Проблема Гиксосов в библейской истории

Mar 17, 2008 00:41

в продолжение темы http://neznaika-nalune.livejournal.com/373910.html

Одна из наиболее увлекательных загадок древней истории - вопрос об историчности и временной привязке ветхозаветного Исхода - т.е. Моисей, фараон который не отпускал евреев, "казни египетские", расступившееся море и погибшая армия фараона, 40-летнее блуждание по пустыне, и, наконец, завоевание "Земли обетованной".

Одна из довольно распространённых групп интерпретаций - совпадение Исхода с "изгнанием гиксосов" - чужеземной династии правившей в Египте во время "Второго Промежуточного периода" (между Средним и Новым царствами), около 1650-1550 до н.э. (см, например, 1, 2).

О гиксосах известно намного меньше чем о других египетских династиях. Само имя "гиксосы" (hyksos) не означает этнической принадлежности, это греческая адаптация египетского слова означающего "правители иноземных стран". Официальные египетские хроники писали об этом периоде весьма мало, и старались максимально стереть эту "позорную страницу" истории. Но много косвенных записей и археологических данных позволяет в какой-то мере восстановить этот период.

Гиксосы пришли с северо-востока, в период когда XII династия - последняя династия Среднего царства, уже давно переживала упадок и разложение. Завоевание связано именно с внутренней слабостью, а вовсе не с силой армии захватчиков. Столица построенная пришельцами - город Аварис (опять же греческая адаптация названия) находилась в восточной части дельты Нила. Гиксосы не были полноценной "династией", которая бы правила всей территорией Египта. Её эффективный контроль распространялся только на северную часть, регион дельты. На юге сохранившиеся раздробленные княжества - остатки прошлых династий - платили дань правителям Авариса, и считались их вассалами.

Практически установлено что гиксосы были западно-семитского происхождения. Их имена, религиозные символы и другие артефакты близки с ханаанскими, или являются смесью египетской и ханаанской культур. Постепенно египетское влияние прослеживалось всё сильнее, что говорит о типичной ассимиляции "завоевателей-варваров" в более высокую культуру завоёванной страны. Есть альтернативные теории - что гиксосы были либо индоевропейского происхождения (в пользу этого, например, свидетельствует распространение колесниц в Египте именно в этот период) либо хурристкого. Но по совокупности факторов не-семитское происхождение гиксосов кажется натянутым и очень маловероятным.

Нет никаких оснований считать что вторжение гисксосов представляло собой молниеносный поход мощной централизованной армии, подобно ассирийскому или персидскому нашествию на тысячу лет позже. Весь Ханаан никогда не был обьединён в одно самостоятельное государство подобное империям Египта или Среднего Востока. Скорее это была оппортунистическая миграция "понаехавших" ханаанских племён на опустевшие плодородные земли слабеющего Среднего царства (что подтверждают данные археологии). Когда эта слабость достигла полного развала, мигранты смогли взять в свои руки и политическую власть, приспособив к своим целям египетские институты и богатую инфраструктуру.

Династия гиксосов достигла наибольшего могущества и процветания во время долгого правления "фараона" Апофиса (Апепы) с конца XVII по первую четверть XVI века. Аварис к этому времени стал весьма большим городом с мощными укреплениями, большим портом и развитой внешней торговлей. Вскоре появились признаки упадка династии, и началась освободительная борьба южных земель против северных правителей. Полководцы Камос и, после его гибели, младший брат Яхмос нанесли поражение гиксосам и около 1550 Аварис пал после долгой осады. Войска Яхмоса вскоре перешли Синайский полуостров и разгромили некоторые города-крепости союзные с гиксосами в южном Ханаане. Так началась новая, 18-я династия, ставшая самой блестящей в египетской истории.

У хронологической линии "изгнания гиксосов" и библейской мифологии Исхода есть определённые похожие элементы. Основная сюжетная линия Исхода примерно такая:
- Иосиф продан братьями в рабство в Египте;
- там он делает карьеру и становится ведущим чиновником при дворе фараона;
- в период засухи и голода иудейские кланы (в том числе братья Иосифа) мигрируют в Египет в поисках пропитания;
- в Египте Иосиф эффективно справляется с проблемой неурожая и голода и помогает в том числе и своей семье, не отвечая на зло причинённое ему собственными братьями;
- в благодарность египтяне разрешают иудеям поселиться в земле Гошен (Гесем) - в плодородной восточной дельте, где те живут и размножаются в течении 400 лет;
- новая династия фараонов забывает о "подвигах Иосифа" и начинает угнетать иудеев;
- в их среде появляются лидеры с идеей вернуться в Ханаан, "землю обетованную";
- фараон не желает отпускать иудейских рабов; на Египет в результате обрушивается множество бедствий - от дождей и града до саранчи и лягушек, и, наконец, гибели первородных детей
- фараон решает отпустить иудеев, и они в большом количестве организованно уходят из Египта (прихватив "взятое в займы" золото и серебро египтян), фараон решает преследовать их;
- море расступается перед иудейскими беженцами и смыкается за ними, уничтожив египетскую армию.
Далее иудеи блуждают по пустыне, Моисей получает скрижали, борется с золотым тельцом, и т.д.

