я никогда не ездил на слоне и не решал важнейшие задачи

May 03, 2018 08:29

О чём люди думают перед смертью?
Лекция руководителя московского Центра паллиативной медицины Нюты Федермессер.

image Click to view


Ну вот ни насколько пафоса, всё, как есть.
"Как ты думаешь, я к нему молодухой с косой попаду, или с такой жопой обвисшей?"

Read more... )

Leave a comment

Comments 32

nu57 May 3 2018, 15:34:17 UTC
Так что всё правда - и про морошку, и рассказанная не могу вспомнить кем история, как дедушка, много всего переживший, перед смертью вдруг стал горячо говорить что-то очень эмоциональное про непонятных и вроде бы неважных гусей. Тут нет "правильно" и "неправильно", нет "должно быть". Всё, что со стороны кажется странным, мелким и "несоответствующим моменту", - бывает.

Reply

utnapishti May 4 2018, 00:41:38 UTC
Да, но... разве это не само собой разумеется? Мне кажется очевидным, что почти все люди, чьё ментальное и физическое состояние позволяет, в последние дни-часы-минуты перед смертью ведут себя так же, как всегда; чьё не позволяет - с сооответствующими поправками. Следующий вариант - это "за что-то ухватиться": в данном тексте несколько разнообразных вариантов; думаю, самый распространённый - за ускользающую способность дышать.

Мне кажется, в обществе слишком сильно отношение к смерти как к чему-то скаральному, у этого есть несколько аспектов, и один из них - представление о том, что перед смертью с человеком происходит что-то особенное, он готовится, гремят трубы... да ну, какие там трубы.

Reply

nu57 May 4 2018, 01:32:01 UTC
Да, это естественно, но человек не всегда ведет себя естественно, и смерть - не исключение. Трубы не трубят, но многие чувствуют себя из-за этого виноватыми и думают, что уж у других-то они трубят, и стараются вести себя так, как будто они и сами видят эту ткань голого короля. Даже не перед другими, перед собой; уходящие - реже, остающиеся - чаще.
Ты просто сам довольно независимый, поэтому не понимаешь. Знаешь, сколько людей осуждают или хотя бы удивляются даже пушкинской морошке, не говоря уже о гусях - "столько всего важного пережил, а в кульминационный момент несёт какую-то чушь..."

P.S. Ты вернулся?

Reply

utnapishti May 4 2018, 12:53:04 UTC
Действительно, я никогда не слыхал, чтобы кто-то удивлялся "пушкинской морошке", тем более осуждал.
Думаю, что осуждают те, чьё призвание осуждать за что угодно: за то, что кто-то еврей/не-еврей, за то, что кто-то гей/асексуал, за то, что кто-то левый/правый.
Мне такие на самом деле не попадались: уж не знаю, кто кого избегает :)

Reply


nu57 May 3 2018, 15:38:29 UTC
Мне к её историям тоже есть несколько добавить, но здесь расскажу одну. Мой дальний родственник Зеэв Аргаман, блестящий человек и довольно важный деятель в правительстве Бен Гуриона, умирал, и знал, что умирает. За неделю до смерти он прогуливался с женой - обычная вечерняя прогулка - и на минутку незаметно зашёл в цветочный магазин. Через месяц после его смерти жене принесли на день рождения букет с запиской от него.

Одна из немногих сентиментальных историй, которая меня каждый раз, как вспоминаю, трогает и задевает.

Reply

gianthare May 3 2018, 16:46:29 UTC

Как-то жутковато

Reply

utnapishti May 3 2018, 18:18:20 UTC
Совершенно не понимаю, что тут жуткого. (Что "трогает", могу понять, хотя вряд ли бы я сам так выразился.)

Моя бабушка имела обыкновение делать сразу очень-много (очень тонких) блинов и замораживать их в холодильнике.
Когда она умерла, гора таких блинов осталась в морозилке.
Я их потихоньку (несколько недель, очевидно) ел, и думал: надо же, бабушка умерла, а я вот ем её блины.
Но ничего жуткого я в этом не видел - скорее прикольное.

Reply

gianthare May 6 2018, 14:45:22 UTC
Это не то же самое как если бы она специально заморозила блинов впрок перед смертью, нет?

Reply


nu57 May 3 2018, 16:17:08 UTC
А ещё это про то, что обо всём можно говорить, нет запретных тем, нет границ, нет отодвигающего неловкость пионерского задора "не хочу об этом слышать, ты ещё огого меня переживёшь". Страх произнести название медведя - а во всех языках есть такой кто-нибудь, Чьё-Имя-Нельзя-Называть, и приходится пользоваться эвфемизмами - не спасает от медведя. Очень важно мочь говорить обо всём.

Reply


spamsink May 3 2018, 16:29:20 UTC
Нюта Федермессер невыразимо прекрасна! Но вот беда - умирать, зная, что умирает, не каждому дано.

Reply

nu57 May 3 2018, 16:37:57 UTC
Да, она потрясающая.

"Не каждому дано" - но думать о том, что бы ты хотел сделать и как, можно заранее, если не бояться думать о медведе. Можно рационально, можно даже посмеиваясь. А что может не получиться - ну так всё ведь может не получиться, к экзамену мы тоже готовимся, хотя можем и заболеть накануне, и завалить. По-моему, это не беда.

Про "не думать о медведе" я написала нечаянно, потому что это одно из немногих русских слов такого рода, что вместо суеверно табуированного названия предмет описывается эвфемизмом - "тот, который знает, где мёд". И только потом вспомнила о Толстом, про "встать в угол и не думать о белом медведе"; а он ведь наверняка ничего такого не имел в виду.

Reply

spamsink May 3 2018, 16:49:37 UTC
Я неоднократно пробовал думать, и каждый раз результатом получалось "да какая разница, мне же будет всё равно".

Reply

nu57 May 3 2018, 19:07:55 UTC
Ну люди разные. Я, наоборот, пыталась не думать, и не получалось.

Насчет «всё равно» - совсем необязательно, многие до последней минуты в здравом уме, твердой памяти и имеют желания. «Всё равно» станет только через некоторое время, и его нужно пережить, а не дотерпеть. В фильме «Пятая печать» есть такой эпизод: человек должен выбрать, в кого ему превратиться через 5 минут - в раба, который будет всю жизнь страдать, или в кровавого тирана, который будет всех мучить и издеваться, но понимать этого не будет, будет совершенно счастлив, и не будет знать, что сам добровольно сделал такой выбор. Оказывается, многие не в состоянии сделать этот "счастливый" выбор - из-за тех пяти минут, пока человек ещё знает!

Reply


pisma_lane May 3 2018, 21:17:59 UTC
у меня много таких историй - 10 лет работы в хосписе...

Reply

nu57 May 3 2018, 23:48:30 UTC
Я понимаю.

Мне кажется важным об этом говорить и убирать из горя стереотипы; часто необходимость вести себя "как полагается", как (тебе кажется, что) от тебя ожидают окружающие, заботиться о подобающей "солидности" горя усиливает его для обеих сторон - если вообще есть, куда усиливать. Поэтому хорошо, чтобы люди могли вести себя так, как им легче и правильней, говорить о мелочах и беспокоиться об отвисшей жопе - близкие ведь запоминаются именно мелочами, а не тем, что "ездили на слоне".
Недавно, после Кемерова, была очень хорошая статья про это со стороны "оставшихся", а лекция Нюты Федермессер - про с другой стороны, со стороны "уходящих".

Кстати, про противоположную смерти штуку - секс - люди это (что нет "как правильно") вроде бы уже поняли.

Reply


Leave a comment

Up