15 апреля в Госдуму внесен правительственный законопроект «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В 60-страничном документе написано много разного и любопытного (требующего отдельного обсуждения, в частности - об организации парковок), но главное, что сразу привлекает внимание - предоставление региональным и муниципальным властям в целях эффективной организации дорожного движения «вводить временные ограничения движения транспортных средств», в том числе - путем взимания платы за проезд по дорогам.
Еще раз и медленно: региональные и местные власти смогут объявить любую дорогу платной. Слово «временно» никого не должно обманывать: в России, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное.
Конечно, как написано в законопроекте, введение платы за проезд по дорогам должно обязательно сопровождаться «компенсационными мероприятиями». Их перечень довольно велик: это и обеспечение альтернативного проезда, и повышение качества работы маршрутов регулярных перевозок, и открытие новых маршрутов регулярных перевозок и увеличение провозных возможностей действующих, и организация парковок, и развитие инфраструктуры для движения велосипедов.
Последнее, - что нельзя не отметить, - выглядит особенно примечательно. Предложить велосипедное движение автомобилистам в качестве альтернативы, - чтобы не платить за проезд по дорогам, - это очень похоже на издевку.
Что касается остального, то под «альтернативным проездом» может иметься в виду сколь угодно длинный объезд, который заведомо приведет к огромным потерям времени, сил и нервов.
Повышение качества работы регулярных перевозок - еще одна издевка: на сей раз автомобилистам предлагается пересесть не на велосипеды, а на автобусы и троллейбусы.
Наконец, организация парковок отличается от предложений по велосипедизации или пересаживанию с автомашин в маршрутки только тем, что в этом случае предлагается вовсе никуда не ехать, а поставить машину на стоянку.
К чему приведет введение платных дорог?
Во-первых, к росту цен: бизнес немедленно переложит дополнительные расходы, - на проезд машин, перевозящих продукты, товары, комплектующие и так далее, - на покупателя, пропорционально увеличив цену.
А во-вторых, к сокращению помощи федерального бюджета регионам: им скажут «вводите платные дороги - и финансируйте свои расходы, а не просите денег у центра».
Заметим: речь идет о дорогах, которые построены за счет бюджета, то есть - уже оплачены гражданами из своего кармана. Теперь им будут предлагать заплатить за эти дороги еще раз. За право по ним проехать.
Стоит напомнить, что в Петербурге уже реализован «замечательный» проект абсолютно безубыточного бизнеса, эксплуатирующего платную дорогу. Речь идет о Западном скоростном диаметре, у которого два участка построены за счет бюджета (без копейки инвестиций), а третий (за счет средств инвестора) строится только сейчас. А эксплуатация ЗСД организована так, что городские власти обязуются обеспечить инвестору минимальный гарантированный доход от эксплуатации ЗСД в размере 9,6 млрд рублей ежегодно. Если концессионер получит меньше - город обязуется перечислить ему разницу (в 2016 году эта разница превышает 4 млрд. рублей). В том числе, и в том случае, если по ЗСД вообще никто не будет ездить. И получается, что за ЗСД питерские налогоплательщики заплатят трижды: сперва за строительство, потом за проезд, а потом - компенсируя недополученный доход…
Вводя те или иные новшества, связанные с возложением на граждан дополнительных обязанностей, или с предоставлением государству дополнительных прав, российские власти очень любят ссылаться на европейский опыт. Так вот, европейский опыт - это когда платными могут быть только те дороги, которые строятся за счет частного инвестора. А если дорогу строит государство, за счет налогоплательщиков - проезд по ней бесплатный.
Но чему удивляться? Когда в конце прошлого года вводили систему «Платон», чтобы брать деньги с дальнобойщиков за проезд по трассам, уже построенным за счет бюджета (и со ссылкой на то, что тяжелые грузовики портят дороги), были те, кто надеялся, что фискальные новшества ограничатся только большегрузами, а прочих автомобилистов не тронут. Надежды оказались напрасными: после дальнобойщиков «пришли» и за другими. Аппетиты, - как это всегда бывает, - выросли во время еды.
Борис Вишневскийобозреватель
Фото: РИА Новости