В многочисленных интервью, предварявших выпуск очередного альбома, Пиви Вагнер и компания, в лице заслуженного артиста Белоруссии, Виктора Смольского, обещали, что новая пластинка будет выдержана в духе и стиле великолепных альбомов 90-х, "Trapped" и "Missing Link". Помимо этого в традиционном пресс-релизе к альбому, Вагнер активно нахваливал новый диск - дескать, такой весь мощный и яростный.
Сей релиз я ожидал с нескрываемым опасением, помня о явном творческом и идейном кризисе, в который интернациональное трио скатывается всю последнюю пятилетку. Тем не менее, обещание выпустить альбом-наследник любимого творческого периода несколько развеяло эти опасения. Источник идей был найден, путь выбран, оставалось пройти и не споткнуться. Конец прошлого, начало этого года ознаменовался чередой сиквелов к классическим (лучшим) альбомам разных коллективов. Тенденция была настолько очевидна, что когда свежий релиз Rage назвали "Carved In Stone" а, не "Trapped-II" или "Another Missing Link", я немало удивился. Впрочем, наследственный характер релиза подчеркивался обложкой, выполненной нарочито в духе нетленки 93-го года, что еще более усыпило мои подозрения.
Здесь отвлекусь и скажу пару слов о нынешнем гитаристе группы, Викторе Смольском. По мере знакомства с творчеством Rage, по мере его активной деятельности в группе и во вне ее, у меня сложилось совершенно неоднозначное к нему отношение. С одной стороны - его исполнительское мастерство, оригинальное профессиональное мышление, талант композитора и аранжировщика, индивидуальная подача исполняемого материала - вызывают уважение, он узнаваем, и большинством слушателей - узнаваем строго с положительной точки зрения. В конце концов, добиться известности и уважения со стороны западных коллег оказалось по силам не так многим выходцам из бывшего Советского Союза, что уже является показателем. При этом, с каждым новым альбомом меня все меньше устраивает то, что он делает в и с группой Rage. После классных и мощных "Welcome To The Other Side" и "Unity", пришел не менее забойный, но уже сильно перегруженный ненужными гитарными экзерсисами и украшениями "Soundchaser". С этим альбомом отношения долго не складывались, но в итоге, я его принял. А вот уже следующий за ним «Speak Of The Dead» выявил явный творческий кризис в группе и наглядно показал, что Питер готов выпускать альбомы, в которых нарочитая сложность и навороченность аранжировок, гитарных и барабанных партий будет заменять саму музыку. Помимо этого, для того, чтобы убедиться в исполнительских способностях Виктора достаточно послушать инструменталку "Unity" и пару его сольных номеров. Целый альбом для этого - явно многовато. Отдельный разговор - живые выступления. Нет никаких сомнений в том, что Смольский технически способен снять любую партию Манни Шмита, но при этом настолько теряется дух и стилистика старого Rage, что слушать классику сей группы в исполнении современного состава, чем дальше, тем скучнее, группа превращается в механизм по бездушному исполнению каверов собственных песен.
Покупая новый диск, я до конца надеялся, что возврат к корням, будет действительным возвращением. Ждал, что Пиви вспомнит, что это его группа, и о вещах и музыке сделавших ее известной и уважаемой формаций на Европейской сцене. Ждал услышать хороший добротный Rage в духе великолепного "Trapped". Чуда не произошло. Попытка создать альбом-наследие золотой эпохи группы очевидна. Простые прямолинейные песни с классической структурой. Никакой прогрессивности, минимум симфоничности. Видимость классического Rage создана весьма правдоподобно - внешняя сторона возврата к корням оформлена безупречно - не придерешься, и, казалось бы - все на месте и должно слушаться на ура. НО - при этом все тот же пластиковый звук, все те же рафинированные, выжатые из лимона эмоции, если они вообще были (только на двух вещах мне показалось, что Питер поет от души). Ни одной по-настоящему яркой запоминающейся вещи, все композиции нарочито подогнаны под определенный стандарт, серы и блеклы. При этом песни лишены как интересных композиторских решений (стандартный набор гитарных понтов - не в счет), так и хитовых мелодий. В итоге получился некий суррогат творчества, металлический унисекс.
Затрону по касательной животрепещущий для многих вопрос - смена состава, приключившаяся с коллективом не так давно. Замена барабанщика прошла практически безболезненно для группы.