Насколько элементы этой истории могут быть связаны с хроникальными и археологическими данными этого периода? В принципе, история эмиграции племён из Ханаана (оставим пока вопрос о существовании "иудеев" в тот период для другого случая) в Египет и завоевание там значительного политического влияния весьма привлекательна с точки зрения библейского нарратива. Продолжительность, конечно же, не лезет ни в какие ворота - гиксосы присутсвовали в Египте немногим более 100 лет, а не 400 лет с лишним, как в Ветхом Завете. Но это не главное, для легенд и мифов весьма характерно искажать количественные и временные мерки реальных событий. Проблема с такой простой интерпретацией (миграция ханаанских кланов как прототип вторжения гиксосов) - в том что подобные миграции вовсе не являлись уникальными для конкретно этого периода. На протяжении всего Среднего, а затем и Нового, царства такие миграции происходили постоянно, и египтяне в целом контролировали их. В годы неурожая в Ханаане египтяне (особенно в период Нового царства) предпочитали пускать кочевых земледельцев в земли дельты и даже помогать им продовольствием, чтобы держать их под присмотром, а не иметь на границах сосредоточение голодных и отчаянных орд потенциальных "возмутителей спокойствия". Когда засуха в Ханаане ослабевала, большинство этих мигрантов возвращалось на свои исконные земли. То есть миграции, отдалённо напоминающие историю "Иосифа и его братьев", были вполне типичными для региона на протяжении многих сотен лет, а не связаны конкретно только с перидом гиксосов. Это само по себе не отрицает библейской истории, но снижает актуальность исторического подтверждения её данным эпизодом.

Занятие "Иосифом" высокого положения в египетской иерархии неплохо сочетается с постепенным переходом политической власти к пришельцам-гиксосам в середине XVII века. Хотя в библейском рассказе соплеменники Иосифа не образуют самостоятельную правящую династию, а всего лишь имеют положение достаточно привилегированных чужаков, это несоответствие находится в пределах типичных искажений народного мифотворчества и бардов-сказителей.

Но дальше расхождений становится значительно больше. Основной смысл истории об Исходе - "освобождение от рабства" и предисловие к тому что будущие израильтяне становятся хозяевами в своей земле. Но реальная история этого региона после гиксосов предполагает сценарий почти диаметрально противоположный этому. Во время династии гиксосов пришельцы из Ханаана составляли правящую элиту нижнего (северного) Египта. После "изгнания гиксосов" в течении нескольких десятилетий империя Нового царства Египта покрывает всю территорию Ханаана, и Египет очень жёстко контролирует её. Настоящее "египетское рабство" только начиналось. Немногие вассалы в тени сильной державы были так унижены и так зависимы от своего суверена как мелкие ханаанские царьки в период XV-XIII веков, обращающиеся к фараону не иначе как "пыль на твоих сандалиях" и "недостойный быть твоей собакой". Зачастую крошечных египетских гарнизонов в 50-100 солдат было достаточно чтобы контролировать безопасность в целом ханаанском регионе. "Командир взвода" такого гарнизона имел больше реальной власти в местных делах чем наследный принц южно-ханаанского городка.

Реальная история может очень сильно искажаться через много поколений в народных преданиях. Но совершенно нетипично искажение меняющее значение событий на полную противоположность - великую победу на полниое поражение и наоборот, порабощение на освобождение и т.д.

Есть ещё один весьма интригующий момент - вопрос о "казнях египтских" и их возможных прототипах в истории этого периода, которые могли бы найти отражение в хрониках или в климатологии. Очевидно что речь идёт о череде чрезвычайных природных катаклизмов, и экологического хаоса: дождь, град и огонь с неба, нашеcтвие лягушек и змей, полчища саранчи и других насекомых, воды Нила ставшие красными, эпидемии скота и людей. С некоторой долей фантазии это может описывать реальные, периодически происходящие катастрофы. Но был ли практически одновременный период всех этих напастей который люди могли помнить в течении сотен лет?

В этой связи к XVI столетию до н.э. относятся несколько замечательных документов. Один из них - найденная в середине XX века, плохо сохранившаяся "Стелла Яхмоса", которую называют так же "штормовой стеллой". В ней ( всего лишь примерно в 10 сохранившихся строчках) описывается череда страшных природных катастроф - штормов, потопов, и прочих разрушений обрушившихся на Египет, и как фараон с помощью воли богов навёл в стране порядок, накормил голодных и восстановил разрушенные города и храмы. Другой документ - известный "Папирус Ринда" - с математическими упражнениями писца, проливающими немало света на математические знания древних египтян. Гораздо менее известны, но не менее интересны, отрывочные записи на обратной стороне папируса, описывающие последние дни династии гиксосов и падения Авариса, краткую хронику продвижения вражеских войск:
...11-й год, 10-й месяц - [он] вошёл в Гелиополис; 1-й месяц, день 23 - "Бык с Юга" протаранил свой путь до Джару; день 20(?) - слухи что Джару пал; 11-й год, "день рождения Сета" - с неба обрушился ливень...

