СССР - уникальное идеократическое государство, а марксизм надо изучать

Apr 29, 2020 11:28

Сочиняя текст о порноактерах в свой блог, я припомнил Леонида Ионина, известного социолога.
В поиске попалось его интервью, данное около 2007 года. В нем он затронул тему недостаточной изученности Советского Союза именно с социологической точки зрения. А ведь это такой богатый материал!

"СССР, как я уже сказал, - уникальное идеократическое ( Read more... )

история СССР, социология, сталинизм, марксизм

Leave a comment

Comments 36

lj_frank_bot April 29 2020, 08:30:16 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Общество, СССР.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply


m_pavluchenko April 29 2020, 08:57:36 UTC
В общем всё верно, но СССР всё же не был единственным в своём роде, он был первым и продержался пока дольше всех. Сейчас эта традиция идеократического государства в разных вариациях продолжается на Дальнем Востоке. По всей видимости китайские, вьетнамские и корейские коммунисты продержатся дольше чем советские, первые двое благодаря успешной интеграции в мировой рынок, последние благодаря абсолютной закрытости (хотя в ближайшие лет 20 думаю тоже интегрируются). Феномен однопартийных диктатур один из основных маркеров 20 века, наряду с мировыми войнами, крушением великих империй, втягиванием в модерн большей части человечества.

Reply

romdorn April 29 2020, 09:01:46 UTC
Ну, восточные братья не такие упоротые, смотрят более практически и диалектически, с позволения сказать.

Потому и держатся дольше. Хотя пожизненность для Си Цзиньпина наводит на грустные мысли.
Мне тут приятель переслал книгу Н. Вавилова про китайских начальников - там идет битва между выходцами из партии и комсомола, который у них довольно автономен.

В СССР же настолько все были запуганы капитализмом, что этого слова всячески избегали и стращали им малых деток. Поэтому переход к нему проходил каким-то явочным порядком, а понятие "либерал" стало ругательством.

Reply

m_pavluchenko April 29 2020, 09:08:50 UTC
===пожизненность для Си Цзиньпина наводит на грустные мысли.===
Да, это для китайцев шаг назад. Си вероятно проживёт ещё лет 15-20, а там сменятся поколения и наверно начнётся какая-то китайская перестройка.

===а понятие "либерал" стало ругательством.==
Многие "либералы" этому способствовали своей деятельностью.

Reply

romdorn April 29 2020, 09:47:12 UTC
Например?

Жириновский?))

Reply


mvksim April 29 2020, 09:17:54 UTC
Идеокра́тия, идеократи́зм («власть идей, идеалов»; от идея + κράτος «власть») - термин для обозначения общественного строя, основанного не на предании и не на материальных интересах, а на сознательных идеях

материализм, говорили они. классовая борьба, говорили они. потри марксиста - найдешь идеократа.

отдельный глум: в ссср построили идеократию! смотрите, не перепутайте с идиократией!

Reply

romdorn April 29 2020, 09:42:00 UTC
Да, идеализм, я полагаю, связан с каутскиански-ленинистским извращением марксизма про "внесение социалистического сознания" в пролетариат.

Но надо отметить, что Каутский и Ленин вкладывали разное содержание:
Каутский имел в виду, что нужно просто просвещать пролетариев, которые и так настроены на борьбу за свои права,
а Ленин именно подразумевал, что рабочий улучшит материальное положение и революционерить не захочет, поэтому нужно опереться на партию профреволюционеров, которая будет состоять из эдаких монахов-меченосцев (Сталин).

Reply

mvksim April 29 2020, 09:57:36 UTC
рабочий улучшит материальное положение и революционерить не захочет, поэтому нужно опереться на партию профреволюционеров

интересно, как тогда ленин объяснял, зачем вообще нужно революционировать, если рабочий и так улучшит свое материальное положение?

Reply

romdorn April 29 2020, 10:06:37 UTC
Так это известно, достаточно современных публицистов почитать: мол, пока собственность в руках буржуазии, все перемены будут неустойчивы и в любой момент потеряны. А вот как Сталин возглавит, тут-то жизнь и наладится на века)).

"Будет людям счастье, счастье на века!"(с)

Reply


mercant April 29 2020, 10:12:03 UTC
В одном цитируемый автор безусловно прав - СССР - это апогей высокого модерна. Государство-завод с гражданами-винтиками (в идеале). Только государство решает сколько и чего человек должен произвести и сколько и чего потребить. Напрягает, что к этому мы похоже и идем. Единственная проблема государства-фабрики в том, что люди в нем не хотят размножаться. Лучше всего это показано у Хаксли в "Дивном новом мире", но там же предложено и решение проблемы.

А вот неомарксизм немного про другое. Там во главу угла ставятся философско-экономические рукописи Маркса, а цель - преодоление отчуждения и критическое отношение к действительности.

Reply

romdorn April 29 2020, 11:21:42 UTC
Да не идем мы к этому, с чего Вы решили?))

Reply

mercant April 30 2020, 02:47:57 UTC
Индустриальный высокий модерн стремиться к контролю и упрощению ради максимизации производства. В феврале заходил в магазин электроники: ряды одинаковых телевизоров и смартфонов вызвали стойкое ощущение позднего СССР. Посмотрите на модельный ряд любого автопроизводителя: дешевый седан (Запорожец), крутой седан (Жигули), понтовый седан (Волга), кроссовер (Нива), понтовый внедорожник (СССР не успел). Шаг влево - побег, прыжок - попытка улететь. Я понимаю, что все это на уровне ощущений, но как будто по мановению волшебной палочки адского Незнайки весь мир превращается в СССР периода развитого социализма.

Reply

romdorn April 30 2020, 04:34:32 UTC
Унификация и стандартизация неизбежны при массовом производстве. Но сводить все кроссоверы к Ниве?

Тем более что Нива не кроссовер, а лёгкий внедорожник с несущим кузовом.
Кроссовер - это полноприводный автомобиль без раздатки.
Потом их стали делать вообще моноприводными, так что они имитируют внедорожники сугубо внешне.

Пока что поточное производство неизбежно, но со временем оно отойдет.

Reply


mskolov April 29 2020, 13:04:05 UTC
С. - великий теоретик и практик марксизма-ленинизма

Reply


Leave a comment

Up