Живопись и кино 7: Вермеер

Feb 24, 2010 02:04

Трудно сказать, кто из режиссеров первым провозгласил Вермеера прародителем кинематографа, как это делал Годар, или признавался, что пытается имитировать освещение его картин, как Джек Кардифф или Питер Гринэуэй. Однако это случалось неоднократно из-за предположения, что многие работы Вермеера были созданы при помощи камеры-обскуры. Его картины начали появляться на экране еще во времена немого кино. Большой поклонник голландского художника Сальвадор Дали не упустил случая продемонстрировать публике репродукцию картины «Кружевница» в «Андалузском псе».





Одной из 3 основных сюжетных линий фильма «Зед и два ноля» П. Гринэуэя является история ван Мегерена, хирурга и имитатора Вермеера, который стремится воспроизвести в реальности ситуации с полотен своего кумира, чтобы затем снова запечатлеть их на холсте. Ван Мегерен утверждает, что ни на одной из картин Вермеера нельзя увидеть женские ноги, и хочет сотворить из главной героини идеальную модель. Он убежден в сходстве Альбы с персонажем «Дамы и служанки с письмом» и пытается усилить это впечатление.






Реконструкция «Урока музыки» и «Концерта».






Ван Мегерен (Хан ван Мегерен - имя легендарного имитатора Вермеера, создавшего в 30-40-х гг прошлого века ряд поддельных картин, которые эксперты почти единодушно принимали за подлинники) хочет подарить Альбе «Девушку, читающую письмо». В кадре супруга ван Мегерена, сменившая по его желанию имя на Катарина Болнес, как звали жену Вермеера. Головной убор Катарины скопирован с картины «Женщина в красной шляпе».






Гринэуэй идентифицирует Освальда и Оливера с похожими на близнецов персонажами картин Вермеера «Астроном» и «Географ». Вероятно, режиссер шутит в этом эпизоде или хочет подчеркнуть, что «Астроном» нарисован ван Мегереном: подвох заметен с первого взгляда, окно на картинах Вермеера обычно расположено слева.






Главные герои фильма Джона Джоста «Все работы Вермеера в Нью-Йорке» впервые встречаются в Музее Метрополитен. В этом длинном эпизоде без слов торжествует двойное созерцание: героиня фильма Анна заворожена «Портретом молодой женщины» («Голова девушки»), Марк - ее сходством с девушкой на картине и вовлеченностью в камерный мир Вермеера. Режиссер по очереди наблюдает за каждым персонажем, а затем меняет точку зрения, превращая в вуайера сначала Марка, затем - зрителя и позволяя в финале незнакомке с портрета смотреть прямо на нас.







Повторяющимся элементом видения героини элегантного джалло Лючо Фульчи «7 нот во тьме» является репродукция «Любовного письма» Вермеера. Фильм отсылает к загадочной истории кражи картины, возможно, использовав элементы дела о настоящем похищении другой, тематически близкой работы художника, «Женщина, пишущая письмо, и служанка».






Интерес широкой публики к Вермееру с каждым годом растет, кино не могло оставаться в стороне. В 2003 году была снята фантазия на тему биографии художника, названная в честь одной из самых известных его картин, «Девушка с жемчужной сережкой». Кинокартина поставлена по одноименному роману Трейси Шевалье и рассказывает о создании двух признанных шедевров Вермеера - «Женщина у окна» и «Девушка с жемчужной сережкой». Ван Гог писал: «Разумеется в его (Вермеера) редких картинах можно, при желании, найти все богатства палитры, но сочетания лимонно-желтого, бледно-голубого и жемчужного для него так же характерны, как черный, белый, серый, розовый для Веласкеса». Создатели фильма старались воспроизвести палитру Вермеера, у них получился эффектный пейзаж, настоящие герои которого - лучи и краски, а живые персонажи - лишь стаффаж.






Картины Вермеера продолжают появляться и в современном кино. В 2007 году вышла британская комедия «Сен-Триниан», героини которого организуют похищение «Девушки с жемчужной сережкой», продают подделку ради спасения любимого колледжа, а затем возвращают голландскую Мону Лизу в музей.






Финал романа Girl Interrupted Сюзанны Кейсен.
And the wall is made of light- that entirely credible yet unreal Vermeer light.
Light like this does not exist, but we wish it did. We wish the sun could make us young and beautiful, we wish our clothes could glisten and ripple against our skins, most of all, we wish that everyone we knew could be brightened simply by our looking at them, as are the maid with the letter and the soldier with the hat.
The girl at her music sits in another sort of light, the fitful, overcast light of life, by which we see ourselves and others only imperfectly, and seldom.

Книга и одноименная экранизация названы в честь картины Вермеера "Прерванный урок музыки".


cinema, painting

Previous post Next post
Up