Здесь наблюдается некоторая сумятица в представлениях о роли капитализма в истории общества. Надо признать, что капитал в целом авансируется обществом, а пролетариат (наёмные работники) авансирует капиталистическое производство своим рабочим временем. Производство как таковое невозможно без авансирования. В условиях эксплуататорского строя такое авансирование проходит под насилием (под давлением общественных отношений в той или иной форме). В условиях коммунистического строя должен пройти переход к свободному авансированию производства, без насилия, что будет означать переход к свободному труду.
Общество возникло вместе с производством. Тем не менее существует теоретическая дилемма - производство для потребления или потребление для производства. В отличие от животных, чья деятельность состоит в простом удовлетворении биологических потребностей, человек может действовать присущим ему человеческим образом, не опускаясь до уровня животных, только после удовлетворения своих основных биологических потребностей. Следовательно, чтобы произвести надо прежде потребить. Иными словами - чтобы быть человеком, надо накормить зверя, который скрывается внутри каждого человека. Но как раз этот последний процесс кормления зверя и требует производства человеческих условий, требует производства человеческих отношений, производства общества. Решающим доводом в пользу примата производства над потреблением с точки зрения развития служит главное отличие производства от потребления - потребление может взять только то, что уже имеется, а производство создает то, чего еще не было, всегда создает новое.
Энтузиазм возникает на стыке индивидуальных и общественных интересов в трудовых коллективах как стремление личности к гармонии с коллективом и как реализация присущей коллективу некоторой возможности развития. Энтузиазм для отдельного человека возможен только на стадии развития личности, а развитие личности может происходить только при условии дисгармонии человека и общества. После того, как человек достигнет своего собственного, уникального места в обществе, происходит слияние его с общественной системой и развитие личности идет уже вслед за развитием общества, то есть энтузиазм исчезает; следовательно, энтузиазм не есть нечто неисчерпаемое.
Роль энтузиазма в развитии общества заключается в обеспечении авансирования производства. Всякому производству предшествует потребление. Обеспечение предшествующего производству потребления можно назвать авансированием производства или просто авансированием. На этапе первобытно - общинного строя аванс предоставила биосфера в виде даров природы и стадной организации. После заселения Земли человеком и исчерпанием первичного аванса общество было вынуждено приступить к самоавансированию - перешло к земледелию и скотоводству, стало создавать общественную организацию с помощью мифологии, то есть стало авансировать производство чисто человеческим образом. Этот скачок соответствует так называемой неолитической революции. Эпоха самоавансирования выдвинула первобытных энтузиастов, героев, запечатленных мифологией и эпосом. Обычай жертвоприношений закрепляет способность человека жертвовать собой или своим потреблением ради развития общества. Тупик потребления, когда производство отстает от потребления, общество всегда преодолевает путем самоавансирования производства энтузиастами.
Итак, на этапе становления общества авансирование производства происходило за счет биосферы - вначале, на первой стадии, за счет внешней биосферы, затем, на второй стадии (матриархат), за счет внутрисоциальных ресурсов биосферы. На третьей стадии осуществлялось героическое самоавансирование за счет первобытного энтузиазма. \
В условиях эксплуататорского строя на первый план вышло авансирование неосознанного производства трудовых отношений, которое вначале шло за счет общественной организации и производительных сил, достигнутых еще первобытно - общинным строем, затем за счет преобразования их под контролем религиозного мировоззрения. После исчерпания этого источника развития общество вновь перешло к самоавансированию уже в условиях капитализма, приступив к производству трудовых отношений в рамках системы обмена товаров. Пролетариат авансирует производство своим рабочим временем и тем самым производит трудовые отношения. Понимание этого обстоятельства проявляется в забастовках. Капитализм может существовать только благодаря постоянному воспроизводству пролетариата, который вынужден быть носителем энтузиазма и неизбежно производить пролетарское мировоззрение, несущее в себе семена гибели капитализма.
Таким образом, на антагонистическом этапе общества производство трудовых отношений авансировалось вначале за счет поглощения первобытных общин, затем путем преобразования их и, наконец, при капитализме в условиях полностью распавшихся общин осуществлялось принудительное самоавансирование пролетариатом.
При коммунистическом строе на первый план вышло авансирование развития трудовых отношений. В начале в качестве аванса использовалось преобразование созданных эксплуататорским строем производительных сил и пролетарского способа производства трудовых отношений под контролем пролетарского мировоззрения. Затем, уже на стадии социализма, это авансирование происходило уже на основе адаптации способа производства трудовых отношений эксплуататорского строя к социалистическому мировоззрению, последовательно, способа производства трудовых отношений рабовладельческого, феодального и, в текущий момент, капиталистического способа. После завершения последнего приспосабливать станет нечего и для сохранения самого себя коммунистический строй будет вынужден перейти к самоавансированию - к сознательному развитию трудовых отношений энтузиастами.
До сих пор неосознанное развитие трудовых отношений заключалось в приспосабливании ранее существовавшего способа производства трудовых отношений к бюрократической системе диктатуры пролетариата. Следовательно, переход к сознательному развитию трудовых отношений энтузиастами позволяет оттеснить бюрократию на второй план в связи с ее неспособностью участвовать в развитии, другими словами, поскольку отпадет необходимость приспосабливать трудовые отношения к диктатуре пролетариата, постольку потеряет свое былое значение государство.
Переход коммунистического строя к самоавансированию вместе с тем есть скачок его на этап коммунизма. Точно также как самоавансирование при капитализме требует свободы обмена товаров, так и самоавансированию при коммунизме потребуется свобода обмена информацией, свобода познания. Возникшее мировоззрение развития будет, во - первых, необходимым условием деятельности энтузиастов и, во-вторых, достаточным условием для скачка к мировоззренческой форме движения материи (ноосфере), более высокой, чем социальная форма движения материи (социосфера).
ПРОЕКТ НООСФЕРА