Der Himmel über Berlin

Nov 25, 2007 00:14


Я всегда вспоминаю этот фильм, когда речь заходит о Берлине… Так что, пока мы не закончили говорить о Берлинской трилогии Боуи - вот моя скромная дань уважения Виму Вендерсу.

Der Himmel über Berlin - Небо над Берлином  
          (альт. название - Wings of Desire)   Западная Германия / Франция,  1987
Ангелы, обреченные на бессмертие, живут в Берлине, они обладают сверхзнанием, им известно будущее, они слышат мысли людей, но, созерцая жизнь вокруг себя, не в силах вмешаться в ее ход, невидимые для людей, бесплотные. Один из ангелов, Дамиэль (Бруно Ганц), особенно тяготящийся своей бесплотной сутью, влюбляется в воздушную гимнастку Марион (Сольвейг Доммартин) и, отвергая вечность, становится человеком со всеми его слабостями и несовершенствами…  Этот фильм Вима Вендерса - одного из лучших режиссеров современного мирового кино - является “данью чести” Берлину к его 750-летию, поэтическим признанием в любви к человечеству, притчей, рассказанной новаторским киноязыком, лентой, открывающей новые горизонты в искусстве.


                          


Несколько интересных мыслей о фильме, на которые я наткнулась здесь - 
http://kinocenter.rsuh.ru/WenersW.htm#Небо%20над%20Берлином   (обширная подборка статей про Вима Вендерса)

Вендерс родился в разделенной последствиями войны стране с навязанным чувством вины (в определенном смысле любые серьезные действия немцев в то время казались подозрительными, лучшая жизненная позиция - наблюдать и не вмешиваться в дела других народов, новых хозяев мира). Вендерс пытался извлечь из сложившейся ситуации позитивный урок. Свои наблюдения он передал в дилогии “Небо над Берлином” и “Далеко, так близко” (Вторая часть снималась уже в совершенно иных условиях - Берлинская стена пала, карта Европы опять начала стремительно перекраиваться.)


                          


В “Небе над Берлином” ангелы видят мир в черно-белом изображении. В одном из интервью Вендерс признался, что черно-белая пленка помогает ему схватывать суть происходящего, цветное изображение разменивается на несущественные детали. Но проникновение в суть вещей еще не означает глубокой философской мрачности.
Ангелы видят мир черно-белым. Так же его показывало кино в эпоху своего расцвета.
Все великие звезды - из эпохи черно-белого кино. Отсутствие краски возвело их в ранг богинь. Легко назвать богинями Дитрих, Гарбо, Риту Хейворт. Назвать богинями Пенелопу Крус или Николь Кидман язык не повернется. Видимо, прекрасно это осознавая, звезды современности и стремятся сыграть в черно-белых фильмах. Так, Джонни Депп снялся в “Эде Вуде” Тима Бертона и в “Мертвеце” Джима Джармуша, Ди Каприо - в “Знаменитости” Вуди Аллена и в “Кафе ‘Донс Плам’” Р. Б. Робба. Из “трех ангелов” мирового кино (Андрей Тарковский, Франсуа Трюффо, Ясудзиро Одзу), которым посвящено “Небо над Берлином”, глубже всего взаимодействие цветного и черно-белого осмыслил Андрей Тарковский.


                          


Противопоставление человека и ангела в фильме - это и противопоставление двух типов видения. Ангел, с его неспособностью дотронуться до плоти, есть носитель чистого зрения, зрения как функции, лишенной тела. Это зрение, лишенное материального носителя,- есть родовая черта кинематографа. По существу ангельское зрение - это кинематограф с его всезнающим и всевидящим глазом-камерой, не способным воздействовать на мир и вмешаться в ход реального бытия. Видение ангела - это высокое искусство кино со всем арсеналом его художественных достижений и возможностей. Это и мир культуры, воплощенный в символе библиотеки. Но это эстетическое и культурное видение мира, которому отчасти отдал дань и сам Вендерс, отмечено ангельской стерильностью, рациональной умозрительностью.


                          


Серьезные фанаты настоящего рока до сих пор ломают головы над тем, где в роке проходит черта между контркультурой и продажностью. Двойственность рока, всегда тяготившая подлинных ценителей, воспринималась Вендерсом вполне естественно. Отсюда и его тяготение к феноменам типа Ника Кейва и U2, которые при всей своей альтернативности как-то слишком быстро вливаются в мейнстрим. Крайне характерно и то, что Вендерс всегда ставил британский рок выше американского. Из американских рок-звезд он выше остальных ставил Лу Рида, чья слава во многом связана с восторгами в его адрес британских звезд. Лу Рид появится в фильме Вендерса “Далеко, так близко”, продолжении “Неба над Берлином”.


                          


В “Небе над Берлином” ангелы спускаются к людям, выслушивают их жалобы и просьбы, но не спешат передать их наверх. Существует ли вообще кто-то, кто послал их на землю? Когда фильм еще не был снят, Вендерс в одном интервью описал “Небо над Берлином” как комедию о двух безработных. 

кинорецензии, искусство кино

Previous post Next post
Up