Jan 02, 2015 14:41
Которое именно сейчас, возможно ещё поменяется ))
Истинной мне видится история Руси только со времён начала летописания, т.е. где-то с 1100 года. Всё что до - это скорей не история, а предистория. В ней много уже домыслов и чем глубже, тем их больше. Разобраться и полностью выяснить там истину невозможно. Что однако делает само занятие разбирания и выяснения интересным.
Середина IX - Середина X веков. ДРУГАЯ РУСЬ.
Правители её называются каганами. Дон - река русов. В эту Русь входят Тьмутаракань, Белая Вежа и чуть не вошёл Переяславец на Дунае. Область интересов - Нижняя Волга и Лукоморье-Крым. Направление походов - Чёрное и Каспийские моря. Очевидно, что географически она не совпадала с известной нам Русью XII-XIII веков. Киевское Поднепровье туда если и входило, то только скорей как северо-западная часть. Столицей наверняка был не Киев. Племена на землях будущей Руси этой "Другой Русью" самое большое что облагаются нерегулярной данью.
Середина X века. СОЗДАНИЕ СЕМЕНИ.
Где-то в это время происходит начало формирования того, что называется "Русь в узком смысле". Т.е. образования в треугольнике Киев-Чернигов-Переяславль. Как и почему это происходило непонятно. Ясно, что каким-то образом на основе "Другой Руси", но как именно непонятно.
Конец X - начало XI века. СЕМЕЧКО ПРОРАСТАЕТ.
"Русь в узком смысле" окончательно сформировывается. Киев становится столицей, хотя видимо окончательно только к концу этого участка времени. Начинается настоящее подчинение окрестных племён, путем строительства в их землях своих городов и замена их князей своими. Первыми стали древляне. Вместо князя Мала у них теперь, назначенный из Киева Олег. И сидит он не в старом Искоростени, а в Овруче. То же самое примерно тогда происходит с волынянами, вместо города которых рядом строится Владимир-Волынский. Тогда же видимо основывается Туров в земле дреговичей. Но это пока что удалённые колонии, означенные города - небольшие укрепления, из которых только начинается окучивание окрестных племён.
Середина XI века. УЖЕ МАЛЕНЬКОЕ ДЕРЕВО, ПОДВОЙ ПРИВИВАЕТСЯ.
Продолжается деятельность по подчинению племён. В основном она теперь направлена на север. Подчинены/созданы описаным выше образом Полоцкая, Смоленская, Ростовская, Муромская колонии. Сама Русь(Киев-Чернигов-Переяславль) начинает превращаться в государство. Ведётся культурное строительство - основана Киево-Печерская лавра, появляются первые письменные памятники. Делается это с помощью византийцев. Строится силовой аппарат государства, для этого набирается большое число "варягов". (Делается это скорей всего не потому что свои хуже, а потому что для построения государства правитель должен поставить себя выше всех, свои же этому будут преятствовать).
Вторая половина XI - начало XII века. ДЕРЕВО ВЫРАСТАЕТ.
"Русь в узком смысле" расширяется до всей известной нам Руси. Бывшие колонии становятся частью страны. Их центры становятся полноценными городами. Закрепляется географический состав страны. Определяется правящий класс страны. Кое-какие государственные институты более менее создаются (в первую очередь скорей церковные). Появляется летописание.
ВОПРОС НОВГОРОДА
Но вот только в эти все построения Новгород не вписывается. Предположу, что он тоже был таким растущим или зарождающимся "деревом". А на какой-то ступени произошло его слияние с Поднепровской Русью. Что-то наподобие объединения Польши и Литвы, произошедшего в XV-XVI века. Как это произошло и когда в случае Новгорода и Киева сказать сложно. Летописец пытается изображть так, что существующее в его время положение вещей существовало если не всегда, то очень давно. И существование всех ему известных городов и "призвание варягов" и объединение Киева с Новгородом он относит ко временам предполгаемого им образования Руси и дальше ведёт повествование в привычных ему декорациях. Очевидно, что на самом деле это не так.
Карамзин и историки после него тоже вставали пред вопросом, что объединило Киев и Новгород. Ответ был придуман: "Путь из варяг в греки". Из незначательной фразы в летописи он был раздут в столп русской истории. С накоплением информации становится всё больше видно, что столп дутый. Но ведь если его убрать, то что поставить вместо него неизвестно.
история,
древняя русь