всеми фибрами души. «И познал Адам Еву, жену свою» - этот глагол употребляется для обозначения интимного соединения мужчины и женщины.
Итак, всем известный рассказ о грехопадении постепенно проявляется, как фотоснимок: прародители не просто съели какое-то яблоко, от которого подцепили вирус греха. Они покусились на Древо Познания, т. е. овладения на практике всей полнотой мира. Адам и Ева решили властвовать над миром без Бога.
Подходит Ева к этому дереву, и змей - олицетворение всего низменного и коварного, спрашивает её: «Неужели Бог вам запретил вкушать от всех деревьев (такая провокация)?». «Нет, - отвечает Ева, - всё наше, кроме вот этого Древа». - «А почему вам запрещено есть от этого Древа?» - «Потому, что Бог сказал, что мы умрём, если от него вкусим». - «Нет! - восклицает змей, - не умрёте! Наоборот, будете как боги, властвующие над добром и злом!» (т. е. вы станете соперниками Бога, будете сами богами, а вовсе не умрёте).
И этого было достаточно, чтобы наша праматерь Ева взяла плод, посмотрела на него, и он показался ей вожделенным, и она вкусила, а затем Адам. «Будете как боги, ведающие добро и зло».
Вечная эта история повторяется в каждом из нас, дорогие братья и сестры. Сколько раз Запретный Плод нам казался сладким? Сколько раз мы сами, а не наши праматерь Ева и праотец Адам, протягивали руку и откусывали от этого плода? Сколько раз мы с вами противопоставляли свою волю воле Творца, создавали свои нормы, в том числе и нравственные? - Не счесть наших грехопадений, Господи! Прости нас грешных!
Вот почему не прав был Жан-Жак Руссо, говоривший, что человек по природе своей добр. Нет, человек болен грехом, как генетической болезнью. И эта болезнь ведёт каждого к смерти. В человеке противоборствуют добро и зло, и, как говорил Фёдор Достоевский: «дьявол с Богом борется в сердцах людей». Человек теряет Бога в тот момент, когда противопоставляет свою волю - Его воле.

Что же происходит после вкушения Плода Познания или Овладения добром и злом? - Это тоже нам очень знакомо. «И открылись глаза их, - говорит книга Бытия, - и узнали они, что наги». Бытописатель опять использует глагол «узнать» - изведать на практике. И что же они изведали на практике? А пришло к ним сиротливое чувство опустошённости, стыда за совершённое, отвращения к себе и ощущение полного собственного бессилия - всё то, что и мы с вами испытываем после совершения нами плохих поступков. Хотели быть богами, властелинами, а оказались голыми королями - вот и вся божественность. Вот итог каждого грехопадения.

Святой апостол Павел говорит: «Как все мы согрешили в одном Адаме, так и воскреснуть должны в новом Адаме» - в Господе нашем Иисусе Христе. Поэтому в центре человеческих исканий, в центре человеческого желания «быть без греха», как на перекрёстке всего бытия, стоит Крест.


Но почему именно Крест? Что должно было произойти?

Вечность нам не доступна. Я часто вспоминаю книгу пророка Исайи.


Бог через пророка говорит страшные слова: «Как небо далеко от земли, так Мои мысли далеки от ваших мыслей. Я - Бог, а не человек»(сравни: Исаия 55, 8-13). Бог безмерно превосходит всё то, что человек может помыслить. Кроме того, что Он открывает о Себе, человек ничего самостоятельно постичь не может. И поэтому, что бы вступить с нами - образом Его и подобием, искажённым болезнью греховности - в контакт, Он должен умалиться, стать Человеком. «Он Сам Себя умалил, приняв образ служителя, раба» - вот как нам сказано о Боге, Который явился нам во Христе. Между Богом и человеком - расстояние гораздо большее, чем между Млечным Путём и муравьём. Но для того, что бы муравей понял, что ему хотят сказать звёзды, Млечный Путь должен сам стать маленьким-маленьким, он должен стать муравьём. И для того, что бы человек понял Бога, Бог становится Человеком.


Явление Христа - это не явление новой морали или новой философии, а это есть Откровение. Откровение Вечности в той форме и полноте, которые доступны для ограниченности человеческой. От Креста Христова есть только два пути: или со Христом или, против Него. Церковь, созданная Господом, повторяет нам Его слова: «Иди за Мною! Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (т. е. своей «самости» и греховности), возьми свой крест (т. е. своё служение), и следуй за Мной!». У нас, православных христиан, есть Его обетование: «Я с вами до скончания века». Конечно, можно идти против Него. Но это движение есть возврат и повторение греха Адама, который хотел быть как Бог, а оказался только нагим и бессильным.
Поэтому, когда мы слышим перед службой церковные колокола, для нас, православных христиан, это призыв. Не пессимизм, как у Хеменгуэя, задающего вопрос - «по ком звонит колокол», и отвечающий на него: «колокол звонит и по тебе». Для нас это радость встречи с Вечным, со Христом, и полнота общения с Ним в Его Церкви. «Почему звонит колокол?» - спрашиваем мы. И Господь нам отвечает: возлюбленные! Колокол призывает вас в светлую полноту жизни со Мною и во Мне. Колокол призывает вас в Мою Пасху и Жизнь Вечную!
Дай нам, Господи, найти Тебя на нашем жизненном пути! Аминь.

Итак, братья и сестры, подведём итог нашей сегодняшней беседы.
Первое. Человек существо двуплановое, он одновременно и материален и духовен. Живёт он в мире, сотворённом Богом, в мире также двухсоставном - среди видимого (материя) и невидимого (область духа).
Второе. Добро и зло существуют объективно, т.е. независимо от того признаёт это человек или нет.
Третье. Человек - образ и подобие Творца, но образ и подобие искажённое из-за падения прародителей. Поэтому человек грешен.
Четвёртое. Для того, чтобы человек понял любовь Божию, волю и попечение о нём, Бог должен был умалиться, т. е. стать Человеком во всём подобным нам, кроме греха. Это и произошло в Откровении явления Христа Спасителя.
Previous post Next post
Up