Борьба с мусором

May 04, 2019 14:14

Государственная политика в сфере обращения с отходами ориентирована на поэтапный запрет захоронения отходов, пригодных к вторичной переработке. Эта работа в России только начинается. Сознавая экологическую и социальную ответственность, ОАО «РЖД» добровольно с 2014 года приняты обязательства по организации на сети железных дорог селективного сбора части отходов: бумаги, стекла, пластика, металла, в офисных зданиях и на вокзалах. Целями проекта являются выделение ценного вторичного сырья, снижение потоков отходов, поступающих на объекты захоронения, экономия сырьевых ресурсов и упорядочение сбора отходов в структурных подразделениях компании.
Ежегодно всё больше предприятий компании присоединяются к проекту, закупаются специальные ёмкости для раздельного сбора отходов, проводится разъяснительная работа с персоналом. Вместе с тем сдерживает эту работу отсутствие на территориях субъектов Российской Федерации развитой инфраструктуры селективного сбора, сортировки и переработки отходов, объектов для их захоронения, отвечающих требованиям природоохранного и санитарного законодательства.


[Подробности]
Пластиковая упаковка - злейший враг окружающей среды: её находят в водах Арктики, в Марианской впадине на глубине 11 тыс. м, в желудках птиц и млекопитающих. С 1 января в России введён закон о раздельном сборе мусора, запрещающий выбрасывать в общие контейнеры бумагу, картон, стекло и пластик. Эта мера должна увеличить объём вторичной переработки пластиковых отходов. Раздельным сбором мусора на своих объектах занимаются и РЖД.

Пассажирские поезда
В поездах «Сапсан» с 2014 года функционирует программа раздельного сбора макулатуры и оставшегося мусора. Тогда были созданы специальные тележки, разделённые на секции для обособления отдельной фракции под макулатуру. Для удобства пассажиров каждая секция тележки была помечена специальным значком-стикером, на котором была указана принадлежность фракции. С апреля этого года программа переходит на новый уровень: теперь из собранного мусора можно будет выделить пластиковые отходы. Специально для этого в «Сапсанах» обновили мобильные тележки, там появилась ёмкость, куда и будут складировать пластик. «Учитывая опыт прошлых лет, мы также пометили специальными стикерами тележки, благодаря которым пассажир понимает, где фракция для пластика, а где для прочих отходов», - уточнили в Дирекции скоростного сообщения. Также пассажиров «Сапсанов» информируют о необходимости бережного отношения к окружающей среде - на верхних мониторах в поезде размещён тематический видеоролик.
Стоит отметить, что ещё пять лет назад в «Сапсанах» началась замена пластиковой посуды на экологически чистую, одноразовую. «Эта посуда изготавливается из растительных материалов: кукурузного крахмала и других природных материалов, - рассказали в Дирекции. - В почве они полностью разлагаются, не выделяя вредных соединений и токсичных запахов, а затем превращаются в органическое удобрение».
Разделение мусора по разным фракциям - дополнительное удобство для работников клининговых компаний: благодаря этому они экономят время при формировании отходов для повторного использования и оставшегося мусора. Собранные таким образом отходы и пластик будут передаваться компаниям, которые работают на рынке вторсырья, для дальнейшей переработки и использования их в производстве. Ежегодно в поездах собирается и передаётся на переработку свыше 30 тонн макулатуры, из которых изготавливают упаковочный картон и обёрточную бумагу, что эквивалентно сохранению примерно 460 взрослых деревьев.

Сбор на вокзале
На вокзалах сети также внедряют систему раздельного сбора мусора. Эта работа ведётся с 2014 года. «За это время такие урны установили на 61 вокзале из 348, - уточнили в Дирекции железнодорожных вокзалов. - Установка специальных урн полдела. Пассажиров нужно постоянно информировать о том, как важно бережно относиться к окружающей среде. Мы оповещаем о раздельном сборе отходов, рассказываем, как сортировать мусор, размещаем просветительские плакаты по экологической тематике. На 41 вокзале транслируем экологические видеоролики».
В прошлом году на 116 вокзалах, где установлены урны, было собрано 116 тонн мусора, в том числе 83,5 тонны бумаги, 15 тонн пластика, 9 тонн стекла. «Мы стараемся снижать объёмы твёрдых коммунальных отходов на самих вокзалах, - отметили в Дирекции. - Для этого мы установили 18 пресс-компакторов, которые прессуют отходы, уменьшая их объём, что в итоге снижает наши затраты на вывоз мусора».

