Позвольте предложить вашему вниманию небольшой исторический очерк о монастыре, названном в честь иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость", с немногими сохранившимися фотографиями обители.
По тагильскому преданию, в 1855 году архимандрит Израиль, настоятель Отенского монастыря под Новгородом, на месте будущей Скорбященской женской обители установил крест, а в его основание положил камни, привезенные из Иерусалима. Однако в книге С. Г. Павловского «Нижнетагильский Скорбященский женский монастырь, Екатеринбургской епархии», написанной в 1905 году, содержатся другие сведения: «… он же исходатайствовал у г. г. Демидовых землю около церкви для общежития, а в 1889 году послал свой портрет, написав: «сей мой портрет прошу поместить в трапезе скорбященского общежития, что на Малой Кушве, Нижнетагильского завода, которую я заложил по особенному откровению Божию в 1886 году иерусалимскими камнями, испросив у господ Демидовых две десятины земли в 1883 году, и послал свою лепту в 500 рублей».
Началом формирования территории будущего монастыря считается 1864 год, когда была построена Скорбященская кладбищенская церковь. Деньги на ее строительство пожертвовал купец из крестьян И. И. Сергеев, исполнив волю своего покойного отца. Уже в 1911 году ограда монастыря простиралась от двухэтажного кирпичного здания, у речки Малая Кушва, где располагалась школа и жил священник (современная ул. Красногвардейская, 50) - до кладбища за алтарями монастырских храмов: Скорбященского и Вознесенского, тогда еще не достроенного. Также монастырю принадлежала территория в районе Корабельного мыса, где был кирпичный завод. Еще обитель владела угодьями на реке Ольховке, переданными из казны, и землями под селом Петрокаменским, пожертвованными заводовладельцем Яковлевым.
Идея создания в Нижнем Тагиле женской монашеской общины возникла еще в начале 1860-х годов. Инициатива исходила от крестьянской вдовы Марии Васильевны Навзоровой, к которой постепенно начали примыкать и другие подвижницы. Прошение об основании в Нижнем Тагиле женской обители подавались на имя епископа Пермского Ефрема дважды: первое в 1883 году, второе - в 1884 году. В последнем указывалось, что «общество I части Нижнетагильского завода» готово уступить под монастырь 2 десятины земли, прилегающей к Скорбященскому храму. Перед Пермской Консисторией в пользу образования общины также ходатайствовал благочинный 2-го Верхотурского округа, протоиерей Иоанн Флавианов - священник Введенского храма, к которому была приписана Скорбященская церковь.
Писали будущие монахини и заводовладельцу - Павлу Павловичу Демидову, князю Сан-Донато, но ответ получили не сразу. Помогло ходатайство архимандрита Израиля: перед своей кончиной в Италии П. П. Демидов отписал под женскую общину необходимую землю. Однако Пермская Консистория отклонила оба прошения ввиду отсутствия у предполагаемой общины средств к существованию (только две из 14 просительниц имели собственное торговое дело, а три были домовладелицами), однако позволила основать на отведенном месте женскую богадельню. Ее духовным наставником и первым руководителем стал батюшка Иоанн Флавианов, предложивший сестрам Устав для женских общин, составленный митрополитом Филаретом (Дроздовым).
Первоначально в богадельне проживало 14 человек, через 10 лет община увеличилась до 25 человек: это были три вдовы от 44 до 66 лет и 22 девицы, в возрасте от 13 до 35 лет.
В 1892 года в распоряжении богадельни, помимо Скорбященского храма, находилось два двухэтажных дома, а к 1901 году было построено еще два. Один из них еще в самом начале создания общины, в 1885 году, был пожертвован вдовой М. Е. Белоусовой и перевезен из села Воскресенского (Шиловки). Имелись надворные постройки, конюшня, коровник. Ограда вокруг территории богадельни была построена на средства, пожертвованные вдовой М. А. Колчиной. В исторических документах упоминаются кирпичные кельи, построенные в начале ХХ века, трапезная, сарай и скотный двор. В 1897 году при богадельне в отдельном каменном здании была открыта женская церковная школа грамотности, в которую было принято 14 девочек. Учительницей была назначена одна из сестер. В 1902 году школа была преобразована в церковно-приходскую.
На протяжении 1890-х годов богадельня семь раз подавала прошения о преобразовании в монашескую обитель (в 1892, 1893, 1894 - дважды, 1895, 1898, 1900 годах). В октябре 1901 года епископ Екатеринбургский Ириней (Орда) на основании последнего прошения приказал снова собрать сведения о богадельне и подал в октябре 1901 года ходатайство в Синод о переименовании ее в общину. В то время в богадельне подвизались 65 вдов и девиц.
