Загадка чернякинских крошней

Mar 02, 2018 17:38

У меня в отделе (а работаю я в Детской библиотеке) есть особый уголок, называемый "Лавкой старины". Это небольшой музейчик, где собраны старинные и не очень старинные предметы, рассказывающие об истории Урала, быте и культуре уральцев. Я уже писала об одном необычном экспонате - флейте дождя. Но если флейта дождя была изготовлена нашим современником, то другой экспонат - старинные крошни - действительно повидали на своем веку немало.




Крошни - это прообраз первого рюкзака. Приспособление, применяемое промысловиками Севера, Урала и других районов для переноски за спиной различных грузов (дров, провизии, капканов и пр.). В отличие от рюкзака, крошни являются открытыми, и содержимое могло выпасть, поэтому груз можно было сначала сложить в мешок (холщовый, например), а затем уже в крошни.
Крошни изготавливались из прутьев и кожи (или бересты). Прут вырубали ивовый, черемуховый или рябиновый, сгибали его дугой. К дуге пришивали кожу или прибивали бересту. У нас в отделе хранятся кожаные крошни. Кожа пришита грубыми нитками и тонкой кожаной тесьмой.


Крошни принес к нам в отдел местный краевед и турист, а получил он их от ныне покойного, но очень известного в городе туриста Михаила Чернякина.




Даже по внешнему виду понятно, что крошни прошли огонь, воду и медные трубы и послужили не одному хозяину верой и правдой.
С внутренней стороны приклеен листок бумаги, где написано следующее (орфография и пунктуация сохранены): "Двоедан (кержак) Галаня Черняйкин в 1581 году с этим "рюкзаком" пришел на Урал с реки Керженец бежав при расколе веры. Поселился в верховьях реки Сулем (30 км от Новоуральска), женился на выулке и постепенно деревня разрослась и теперь носит его имя Галашки. Был чудаком, сделал из бересты крылья и летал прыгая с елок, однажды даже сломал себе ногу; сейчас крылья хранятся у его пра-пра-пра-правнука [Михаила Чернякина]".

Конечно, в этом описании есть нестыковки. Церковная реформа была произведена патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в 1650-1660-е годы, а потому в 1581 году Галаня не мог быть раскольником. Возможно, что здесь закралась ошибка автора (возможно, он имел в виду 1681 год, когда действительно с реки Кержак повально старообрядцы бежали за Каменный пояс, спасаясь от преследований никоновской реформы).
Двоеданами старообрядцы становились только в Петровские времена, когда император Петр I указом обложил раскольников двойной данью (отсюда и "двоеданцы"). Указ существовал до 1782 года. Учитывая это, понимаем, что крошни "молодеют" еще на лет на сто.

Но даже если представить, что крошни были изготовлены в XVIII веке, то все равно они бесценны с точки зрения истории.

Деревня Галашки (Большие Галашки) действительно существует на реке Сулем. Бвла основана в XVII веке при Старой Шайтанской дороге. Основателем считатеся некий Галаня, похороненный в сосоновой роще на околице. По местному преданию, Галаня действительно потроил из бересты крылья и попробовал летать, но упал и сломал ногу. Соседи заподозрили его в колдовстве. Галаня обиделся и ушел в Невьянск, но со сломанной ногой по дороге замерз.
Был ли именно этот Галаня предком Михаила Чернякина - это остается загадкой.

Да и вообще загадок осталось много. В тексте сплошные нестыковки, а потому узнать хотя бы приблизительно, когда были изготовлены крошни, без специальной экспертизы, нельзя.
А вот то, что они принадлежали Михаилу Чернякину и его предкам - это точно.






Так носили крошни



Это берестяные крошни



Дуга и кожа



Куски кожи сшиты друг с другом

штучки, со слов Старожила, история

Previous post Next post
Up