Да, на концертах теперь некому прыгать на сцене в одних трусах или костюме супермена, равно как некому устраивать захватывающие барабанные шоу на десять минут, но рассматриваемый диск от присутствия в группе Терраны выиграл бы немного - Андре Хильгерс в группе на своем месте, с поставленными задачами справился вполне достойно, хотя манера игры и подача материала - значительно менее яркие, чем у покинувшего коллектив барабанщика. При этом сама суть альбома никаких особо серьезных задач перед музыкантами не ставит, альбом довольно консервативен.
Возвращаясь к самому диску, выделю несколько композиций, достойных отдельного упоминания. "Carved In Stone" и "Gentle Murders" - неплохие боевики с хорошими мелодиями и хитовыми припевами. В этих вещах чувствуется потенциал, и в принципе, при условии другой звукорежиссуры, эти вещи могли бы расцвести более яркими красками.
"Open My Grave", на которую был снят неплохой видео клип, вещица с мелодичным и легкими припевом и мощными, громовыми куплетами, оплетенными плотным риффовым кольцом, самая качовая вещь на альбоме.
"Lord Of The Flies" (На которую также был снять клип с полуобнаженными женщинами) - эпическая пафосная вещь, оформленная женским хором и клавишными аранжировками - монументальная композиция, претендующая на лавры эпохального творения.
Таким образом, из десятка композиций, я условно выделил 4. Условно потому, что, несмотря на явный потенциал обозначенных композиций, песни эти в лучшем случае - слушабельны, а вот в золотой фонд группы они, пожалуй, не войдут, ни под каким соусом. Говоря, о содержании диска, коснусь еще одного вопроса. Лично я для окончательной констатации сего факта дождусь контрольного следующего диска, но в принципе это можно считать свершившимся фактом - смена основного композитора группы произошла. Уже второй альбом подряд Питер не написал единолично ни одной хитовой вещи, при том, что раньше его перу принадлежали лучше композиции группы. Можно сколь угодно критиковать Смольского за его деятельность в группе, попсовенькую и излишне академичную для такой группы как Rage манеру игры, но на данный момент активной творческой деятельностью группы мы обязаны именно ему. Вопрос, - с каким знаком следует оценивать эту активность - остается открытым, но факт остается фактом - из четырех выше названных песен три - написаны единолично Виктором. Лишь "Lord Of The Flies" - в соавторстве.
Самостоятельно Питер написал всего одну песню к этому альбому - по сути совершенно проходную вещь "Mouth Of Greed".
Можно было бы упомянуть еще две вещи, написанные в соавторстве - "Without You" и "Long Hard Road", но они едва ли достойны длинного разбора. Стилистически наиболее близкие к старому Rage, они начисто лишены индивидуальности и былой яркости. Смольского можно всячески не любить, но основной причиной затянувшегося творческого кризиса в группе является отсутствие идей и откровенное шатание в стилистическом плане лидера коллектива, Вагнера. Последний альбом, к которому Питер написал действительно хорошую вещь (лучшую, на мой взгляд) был "Soundchaser". С тех пор - только серый и банальный материал.
Лично я не теряю надежды, что рано или поздно мы услышим альбом, наполненный хитовыми запоминающимися песнями авторства Питера, хоть бы его пришлось ждать 5-6 лет. Ну а пока будем слушать альбомы Виктора Смольского в группе Rage (художественный руководитель - Питер Вагнер), надеясь на то, что лидеру коллектива это рано или поздно надоест. В конце концов, ни один гитарист группы не записал с Rage более 5-ти альбомов.
Фотографии взяты:
Здесь 1. Carved In Stone
Music: Victor Smolski
Lyrics: Peavy Wagner
2. Drop Dead!
Music: Victor Smolski
Lyrics: Peavy Wagner
3. Gentle Murders
Music: Victor Smolski
Lyrics: Peavy Wagner
4. Open My Grave
Music: Victor Smolski
Lyrics: Peavy Wagner
5. Without You
Music: Peavy Wagner, Victor Smolski
Lyrics: Peavy Wagner
6. Long Hard Road
Music: Peavy Wagner / Victor Smolski
Lyrics: Peavy Wagner
7. One Step Ahead
Music: Victor Smolski
Lyrics: Peavy Wagner
8. Lost In The Void
Music: Peavy Wagner / Victor Smolski
Lyrics: Peavy Wagner
9. Mouth Of Greed
Music & Lyrics: Peavy Wagner
10. Lord Of The Flies
Music: Peavy Wagner / Victor Smolski
Lyrics: Peavy Wagner