Первая глава Кадр из фильма "Человек из мрамора"
Толковый и конкретный разбор (сам себя не похвалишь - никто...) фильма Анджея Вайды. Сам фмльм, наверное, давно и безнадежно устарел, но исторический интерес представляет. Хотя Вайда велик, но не этими конъюнктурными картинами.
Впрочем, все равно интересно.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.
12 декабря 1987 года
Простой рабочий был, но весь вышел
Теперь о фильме Вайды "Человек из мрамора", что является даже продолжением темы (Оруэлла).
Матеуш Биркут - простой польский рабочий, хотя и хороший рабочий, крепкий парень, привлек внимание начинающего кинорежиссера, и тот решил снять о нем фильм, предварительно сделав из него стахановца.
И вот отобрали ему в помощь четырех самых мощных рабочих, и дали им задание поставить громкий рекорд, уложить сколько-то там тысяч кирпичей за день.
Рабочих накармливают до отвала, драят, чистят, и в решающий день, как циркачей, выпускают на "арену", а киношник снимает этот изнурительный и унизительный труд. Затем Биркут становится "героем года" и ездит с другом Витеком по стройкам, демонстрируя ударный труд. Все это происходит в польско-сталинскую эпоху, что откладывает отсвет на всё.
Биркут получает тяжелую травму, и начинает раскручиваться дело о вредительстве. Подозревают его лучшего друга Витека. Биркут оказывается человеком слишком честным и искренним. Их вдвоем вызывают в местное польское КГБ/НКВД или как его там. Они долго сидят неподвижно, тупая толстая белесая секретарша долго отвечает на какие-то звонки, перекладывает бумаги.
Наконец Витек робко спрашивает, можно ли ему в кабинет, и входит. Через какое-то время входит туда Биркут - и видит только полковника в абсолютно пустой комнате. Странный лощеный палач радостно приветствует местного "героя", а где Витек, не знает, был, вышел.
Некое реалистическое "Покаяние"
После этого кафкианско-кортасаровского эпизода всё закручивается. Биркут знает, что Витек невиновен, и начинает борьбу с машиной, с аппаратом, наивно и бесстрашно веря в ее смысл.
Он вламывается в президиум некоего заседания с пламенной речью, и делегаты дружно запевают "Дети разных народов", заглушая крамольные слова. Сексот, шныряющий весь фильм по пятам Биркута, жалкий, верткий, но сентиментальный, слегка жалеет свой объект и предупреждает об опасности, но всё бесполезно. Биркута сажают.
Может показаться, что это фильм о польском сталинизме, некое реалистическое "Покаяние". Нет, это лишь один пласт фильма Вайды, а всё, что я сейчас рассказал, воссоздает по крупицам некая странноватая девица, студентка киноинститута. Она решила сделать дипломный фильм об этом самом Биркуте.
Этой линии Вайда уделяет массу времени и метров пленки, пестро и подробно показывает поиски героев давнего сюжета.
У меня были сомнения, нужно ли это? Но, кроме прочего, это сделано и ради того, чтобы мы поняли: не так уж много изменилось с тех "сталинских" годов, и это не в лоб, а подспудно, цепью символов-намеков.
Но есть и прямой текст. Этот фильм (студентки) запрещают, не разрешают, мешают снимать, и делается он вопреки запретам. Так вот что выясняется дальше.
На фоне Гданьских верфей
"Сталинское" время в Польше было не таким долгим, поэтому Витек и Биркут более-менее скоро вышли из лагеря. И вот тут-то оказалось, что Биркут стал совсем другим. Он не простил. Приехав в родной город, он не пожелал говорить дежурные речи об ошибках и желании трудиться дальше.
Он сломался и перестал верить в то, во что верил до ареста, то есть, в социализм, рабочий класс и прочее.
Но в день выборов Биркут все же преодолевает себя и бросает бюллетень в урну, говоря с горечью: "Все-таки это наша страна".
Далее из фильма вырезали самую важную смысловую сцену - гибель Биркута в одном из ранних бунтов 70-х годов, так что существует некий провал, прогал, дырка в сюжете, главный герой как бы исчезает.
Ибо в фильме мы уже видим сына Биркута на фоне Гданьских верфей, тех самых, где возникла "Солидарность". И это не случайно, это для нас не так понятно, но для поляков ясно всё, сын продолжит дело отца и попробует опрокинуть фальшивый польский социалистический строй.
Почему "Человек из мрамора"? В период расцвета успеха Биркута его изваяли, а после ареста этот памятник засунули вглубь музея, и с этого заброшенного мраморного истукана начинается поиск свидетелей судьбы Биркута.
Кадр из фильма
Мои дневники Дневник. Тетрадь №4. 1987-89 годы Необязательные мемуары