Многие слышали об успехах великого педагога Антона Семеновича Макаренко, создавшего систему коммунистического воспитания.
Но что было ключевым звеном этой системы? Что обеспечивало не просто перевоспитание малолетних преступников, но именно коммунистическое воспитание подростков и молодежи?
(
Read more )
Comments 101
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Макаренко не делал из людей профессиональных управленцев, ведь не каждому это и дано от природы. Зато он давал возможность каждому поруководить, почувствовать, что такое реальная власть и связанная с нею ответственность.
То есть создавал принципиально иную, не материальную, мотивацию труда и социального поведения. Это и есть коммунистическая мотивация. Или же коммунистические отношения. Или же коммунистический уклад. Или же "воспитание нового человека".
Про смежные профессии поговорим особо, при рассмотрении другого практического примера "строительства коммунизма в отдельно взятом коллективе".
Reply
ИМХО, имеет сходство (конечность задачи, ограниченность по времени деятельности группы) с современной групповой проектной деятельностью в менеджменте и образовании.
P.S. Также есть сходство с армейской практикой: в группе военнослужащих совместно выполняющих задачу (даже если их два человека) назначается командир (старший).
Reply
"Постоянные командиры почти никогда не назначали себя командирами сводных, полагая, что они и так имеют нагрузку. Командир постоянного отряда отправлялся на работу простым рядовым участником сводного отряда и во время работы подчинялся временному комсводотряда, часто члену своего же постоянного отряда. Это создавало очень сложную цепь зависимостей в колонии, и в этой цепи уже не мог выделиться и стать над коллективом отдельный колонист".
Сходство с упомянутыми Вами проектными группами чисто внешнее. У Макаренко главное то, что все коммунары возглавляли сводные отряды по очереди (согласно "сетке сводных"). Чего никогда не бывает с проектными группами, которые возглавляются "лучшими".
А вот армейский пример подходит. Недаром КПСС разгромила так называемую "дедовщину": власти никак не устраивал "конечный продукт" армии и флота - слишком коммунистически настроенными выходили дембеля.
Reply
Reply
Его главным воспитательным орудием было именно производство, причем производство реальное, не учебное. А формой - разновозрастные (это принципиально важно) отряды.
Примечательно, что и Ваши детские воспоминания связаны не со школой и ее классами, а с разновозрастными юнармейскими отрядами.
Наиболее ярко макаренковская методика применялась во всесоюзном пионерлагере "Орленок", впоследствии разогнанном за "антисоветчину".
Что касается армии, то о коммунистических элементах в воинском воспитании стоит поговорить отдельно.
Обращаю Ваше внимание на то, что любое подразделение - это разновозрастной (по срокам службы) отряд. Сходство с макаренковской системой налицо.
Reply
Leave a comment