Главное открытие А.С. Макаренко

Oct 18, 2020 13:52

Многие слышали об успехах великого педагога Антона Семеновича Макаренко, создавшего систему коммунистического воспитания.

Но что было ключевым звеном этой системы? Что обеспечивало не просто перевоспитание малолетних преступников, но именно коммунистическое воспитание подростков и молодежи?

Read more )

коммунизм

Leave a comment

Comments 101

alextr98 October 18 2020, 06:58:48 UTC
Какие бурные фантазии!

Reply


namezeroisok October 18 2020, 07:09:49 UTC
Требую ответа на загадку. Иначе дизлайк и отписка.

Reply


karlsonmarxx October 18 2020, 07:56:51 UTC
Работа должна делаться ТОЛЬКО волонтерами -специалистами. Все остальное- варианты казармы.

Reply

yuri_p October 18 2020, 08:06:30 UTC
Неужели Макаренко открыл именно это?

Reply


sharper_ October 18 2020, 08:36:30 UTC
Моя любимая книга особенно полезная мне в пору собственных изысканий в области организации производства. К сожалению, должен констатировать, что упомянутое изобретение не универсально и применимо в конкретных условиях

Reply

yuri_p October 18 2020, 09:18:14 UTC
Форма может быть и другой, не в ней суть. Главное - сам принцип реального участия всех ("каждой кухарки", условно говоря) в управлении.

Reply

sharper_ October 18 2020, 10:15:21 UTC
Для того чтобы обеспечить участие всех, нужно чтобы все обладали соответствующей квалификацией. Или работа не должна быть требовательна к квалификации, как было у Макаренко. В 70-е, кстати, была программа по освоению рабочими смежных профессий, которую благополучно похерили вместе с газетными дискуссиями с принятием антинародной Конституции-77. Но смежные профессии не дают полной взаимозаменяемости ( ... )

Reply

yuri_p October 18 2020, 10:48:47 UTC
Вы тонко подметили насчет связи квалификации с управленческими функциями. Действительно, такая связь есть.

Макаренко не делал из людей профессиональных управленцев, ведь не каждому это и дано от природы. Зато он давал возможность каждому поруководить, почувствовать, что такое реальная власть и связанная с нею ответственность.

То есть создавал принципиально иную, не материальную, мотивацию труда и социального поведения. Это и есть коммунистическая мотивация. Или же коммунистические отношения. Или же коммунистический уклад. Или же "воспитание нового человека".

Про смежные профессии поговорим особо, при рассмотрении другого практического примера "строительства коммунизма в отдельно взятом коллективе".

Reply


pes76 October 18 2020, 09:01:30 UTC
Погуглил. "Сводный отряд" - группа воспитанников, временно объединяемых для выполнения конкретной работы. Руководителем назначался, как правило, не руководитель постоянных отрядов.
ИМХО, имеет сходство (конечность задачи, ограниченность по времени деятельности группы) с современной групповой проектной деятельностью в менеджменте и образовании.
P.S. Также есть сходство с армейской практикой: в группе военнослужащих совместно выполняющих задачу (даже если их два человека) назначается командир (старший).

Reply

yuri_p October 18 2020, 09:30:27 UTC
Уточним по Макаренко:

"Постоянные командиры почти никогда не назначали себя командирами сводных, полагая, что они и так имеют нагрузку. Командир постоянного отряда отправлялся на работу простым рядовым участником сводного отряда и во время работы подчинялся временному комсводотряда, часто члену своего же постоянного отряда. Это создавало очень сложную цепь зависимостей в колонии, и в этой цепи уже не мог выделиться и стать над коллективом отдельный колонист".

Сходство с упомянутыми Вами проектными группами чисто внешнее. У Макаренко главное то, что все коммунары возглавляли сводные отряды по очереди (согласно "сетке сводных"). Чего никогда не бывает с проектными группами, которые возглавляются "лучшими".

А вот армейский пример подходит. Недаром КПСС разгромила так называемую "дедовщину": власти никак не устраивал "конечный продукт" армии и флота - слишком коммунистически настроенными выходили дембеля.

Reply

pes76 October 18 2020, 09:47:38 UTC
"У Макаренко главное то, что все коммунары возглавляли сводные отряды по очереди (согласно "сетке сводных"). Чего никогда не бывает с проектными группами, которые возглавляются "лучшими ( ... )

Reply

yuri_p October 18 2020, 10:31:58 UTC
У Макаренко была воспитательная, но никак не образовательная организация. Антон Семенович на школу обращал мало внимания, сугубо формально относился.
Его главным воспитательным орудием было именно производство, причем производство реальное, не учебное. А формой - разновозрастные (это принципиально важно) отряды.

Примечательно, что и Ваши детские воспоминания связаны не со школой и ее классами, а с разновозрастными юнармейскими отрядами.
Наиболее ярко макаренковская методика применялась во всесоюзном пионерлагере "Орленок", впоследствии разогнанном за "антисоветчину".

Что касается армии, то о коммунистических элементах в воинском воспитании стоит поговорить отдельно.
Обращаю Ваше внимание на то, что любое подразделение - это разновозрастной (по срокам службы) отряд. Сходство с макаренковской системой налицо.

Reply


Leave a comment

Up