Указом Священного Синода от 31 марта 1902 года за № 1247 богадельня была переименована в Скорбященскую женскую общину. На общем собрании начальницей общины была выбрана Феозва Крузе, казначеей - Татьяна Деева.История основания женского монастыря в Нижнем Тагиле завершилась в 1904 года. 17 мая Священный Синод учредил при общине вакансию священника, которую занял священник Леонид (Черепанов), а 23 октября община была переименована в Скорбященский женский общежительный монастырь.
Настоятельницей обители была назначена Феозва Крузе. Она родилась в 1857 году в городе Перми, в мещанской семье. Свою национальность она определяла так: «русская, предки - немцы». По бедности отца, который был портным, с 6 лет воспитывалась в приюте. В 12 лет Феозва осталась сиротой. Старшая сестра Мария (в замужестве Кожевникова) взяла ее к себе. Так Феозва оказалась в Нижнем Тагиле. 16 сентября 1885 года возрасте 27 - 28 лет она поступила в богадельню при Скорбященской церкви. У девицы оказался неплохой слух, и вскоре она стала регентом монастырского хора. Это послушание она исполняла 17 лет. 2 мая 1903 года Феозва Крузе стала первой монахиней Нижнего Тагила.
Ее постриг в Скорбященской церкви совершил епископ Сарапульский Михей, только что назначенный на Екатеринбургскую кафедру. В иночестве она получила имя Мария. В 1909 года монахиня Мария указом Священного Синода была возведена в сан игумении. В 1913 году «за благочестиво-иноческое житие и весьма полезные труды, заботы по благоустроению общины и постройке нового каменного храма» решением Святейшего Синода она была награждена золотым наперсным крестом. В 1919 году, в период власти белогвардейцев, «во внимание к весьма полезному и ревностному исполнению обязанностей настоятельницы при трудностях переживаемого времени» епархиальные власти представили ее к благословению иконою Всемилостивейшего Спаса.
В 1910-х годах Скорябщенский монастырь переживал подлинный расцвет. Трудами игумении Марии и сестер монастыря в 1913 году был освящен Вознесенский храм, который был заложен 26 мая 1905 года, в тот день, когда при большом стечении народа был прочитан Указ об учреждении Нижнетагильского монастыря. Главный алтарь был освящен в честь двунадесятого праздника Вознесения Господня, правый придел - в честь Святителя Николая Чудотворца и праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, левый - в честь преподобного Серафима Саровского.
Кроме молитвенного подвига, сестры занимались хлебопашеством, сенокошением, скотоводством, огородничеством, вели школу для местных жителей по домашнему хозяйству, переплетали книги,ухаживали за могилами на монастырском кладбище, читали Псалтирь по усопшим, опекали девочек-сирот; десятки монахинь и послушниц несли труды вышивальщиц, кружевниц, белошвей и золотошвей. В обители были портняжная, сапожная, кузнечно-столярно-слесарная мастерские.
Перед революцией и гражданской войной в монастыре подвизались 150 - 160 человек. По переписи 1913 года в обители было 6 монахинь и 38 рясофорных послушниц.
В ноябре 1920 года, после установления Советской власти в Нижнем Тагиле, монастырь был закрыт. Сестры предприняли попытку сохранить общину: послушницы монастыря были организованы в сельскохозяйственную коммуну «Улей», но она просуществовала всего один год. Монахини, как лишенные избирательных прав, в нее не входили.Уездный земотдел 30 ноября 1921 года постановил реорганизовать коммуну в кооператив, но в связи с «неулаженными разногласиями» 9 декабря коммуна была ликвидирована. Большинство послушниц вернулись в родные деревни, несколько сестер остались в Нижнем Тагиле.
С 17 по 23 ноября 1920 года на территории бывшего монастыря началось размещение Екатеринбургского концентрационного лагеря № 2. 420 человек, обвиненных в саботаже, спекуляции, преступлениях по должности, а также «заведомых угнетателей, эксплуататоров труда и приверженцев… буржуазного и царского дворянского строя» заполнили строения и надворные постройки бывшего монастыря. Заключенные работали в мастерских, ранее принадлежавших обители. Монастырская прачечная и хлебопекарня тоже использовались заключенными.
