К студёному Белому морю

Oct 03, 2013 17:52

Продолжение. Начало здесь, здесь и здесь
Часть 4. Предъявите пропуск
Вам часто приходилось ходить по медвежьей тропе в нескольких десятках метров над уровнем Белого моря? А за нахождение без документов в пограничной зоне когда-нибудь штраф когда-нибудь выписывали? Что это такое и как выглядит - в очередной серии путевых заметок.



Сюрприз за любопытство
Очередными нашими встречными также оказались жители Долгощелья. Максим Максимыч Медведев, в прошлом парашютист-пожарный, жилистый и подтянутый, внешне больше напоминающий научного работника на отдыхе, чем рыбака-помора. Павел, 41 года от роду, обладающий, несмотря на среднюю комплекцию, внушительной физической силой, за что и прозван односельчанами Богатырём.



Максим Максимыч



Справа - Паша-богатырь



Обрывистый песчаный склон своим внушительным видом близко к себе не подпускал, однако увидеть, что же там наверху, хотелось. Любопытство - оно, как говорят, генератор развития человека и путь к великим открытиям. Максимыч показывает место, где можно подняться - стекающий вниз ручеёк с растущими рядом кустиками. Держась за них и в них же упираясь ногами, я через какое-то время оказался на вершине склона. Какова его высота, сказать затрудняюсь, но точно, не меньше двадцати метров. Ничего особенно интересного я там не обнаружил - обычный дикий лес и довольно свежая тропинка, которая метров через двадцать разошлась в две стороны. Кто мог по этой глуши ходить? Но тут моё любопытство что-то притормозило, самостоятельно пытаться выяснить, куда тропа ведет, я не рискнул. Лучше, думаю, спрошу у местных, да ещё раз сползаю. Поэтому, сделав сверху несколько снимков, стал спускаться вниз.









Будь на нашем с Михаилом месте человек, менее искушённый в походах, его, наверняка, от услышанного хватил Кондратий. Но и для меня, признаюсь, ответ послужил сюрпризом. Когда я рассказал о тропинке, Максимыч пояснил, что тропа не чья-нибудь, а медвежья. Спокойно так пояснил, будто речь шла не о хозяине леса, а об упавшем от старости дереве. В доказательство Медведев (прошу прощения за вынужденный каламбур) провел меня вдоль берега и показал медвежий след. След небольшой, явно принадлежит некрупной особи. Медвежонку? Тогда рядом могла оказаться и медведица. И чем могла бы закончиться там, наверху моя встреча с косматым тёзкой?

Тот самый след



Поживиться мишкам здесь, как выяснилось, есть чем: кроме растительной пищи у них есть и мясо. Особенно весной, когда зверь голодный после спячки. В это время на берег постоянно прибивает волной затёртых льдами детёнышей морских млекопитающих. Медведь издали чует запах и идёт встречать свою потерявшую всякую способность сопротивляться добычу. Невдалеке от места нашей остановки лежали останки, скорее всего, тюленёнка, обглоданные медведем. Что не съест косолапый, пояснил Максимыч, доклевывают чайки.









Беседа продолжилась до утра. Медведев рассказывал о своей прежней работе, где приходилось тушить лесные пожары, о политике, местной флоре-фауне, сетовал на то, что не стоит слишком строго наказывать за использование рыболовных сетей, не предоставив людям иного источника дохода и пропитания. Шутник и балагур Паша-богатырь о том, как на противоположном Абрамовском берегу регулярно находит вполне жизнеспособные детали отработавших ступеней ракет, взлетающих с космодрома Плесецк. И что эти детали - болты, гайки, куски металла - вполне применимы в хозяйстве. Всё-таки, материалы космические, должны быть прочными и долговечными. А ещё Павел подарил нам якорь.

Вот такие бывают отливы









С утренним приливом собеседники отчалили домой, мы же решили постоять здесь до вечера. Днём нас снова навестили жители Долгощелья - Медведев и ещё двое, дядя с племянником. Михаилом, кстати. Незадолго до их визита мы стали участниками ещё одной истории, которая в другое время могла иметь совершенно иной финал.



Как не стать нарушителем
Рассветная (если можно назвать рассветом поднимающееся из-за горизонта солнце в лёгком мареве «белой ночи») тишина была потревожена шумом моторного катера. Это пограничный патруль, обходя владения свои, заметил лежащую на камнях резиновую лодку и два человеческих силуэта. Странное дело: о том, что здешние места буквально шерстит ГИМС (а как иначе, если моторных лодок в окрестных посёлках едва ли не больше, чем автотранспорта), мы наслышаны были оба ещё в Пинеге, от Александра, во дворе дома которого нас дожидалась «Мазда». И к встрече с инспекторами по маломерным судам мы были внутренне готовы, но ни разу их даже не видели. А вот о пограничниках, наоборот, не сказал никто, даже для наших утренних долгощельских гостей весть о патруле стала неожиданной.

