Ника Турбина

Apr 08, 2017 20:27

Оригинал взят у vare4ka70 в Ника Турбина
В связи с кончиной Евгения Евтушенко вспомнила историю поэтессы-вундеркинда из Ялты Ники Турбиной.



Кому мало что говорит это имя, вкратце рассказываю. Маленькая девочка, из-за болезни не спавшая по ночам, коротала время в окружении подушек и ночника, и вдруг начала буквально фонтанировать поэзией. Поэзией взрослой, терпкой, глубокой, словно и не маленькая она была девочка, а хорошо пожившая, исстрадавшаяся женщина несомненного таланта.

Обескураженные мама с бабушкой стали думать, как и куда, по-возможности, с пользой для всех, направить этот поток стихотворчества. Никины стихи показали писателю Юлиану Семенову, буквально насильно сунули в руки папку с детскими каляками-маляками. Тот, преодолев дежурное недоверие к великим талантам дочек и внучек случайных знакомых, пролистал папку - и остепенел: за кривыми строчками щекастенького гномика скрывался уникальный поэтический дар.


Девочку немедленно взяли в оборот восхищенные взрослые, в особенности Евтушенко - он был искренне поражен никиным даром. Водил на телепередачи, снимал в кино, возил на гастроли, где забавная малышка собирала полные залы поклонников, сродни бородатой женщине на городских ярмарках....помог с редакцией и выпуском книги. Даже в Италию привез, на поэтический конкурс: на нем Нике присудили главный приз, "Золотого Льва", до этого только один раз перепавший советским поэтам в лице пожилой Анны Ахматовой.



Время шло, Ника из игрушечной поэтессы-младенца превратилась в подростка, и в какой-то момент, говорят, Евтушенко разом потерял к ней всякий интерес: перестал отвечать на звонки и письма, будто и не было у них никогда за плечами тесного сотрудничества и глубокой привязанности. Толком неизвестно, что послужило причиной разрыва - поэтому обвинять никого не будем. Слился ли поэт, потому что потерял интерес к ее творчеству,  устал ли от удушливого обожания своей протеже, предпочтя выйти из игры, дабы избежать кривотолков - ху ноуз? Спросить теперь не у кого.




Ника погибла в 27 лет, до этого проведя беспокойные лет тринадцать юности в тщетных поисках себя, погибла, выбросившись из окна. До этого она уже выпадала из окна, а еще резала вены, глотала таблетки, кололась, напивалась - жить ей было в тягость, и это отчасти понятно. Оглушительная слава осталась только в воспоминаниях, стихи получались не такими, как раньше. А может, и стихов уже никому стало не надо...какие могли быть стихи в 90-х?

Без образования, без средств к существованию, без семьи - родным было не до нее - Ника проживала свою странную, лишенную ориентиров, жизнь, в метаниях, попытках заняться чем-то другим, и методичном саморазрушении. Бывшие поклонники нашли себе новых кумиров, из друзей,  за редчайшим исключением, остались лишь друзья по попойкам и лихому времяпрепровождению. Вследствие которого, собственно, и наступил такой печальный финал - бывший вундеркинд тоже стала членом Клуба 27.

Даже не верится, что все так могло закончиться.

Я помню, когда в 80-е во всех газетах стали выходить статьи, посвященные Нике Турбиной. Она была младше меня на четыре года,  общепризнанная звезда поэзии, и очень красивая девушка. Все это вызывало жгучую зависть - мои стихи даже журнал "Пионер" не захотел печатать.

image Click to view


А теперь я смотрю на ее фотографии, и маленькой девочки, и взрослой девушки, которая теперь по возрасту годилась бы мне в дочки, и думаю - ну вот что с тобой с такой надо было делать, деточка?  Вместо того, чтобы донимать знаменитых писателей, показывая им твои стихи, просто складывать их в коробку, терпеливо ожидая, когда пройдет наваждение? Отвлекать настольными играми и вязанием крючком? Много солнца, физкультура, здоровое питание и активная деятельность в каком-нибудь кружке следопытов?
Что вообще лучше в таких случаях - раздувать пожар из божьей искры, или оставить все, как есть?

Бесконечно жалко такие вот трагически оборванные жизни, людей странного таланта и дурацкой судьбы, пережеванных и выплюнутых временем.

Хотелось бы попасть на минутку в прошлое, сгрести ребенка в охапку и унести себе домой, посадить перед коробом Лего, всучить планшет с игрой - стопроцентная гарантия, что о стихах она больше бы и не вспомнила.

Previous post Next post
Up