Тяжелые условия, антисанитарная обстановка и скудное питание привели к высокой смертности в лагере. Только за 2 месяца 1922 года - с 15 марта по 15 мая - умерли 59 человек, 46 из них - от голода. Случаи побегов привели к тому, что с мая 1921 года в концлагере была введена круговая порука: при побеге одного заключенного расстреливали пятерых. Решением Губернского подотдела от 15 марта 1922 года Нижнетагильский лагерь № 2 стал филиалом Екатеринбургского концентрационного лагеря № 1. А 30 июня 1922 года вышел Приказ № 181 президиума Уисполкома «О расформировании лагеря № 2» с 1 июля 1922 года. Лагерь был окончательно закрыт. За два года через него прошли 932 человека.
Во время существования концлагеря на территории монастыря оба храма были закрыты и обнесены проволочным заграждением. Нескольких монахинь, живших в подклете Вознесенского храма, были изгнаны. Однако 4 января 1921 года прихожане добились разрешения исполкома открыть Скорбященский и Вознесенский храмы и проводить в них богослужение. В совет восстановленного прихода вошли игумения Мария, казначея монахиня Валентина и отец Леонид (Черепанов) - бывший монастырский священник. Старостой прихода стал Я. Е. Семенов, в прошлом щедрый благотворитель монастыря.
Летом 1922 года, после закрытия концентрационного лагеря, территория Скорбященкого монастыря перешла в распоряжение уездного отдела народного образования. Тагильский педагог Исидор Васильевич Яшников начал активно продвигать идею создания на территории монастыря «Детского городка». Он мечтал о школе-коммуне для пролетарских детей-сирот. Здесь предполагалось собрать 225 детей из различных детских домов Нижнего Тагила. Летом и осенью шла подготовка городка для заселения детьми, 5 декабря 1922 года он был открыт.
Но руководство и коллектив Детского городка считали недопустимым соседство с церквями. В результате возник конфликт с прихожанами, который разрешился не в пользу прихода. 3 февраля 1923 года на заседании культсекции Горсовета большинством голосов было решено оба монастырских храма передать Детскому городку. Решением Нижнетагильского Горсовета от 30 марта 1923 года постановлено храмы «немедленно закрыть, возбудить ходатайство на продажу церковной утвари и имущества, деньги потратить на Детский городок».
Детский городок в 1930-х годах был преобразован в Нижнетагильский детский дом № 1. В настоящее время он занимает часть бывшей территории Скорбященского монастыря. В период с 30-х по 80-х годов XX столетия были утрачены все надворные постройки монастыря, жилые дома для монахинь и послушниц, ограда монастыря, колокольня, маковица на барабане и портал Скорбященского храма, а также портал и купола Вознесенского храма.
В феврале 1932 года в результате агентурной разработки ОГПУ под кодовым названием «Историческая гниль» в Нижнем Тагиле были арестованы несколько монахинь Скорбященского монастыря (в настоящее время их количество уточняется, но не более 10) среди других 180 человек, которым было предъявлено обвинение в создании контрреволюционной поповско-монашеской организации. Следствие продолжалось 8 месяцев. Ведущим дело пришлось признать, что «эта группа организационно оформлена не была».
Сандалова Пелагея, Декунова Феодора, Кирюшина Ольга пережили 7 месяцев предварительного заключения и были отпущены на свободу. 7 сентября были осуждены на 3 года ссылки в Казахстан Гагарина Прасковья, Декунова Мария, Козлова Татьяна. Демина Прасковья была арестована после основного приговора 22 сентября и осуждена 16 ноября 1932 года на 5 лет ссылки в Тобольск. Вслед за ней 14 апреля 1933 года была арестована Винокурова Глафира и осуждена 1 июля на 5 лет исправительно-трудовых работ.
Игумении Марии в 1932 году исполнилось 75 лет. После закрытия монастыря она жила на улице Балагуровке, дом 2 (в наши дни улица Малая Гальянская), а позднее на улице Александровской, дом 43 (сегодня Ленина, 6). После четырехмесячного следствия ее здоровье резко ухудшилось, допросы были прекращены. В приговоре от 7 сентября игумения не упоминается, среди отпущенных «за недоказанностью состава преступления» - тоже. Свидетельства о смерти в деле нет, но, вероятнее всего, матушка Мария не дожила до окончания следствия.
Монастырь разделил трагическую судьбу нашей страны в 20-м веке. Сейчас монастырь возраждается и по курпицам восстанавливает свою историю. Если вам, что-либо известно об истории этой обители, напишите нам об этом.
Подготовленно по материалам сайта
http://ntobitel.cerkov.ru/istoriya/