Попались



Хотя, общение с представителями Федеральной пограничной службы состояться должно было. По одной простой причине: побережье Белого моря, включая город Мезень, а также все острова, является пограничной зоной. Знаков, правда, соответствующих мы нигде не видели. (Что интересно, острова Соловецкого архипелага в погранзону не входят, о чём есть специальное разъяснение ФСБ.) Является-то является, только вот как «территория вероятного перехода государственной границы» эта глухомань, где местные хорошо знают друг друга и могут по гулу мотора на слух определить, чья идёт лодка, как-то не воспринимается. Где нет дорог, и где человек, если он здесь не родился и с детства не исходил все окрестные леса и болота, обречён на верную гибель. Потому вероятность встречи в этих краях с пограничниками казалась маловероятной.

Но отнюдь не по причине «авось, пронесёт» мы оказались на Белом море без соответствующих пропусков. Вина была моя, случился у меня на работе в июне аврал, вот и забыл отправить вовремя заявку в Архангельское погрануправление. А потом? Потом просто посмотрел, что наказание за нарушение режима погранзоны не особо суровое. Это за незаконное пересечение государственной границы есть статья в Уголовном кодексе. А за нахождение в пограничной зоне без соответствующего пропуска, согласно КоАП, предусмотрен штраф от 100 до 500 рублей. Более того, имеющаяся на руках копия протокола об административном правонарушении не требует сразу же покинуть погранзону, а позволяет и дальше находиться в ней; повторный штраф при этом не взимается.









Вот так и пошли. С надеждой на чудо, северную доброжелательность и возможность, в случае чего, выправить бумаги на пограничном посту посёлка Каменка. Этот посёлок всё равно был запланирован в маршрут, там мы собирались пополнить запас продуктов и пресной воды. Но пост к тому времени уже переехал в находящийся на противоположном берегу реки Мезень райцентр с одноимённым названием, о чём мы узнали как раз от патрульных.



Но не всё оказывается легко и просто. Сотрудники Федеральной пограничной службы могут сразу выписать протокол, а могут задержать и принудительно доставить на место, удобное, с точки зрения самих пограничников, для оформления протокола. И задержать на три часа. А это уже - повод, чтобы к закону «О Государственной границе РФ» не относиться так легкомысленно, как, скажем, превышению допустимой скорости на десять километров в час. В отношении нас была избрана «средняя» мера - предписание явиться утром следующего дня на пограничный пост Мезень. В любом случае, общение с «органами» - абсолютно бесполезная трата времени и нервов. Да и денег. Поэтому лучше о пропуске позаботиться заранее. Здесь можно посмотреть и скачать образцы заявлений на получение индивидуального, групповой пропусков, пропуска для несовершеннолетнего ребёнка, разрешение на работу, а также телефоны региональных пограничных управлений. А сам список субъектов РФ, где есть или могут быть пограничные зоны, - по ссылке Википедии. Пропуск делается в течение 30 суток, поэтому заявку желательно отправить месяца за два до предполагаемого посещения погранзоны.

Нам, скажу, забегая вперёд, был выписан штраф по 300 рублей с носа. И урок.






В море уйти…
Хорошо, всё-таки, в море. Гораздо лучше, чем на реке. Спросите, почему? Правильно, комаров нет, их нет уже в зоне прилива-отлива. В лесу-то они, конечно, есть, а вот около самой воды ни одного не летает. Может, морским бризом их сносит, может, пропитанный солью воздух не любят.


















Комаров в это время столько, что не никакие мази или репелленты не помогают. Точнее, помогают, но не более чем минут на пять. Да и если садиться даже на тебя не будут, совсем-то не улетят. И гудеть не перестанут. Представьте, вокруг вас сплошная серая туча насекомых, и все одновременно воют. А вы в это время готовите, едите или просто присели отдохнуть. Если вы даже, забравшись в палатку, «наглухо задраили» все молнии, а затем сожгли таблетку или спираль, даже тут спасения не будет. И дело не в том, что лишили себя свежего воздуха, наполнив пространство вонючими продуктами горения. Насекомые всё равно будут летать над палаткой, гудеть и спать не дадут.

Так в дыму от костра мы спасались от комаров



Единственное спасение - это, несмотря на то, что на берегу совсем не холодно, натянуть на себя пару свитеров, тёплую куртку, шапку. Чтобы не прокусывали. И сесть поближе к костру, дым кровопийцы ой-как не любят. А ещё - поскорее уходить в море. Но комары - это тоже не самое большое зло, а, так, лёгкая разминка. Гнус или мошка (с ударением на последнем слоге) куда страшнее. Кто пробовал, тот знает.
А в море никаких комаров, никакого гнуса. Да и где и когда ещё увидишь этот неповторимых оттенков закат, отраженные в голубой водной глади редкие перистые облака. Так, двигаясь долгим северным днём, мы увидели стоящий на якоре в Мезенской губе сухогруз. Простое желание сфотографироваться на фоне судна превратилось чуть позже в весьма приятную экскурсию и беседу с его капитаном в каюте отдыха.










Окончание следует

Читайте также:
1. Несудоходный канал
2. Два Кулоя
3. Северная политика
4. Предъявите пропуск
5. Финал подходит незаметно

поход, Русский Север, Архангельская область, Белое море, Кулой, Михаил Шуликов, Мезень

Previous post Next post
Up