Поскольку даже обычный сильный дождь чрезвычайно редок для Египта, описываемые ливни и бури представляют собой значительные природные аномалии. Что могло служить основой для этох событий?

Современной науке известен один невероятно мощный природный катаклизм приходящийся на середину 2-го тысячелетия до н.э. - это извержение Теры (Санторина) ставшее прообразом легенды об Атлантиде (см мои записи по этому поводу в заглавном посте). Эта катастрофа при допустимых мифологических искажениях могла обяснять многие из "египетских казней" - от необычного цвета воды Нила до "огня и воды с неба" и многочисленных, чрезвычайно редких аномалий экосистемы. Стелла Яхмоса упоминает о "тьме в западном регионе" (т.е. в направлении Крита и Санторина) среди прочего.

Извержение Теры нередко привлекается для обьяснения библейской истории с "казнями египетскими" и для самого Исхода вплоть до цунами потопившего войска фараона (см. например, "Exodus Decoded" в качестве образчика подобного шарлатанства). С этим обьяснением есть немалые проблемы. Сейчас с высокой степенью достоверности известно что извержение Теры приходится на конец XVII века, скорее всего 1628, а не середину XVI века - эпоху падения гиксосов. Здесь возможны несколько вариантов:

а) страшный катаклизм Теры настолько врезался в историческую память народов (на примере Атлантиды мы уже имеет такой прецедент) что многие события отстоящие от него на десятки и сотни лет, интерпретировались как связанные с этим незабываемым маркером. Это могло случиться даже с хрониками Яхмоса. В египетском официозе нередко встречаются разительные анахронизмы использовавшиеся для целей государственной пропаганды. Восстановление страны после извержения, совершённое на самом деле во время правления ненавистных гиксосов (скорее всего правления Апофиса) было приписано новой династии, фараону Яхмосу.

б) В период изгнания гиксосов и начала правления Яхмоса происходили другие значительные аномалии, не связанные с Терой и пока не обнаруженные методами палеоклиматологии.

в) Несмотря на кажущуюся достоверность принимаемую большинством учёных, нужно пересматривать либо египетскую хронологию, либо время извержения Теры (на чём держится хронология многих других событий средиземноморского среднего бронзового века).

Все три варианта пока остаются открытыми.

На территории нынешнего Израиля-Палестины со времени среднего бронзового века прослеживается несколько волн больших разрушений, когда почти все основные города погибали в огне и были покинуты жителями (конечно, есть множество индивидуальных исключений из предложенной ниже классификации).

Первый - середина XVI века, примерно совпадает с изгнанием гиксосов. Сторонники синхронизации Исхода и этого изгнания утверждают что эти разрушения есть библейское "завоевание Ханаана" будущими израильтянами. Большинство историкив и археологов считают что разрушения - это следы первых египетских военных кампаний в процессе создания империи Нового царства, действительно приходящихся на это время. Ещё одна теория - завоевания хурритов, пришедших в этот период с севера и вскоре создавших мощное госудасрство Миттани (с территорией примерно совпадающей с нынешним Курдистаном).

Следующий - около 1200, конец позднего бронзового века. Другие интерпретаторы Исхода полагают именно эту волну "завоеванием Ханаана" под руководством Иисуса Навина. Но с учётом нынешних знаний истории и археологии едва ли вызывает сомнение что эта волна разрушений связана с приходом "народов моря" и общей цивилизационной катастрофой конца бронзового века. В слоях непосредственно спедующих по времени за этими пожарищами и обломками находят черепки и другие артефакты типичные именно для ставших осёдлыми "народов моря", в частности "филистимлян".

Ещё одна волна разрушений - вторая половина X века, значительно меньших масштабов поскольку размер городов на этий территории был в целом намного меньше чем в позднем бронзовом веке. Наиболее вероятная интерпетация - военная кампания фараона Шешонка I (Шишака в Библии) - первого египетского правителя после почти 200-летнего упадка, который предпринял попытки внешних завоеваний.

И, наконец, конец VIII века - ужасные нашествия Ассирийской империи в период 730-700 до н.э., в итоге которых едва ли не единственным более-менее сохранившимся городом в этом регионе стал Иерусалим, до того не выделявшийся среди соседей ни размером ни богатством. Потом картина ещё более усложняется - вавилонское нашествие, персидское, греческое завоевание и т.д.

Наибольший культурный разрыв приходится на конец бронзового века (разрушение городов и резкое увеличение количества небольших поселений в нагорной части при-иорданья, появление "филистимлянской" культуры на побережье). Несколько меньший разрыв - в начале Нового царства. Логично что именно на это два периода приходится большинство попыток "обьяснения Исхода".

В этом посте я рассмотрел первый из этих периодов. По-видимому можно допустить лишь очень отдалённое влияние реальных событий периода "изгнания гиксосов" (и более ранних, например, извержения Теры) на иудейскую мифологию связанную с "египетским рабством" и Исходом. Значение библейского Исхода в значительной мере полностью противоположно реальной истории падения династии гиксосов и начала Нового царства, чтобы этот период был настоящей исторической основой для соответствующей части Ветхого Завета.

bible, цивилизации, history

Previous post Next post
Up