Привычка разделять
«Важно приучить людей к действию, - уверена начальник Центра охраны окружающей среды на Южно-Уральской дороге Оксана Черноволова. - Раздельным сбором отходов на дороге занимаются с 2014 года. На предприятиях установлены контейнеры для стекла, пластика, прочего бытового мусора. Заключены договоры на их вывоз. Но в итоге раздельно собранные отходы вывозятся на один полигон. Пока инфраструктура переработки отходов полностью не готова, будем вырабатывать навык».
«Концепция, которой мы должны следовать, - раздельный сбор отходов, - отметил начальник Центра охраны природы на Свердловской дороге Эдуард Рябухин. - Мы пытались и пытаемся его внедрить, но в итоге при отправке отходов всё оказывается в одном контейнере». А в прошлом году СвЖД передала во вторичный оборот более 5 тонн пластика. По словам Эдуарда Рябухина, сегодня в Екатеринбурге определены региональные операторы, которые начали заниматься вывозкой селективных отходов. Это «Спецавтобаза», «Экосервис» и «Рифей». Они начали внедрять систему сортировки. С двумя из них у СвЖД заключены договоры.
Во многих городах России отсутствуют переработчики пластиковых отходов. В целом по стране рынок вторичного сырья только набирает обороты, его инфраструктура не развита. Учитывая изменения законодательных требований и постепенный запрет на захоронение отходов, которые могли бы быть использованы повторно, в депо Дирекции тяги готовы организовать сбор отходов пластика. «Первой проблемой на этом пути является небольшой объём образования пластиковых отходов в депо, - пояснила ведущий инженер по охране окружающей среды службы охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Дирекции тяги Марина Грачёва. - Переработчикам невыгодно забирать небольшие партии. Проблему можно попробовать решить, объединившись для сдачи отходов с другими структурными подразделениями, расположенными в одном узле».
Сейчас идёт формирование экологической концепции ОАО «РЖД» по вовлечению отходов во вторичный оборот. «При её реализации мы предлагаем рассмотреть возможность создания экотехнопарка ОАО «РЖД», - говорит Марина Грачёва. - Необходима инвестиционная программа развития инфраструктуры раздельного сбора отходов, создание соответствующих контейнерных площадок, приобретение оборудования и техники».
По её словам, надо дать возможность внедрить научные исследования в области вовлечения отходов во вторичный оборот.

Научный подход
К слову, такой опыт существует. Студенческое научно-конструкторское бюро Дальневосточного государственного университета путей сообщения создало первую рабочую модель экструдера (машина для размягчения материалов и придания им формы путём продавливания через профилирующий инструмент) для 3D-печати. И бытовой пластик идеально подходит в качестве сырья для создания моделей. В лаборатории стоит 3D-принтер, который использует инженерный пластик повышенной прочности. Детали из него можно применять в механизмах. Здесь есть токарный и фрезерный станки с числовым программным управлением, которые позволяют изготавливать элементы из металлов, верстак для грубой обработки и стенд для работы с электроникой. Полный цикл производства в миниатюре. Иногда печать сбивается, деталь выходит с браком. Приходится выбрасывать. На простых 3D-принтерах 100 граммов изделия обходится в 18 руб., при печати с хорошим качеством - в 120 руб. Бракованную деталь уже не переделаешь, а пластик на неё потрачен. Экструдер эти отходы будет заново переплавлять в струну, которую снова можно использовать в печати. Кроме того, он позволяет использовать для печати пластиковые бутылки.
«Мы просчитали математическую модель устройства и экономическую составляющую проекта, - говорит начальник организационно-технического отдела координационного центра научной подготовки студентов ДВГУПСа Александр Холодилов. - Теперь хотим выйти на производство серии экструдеров. Также мы немного изменили сам проект, чтобы принять участие в конкурсе грантов Федерального агентства по делам молодёжи». Следующий этап - экологический центр. Авторы проекта хотят организовать сбор пластика по городу, перерабатывать его и производить гранулы, которые могут использоваться как в 3D-печати, так и, к примеру, в благоустройстве спортивных площадок. На производство одного экструдера студентам необходимо около 350 тыс. руб. Сейчас авторы проекта готовят заявки на участие в грантовых программах, чтобы воплотить готовый проект в жизнь.
Другое применение для собранного пластикового мусора - производство композитных шпал. Композитная шпала имеет свои преимущества перед деревянной и бетонной, что позволяет ей занять свою нишу в строительстве путей, причём не только для поездов, но и для трамваев и метро. Тяжёлая бетонная шпала эффективна на прочном основании, однако многие участки на Севере и на Восточном полигоне - это пучинистые грунты с сезонными колебаниями выше 25 мм. К примеру, именно на Восточном полигоне сосредоточено до 60% всех таких сложных участков на сети. Сейчас там приходится широко использовать деревянные шпалы, однако срок их службы гораздо меньше, чем у композитных, и они требуют повышенного внимания.
В то же время перед ОАО «РЖД» стоит задача сократить в таких удалённых местах количество персонала, который следит за инфраструктурой. После окончания срока службы пропитанное химическими веществами дерево необходимо утилизировать как материал повышенной опасности. Только в прошлом году РЖД пришлось переработать 2,8 млн таких шпал. Композитная шпала служит порядка 50 лет (втрое дольше деревянных), и после этого срока из неё можно легко и просто изготовить новую. Материал шпал является диэлектриком, снижает вибрацию, экологичен. Шпалы минимизируют текущее содержание и количество ремонтов, их также можно использовать в качестве бруса на мостовых пролётах. И они обладают повышенной ремонтопригодностью за счёт заливки специальных композитов в разработанные отверстия. Сейчас производится порядка 50 тыс. единиц в год, но при увеличении спроса можно выпускать 100 тыс. и более.
«Наша компания сотрудничает с рядом полигонов, которые собирают и перерабатывают пластиковые бутылки, пакеты, канистры и другое сырьё, - рассказывает руководитель проекта по производству композитных шпал ООО «Аксион Рус» Тимур Бочаров. - Типы материала обговариваются заранее. Фактически вся шпала и состоит из этого пластикового мусора. Последние год-два появилось много компаний, которые собирают пластик, и проблем с заказами нет».
Десятки тысяч таких композитных шпал уже уложены на трамвайных путях и в метрополитенах России и стран СНГ. Шпалы успешно прошли эксплуатационные испытания на Экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ» в Щербинке с наработкой более 800 млн тонн брутто. Единственная проблема - это цена. Композитная шпала сейчас раза в три дороже деревянной. Но если учесть жизненный цикл изделия, то при применении композита на километре железной дороги можно сэкономить до 30 млн руб. за счёт обслуживания.

По материалам газеты "Гудок".

хорошие люди, бюрократия, настоящая железнодорожная магия

Previous post Next post
Up