"Блудник весь род портит",-утверждает народная мудрость.Много боли и страданий приносит близким людям тайное беззаконие двоих.
Никогда не забуду встречу,которая произошла у меня однажды во время летней экспедиции на р.Лену.Узнав,что меня интересует старинная свадьба,жители одного села посоветовали мне навестить известного у них старожила.И вот мы чаюем у него за столом.Чинно и размеренно тикают на стене старинные ходики с кукушкой.Временами шумно и сыто урчит начищенный до зеркального блеска самовар и пестреет мелкими синими цветочками занавеска,задёрнутая над русской печкой.
Крепкий,синеглазый в свои 84 года старик вспоминает о детстве так живо,что я расшифровываю его рассказ с магнитофона почти без правки:"Помню,как в церкви венчали.Интересно всё это было! Народу в церкви мно-о-го набредёт, у двери стоят,а тут-круг пустой.И вот батюшка водит молодых по кругу и во всю голову ревёт: Жена да убоится своего му-у-у-жа!!! Это было строго тогда.Жена должна была мужа бояться-почитать значит его...
Мне лет 7-8 было,однако,когда в наше село поп приезжал.Умный был поп,образованный.Соберёт нас,пацанов,после службы и учит:не убий,не укради,не прелюбы сотвори...И ведь что-то же в нас от него зацепилось..А теперь люди без веры совсем потерялись.Сами по себе растут,как бурьян..."
Почему так надолго запомнилась мне именно эта встреча?Ведь за долгие годы экспедиции их было множество, неповторимых и ярких? А вот почему...Перед поездкой прочла я в одной книге весьма шокирующую информацию,после которой долго не могла успокоиться.Собирая материал о русской свадьбе,заинтересовалась народными традициями,связанными с культом девственности-темой,актуальной для нашего времени и моей студенческой аудитории.Тогда я уже знала,что позор распущенной девушки ложился и на родителей,что отражалось в особых свадебных обрядах.После первой брачной ночи могли подать им кружки с пивом,в днище которых было отверстие,зажатое пальцем.Пиво вытекало в тот момент,когда тятенька и маменька брали кружки в руки.Это был знак общественного позора.
Но оказалось,что символы такого общественного порицания были куда суровей.Если в брачную ночь обнаруживался грубый обман жениха со стороны невесты,на неё и родителей наутро за княжьим столом надевали...лошадиный хомут,в котором они должны были сидеть всё застолье."Ну,это уж слишком!-подумала я тогда.-Дикость какая-то..."И решила утаить столь щекотливые подробности от студентов,чтобы не вызвать их бунта и справедливого (как тогда мне казалось),возмущения лапотной Россией.Но факт,как известно,вещь упрямая,он требует своего объяснения.И что-то временами точило меня изнутри...Но что именно?
И вот в далёком Ленском селе я решилась,наконец,подробнее расспросить об этой традиции свидетеля давно минувших лет,старожила,о котором уже упоминала."Неужто и вправду был такой суровый обычай?-спросила я,надеясь услышать опровержение. Павел Васильевич нисколько не удивился вопросу и даже как-то обрадовался ему: "Было такое,было.Да...Одевали...",-согласно закивал он."Как?-ужаснулась я.И на родителей тоже? Да им-то за что такое унижение? Как же они могли всё это терпеть? Почему не сопротивлялись? Ведь это же стыд какой-на весь свет!" Старик удивлённо и непонимающе посмотрел на меня и покачал головой:"А кто-же в этом виноват?-спокойно возразил он.Она только? Не-е-т." И он сурово погрозил кому-то пальцем:"Тут и родительская вина перед Богом есть.Это они девку из рук выпустили.Родители! Куда это годится? Такую волю ей дали,на погибель души.Вот пусть теперь и позор вместе с ней терпят! Перед Богом себя смиряют...А Господь за это смирение,может их и помилует..."
Вот так-то! Как легко и ясно стало в моей смятенной душе после этого ответа.Как улеглось в ней всё и осветилось иным,вышним светом,милосердным и справедливым, всё ставящим на свои места в этом мире.И какой перевёрнутой показалась мне после этого наша запутанная,обыденно-сроднившаяся с грехом современная жизнь.
"Вы свободны!"-твердит современная массовая культура.И вы,погрязшие в нечистом,вязком болоте страстей,верите в эту лестную ложь.Никто не сидит уже в лошадином хомуте за свадебным столом,давным-давно не мажут легкомысленным "девицам" ворота и не водят по мусорным ямам-в назидание тем,кто ещё не поскользнулся на узких,обрывистых тропках греха.Всю эту нелепую "старинушку" вы воспринимаете нынче как дикость,втайне услаждаясь своей просвещённостью. Да,они-тёмные варвары-недотёпы,а вы,конечно же,"продвинутый",цивилизованный народ. Только непонятно при этом многое другое.Как же это случилось,что наше цивилизованное общество так стремительно докатилось до новой чумы ХХ-ХХI веков-угрозы СПИДа,кощунственного осмеяния девичьей чести "как комплекса неполноценности",брошенным в мусоропровод младенцам,рождённым до брака,и школьного секс-просвета?
Слова святителя,архиепископа Иоанна Сан-Францисского(Шаховского),который размышляя на эту тему пишет:"Трудно предположить,что люди наших лет,столь искренне и так религиозно стали бы возмущаться прелюбодеянием;этот грех теперь приукрашен,обвит всеми бумажными лентами литературы, театра, фильма.Это область бесчисленных подражаний,особого тщеславия и особой героики.Разве возможно сейчас проявление такого религиозного отношения ко греху,как у иерусалимской толпы."
Нет,без Бога и древней заповеди-"не прелюбы сотвори..."-не способны вы уразуметь,что правильно.а что дико в родной культуре нашего народа,и куда, в какие пространства и обители,улетая от земной юдоли,устремляются в вечности душа чистая и душа злосмрадная.А покуда не осознаете этого,главного,нечего и судить,что в ней хорошо,а что предосудительно."
Л.А. Ладик,"Солнце честного девичества."