Ева - Вакханка

Mar 11, 2020 22:40

Жюль Далу, "Ева", 1866. Малый Дворец, Париж


Эта статуя - одна из первых крупных работ Жюля Далу как самостоятельного скульптора. В ней еще чувствуется два перекрестных влияния: с одной стороны - учителя Далу Жана-Батиста Карпо, создателя знаменитого "Танца" перед Парижской Оперой, с другой стороны - классических античных статуй. Опущенное и улыбающееся лицо Евы кажется данью знаменитой улыбке скульптур Карпо, а полу-сидячая поза девушки явно перекликается с ​​античным мотивом купающейся Венеры, так называемой "Венерой на корточках". И только маленькая змейка, свернувшаяся на постаменте, помогает узнать Еву.

Не правда ли, довольно противоречивый образ? Но стоит только потянуть за эту змейку, как распутывается совсем другая история, да еще и с российским следом...

В 1864 году 26-летний Жюль Далу получил свой первый важный заказ. Вместе с другими скульпторами и художниками он должен был декорировать нео-ренессансный особняк маркизы Паива, известной парижской куртизанки времен второй империи, личности более чем неординарной.

Портрет маркизы Паива. Около 1860 г.


Эсфирь Лахман родилась в Москве, в семье бедного еврейского портного. В 16 лет ее выдали замуж за бывшего наполеоновского солдата, оставшегося в России, тоже небогатого портного. Эсфирь такой жизни вынести не могла и вскоре сбежала от мужа в Париж, где зарабатывала проституцией, а затем, скопив немного денег, перебралась в Лондон, где стала обвораживать тамошних состоятельных джентльменов. Вторым ее мужем стал португальский богач Альбино де Паива, который хоть и был сыном торговца опиумом, но гордо именовал себя маркизом. От него Эсфири, теперь называющей себя Терезой, достался несуществующий титул. Новоявленная маркиза де Паива, получив от мужа имя и деньги, тут же его покинула, чтобы снова вести вольную жизнь. Она сумела увлечь прусского графа Гвидо Хенкеля фон Доннерсмарка, одного из богатейших магнатов своего времени. Гвидо был ею абсолютно очарован, именно он построил для Эсфири-Терезы роскошный особняк на Елисейских полях, ставший известным как Отель де Паива.

Фон Доннерсмарк нанял лучших архитекторов, художников, скульпторов, чтобы обустроить прекрасный дом для своей будущей супруги; среди них оказался и молодой Жюль Далу. Одной из его работ для особняка Паива стала небольшая скульптура "Вакханка". Cтатуя была сделана для столовой и установлена в ней над камином (там она находится и сейчас).

Столовая в Отеле де Паива, Париж.


фото- Википедия

Жюль Далу. Вакханка, 1864. Отель де Паива, Париж


фото - http://paris-butteauxcailles.eklablog.com

И вот теперь видно, что в оригинальном исполнении никакая это не Ева, а самая что ни на есть настоящая вакханка - с озорной улыбкой, венком из листьев и  гроздьями винограда в руках.

...Французский писатель Ги Бретон отмечает, что Тереза Паива питала неприязнь к французам и императору Наполеону III из-за того, что её не принимали ни в высшем парижском обществе, ни при дворе. Во время Франко-Прусской войны она стала переправлять германскому канцлеру Бисмарку информацию, которую получала в разговорах со своими гостями. Доподлинно неизвестно, так ли всё было или нет, но из-за подозрений в шпионаже супруги фон Доннерсмарк были вынуждены покинуть Париж и уехать в Силезию. Отель де Паива больше десяти лет стоял покинутым, пока после смерти маркизы в 1884 году, граф не женился вторично (на Е.В.Слепцовой) и не продал особняк берлинскому банкиру Якову Солошину. Отель де Паива мог бы превратиться в прекрасный музей, но с 1903 года он принадлежит аристократическому мужскому клубу, оставаясь одним из последним частных особняков в центра Парижа.

А что же Ева - та, которая стоит в Малом Дворце? Жюль Далу создал ее через два года после Вакханки, практически повторив прежнюю композицию и лишь слегка изменив атрибутику (добавлена змейка и цветы вместо винограда). Однако назначение этой статуи так и осталось неизвестным. Сайт Малого Дворца, которому принадлежит скульптура, указывает, что библейский сюжет, выбор материала и размеры работы говорят о частном заказе. Но, по-видимому, заказчик эту работу так и не получил. Возможно, в дело вмешалась надвигавшаяся Франко-Прусская война...

...Когда я делал коллаж с этой скульптурой для серии Мрамор, то никак не мог решить, какова же ее настоящая сущность? В итоге, как мне кажется, Вакханка все же перевесила Еву.

Мрамор XXV
Мотив: Жюль Далу, "Ева", 1866. Малый Дворец, Париж
Модель: Камилла



.

museum, marble, sculpture, photoart, не короновирусом единым, camilla, history

Previous post Next post
Up