Общественно-экономическая формация

Sep 22, 2020 14:58



Ключ к историческому процессу-4.
    Мы помним, как одно и то же химическое вещество Н2О принимает различные формы, или агрегатные состояния - лед, вода, пар - в зависимости от количества в нем теплоты.
    Точно так же единый процесс развития человеческого общества в зависимости от уровня нарощенных социумом производительных сил проходит ряд ступеней, именуемых общественно-экономическими формациями - ОЭФ. Длительность которых может достигать тысячелетий.
    Эта абстракция в рафинированном, очищенном, виде обозначает любое конкретное общество на таком продолжительном этапе его исторического развития, когда при изменении его энергетики, или производительных сил, неизменными остаются два главных социально-экономических параметра. А именно - господствующий способ производства и присущие ему классы.
    Истории известны три таких ОЭФ: рабовладельческая, феодальная и капиталистическая, или буржуазная. В каждой из них преобладает одноименный способ производства и легко узнаваемая структура общества: рабы и рабовладельцы, феодалы и их вассалы (крестьяне), капиталисты и работники.
    Больше ничего за таким экзотическим названием как общественно-экономическая формация не кроется. Нетрудно заметить, что характер соединения рабочей силы со средствами производства задает и сам способ производства, и деление социума на классы.
    А что, если бросить в горячую воду кусочек льда?
    А что, если в формации нарушить гармонию ее составляющих? Например, классов. И такие попытки в истории случались.
    В период расцвета Римского государства, за полвека до Спартака, в 137 году до н.э. на острове Сицилия успешно восстали рабы. Их было около 200 тысяч, и решили они жить без рабовладельцев. Создали свое государство, избрали себе царем сирийца по имени Эвн и стали жить-поживать, отхватив пол-Сицилии.


Они были сплочены, достаточно вооружены, имели талантливого полководца в лице грека Ахея. Но вдыхать свободу полной грудью им удалось всего лишь пять лет, после чего их государство рухнуло. Коренная причина крушения: их горячее желание обойтись без рабовладельцев. И если бы восставшие рабы, в конце концов, не были побиты Римом, то неизбежно сами бы «воспитали» своих угнетателей в своем здоровом рабском коллективе.

Гуситские войны прокатились по Европе на пике ее феодализма. За 60 лет до открытия Америки. И восставшие чехи решили навсегда покончить со своими феодалами-эксплуататорами. "Начался мировой переворот, который должен закончиться победой добрых людей над злыми", - считали гуситы. За 14 лет взбунтовавшаяся Чехия отразила пять папских крестовых походов, потом вышла из берегов и "пощекотала" Силезию, Баварию, Австрию, Венгрию, Саксонию, Словакию и Тевтонский орден в Польше. И в результате - тот же крах. По той же причине. Ну что это за феодальная формация без феодалов? Что это за политика, если она дает выход народному гневу, а не развитию системы?
    У формации ее компоненты: уровень развития производительных сил, способ производства и деление на классы, жестко связаны между собой. И всё чуждое для данной формации отторгается как инородное тело. Как заноза в пальце.
    Но вот одновременно с упомянутыми сицилийскими событиями, на другом конце земли, народным восстанием, с участием рабов, взрывается свежеиспеченная, первая Китайская империя. Семилетняя гражданская война приводит к смене династий. И новый, народный император Лю Бан первым делом бросает все силы на восстановление разрушенных войной ирригационных систем, обеспечивающих водой поля китайских крестьян. При этом он на время дает людям труда послабление от налогового и административного гнета и даже дарит вольную части государственных рабов. Его династия Хань просуществовала 230 лет. Да и сам он до конца спокойно просидел на троне, хотя никогда не принадлежал к китайской элите. До восстания он был всего лишь старостой в затрапезной провинциальной деревушке.
    А все потому, что его политика легла в колею экономической потребности страны, была в рамках формации.
    Один из законов диалектики гласит - развитие идет по спирали, повторяясь на более высоком уровне. В истории каждая новая ОЭФ "отбрасывает" прежнее деление на классы, учреждая своё. Что каждый раз поднимает общество на более производительную и человечную ступень.
    Но параллельно со спирально идущим развитием спирально повторяются и ошибки. Попытка сицилийских рабов жить без рабовладельцев сменилась пробой гуситов жить без феодалов. И вот совсем недавно, каких-то 100 лет назад, попытку обойтись без капиталистов на ранней стадии капитализма предприняли в Российской империи. Пришедшие в 1917 г к власти большевики объявили всю буржуазию, от крупной до мелкой, преступным элементом. Часть расстреляли, часть сослали в суровую Сибирь. Как паразитов. Но экономике было как-то все равно, что себе думали ленинцы. Она неумолимо требовала развития. И пришлось большевистской власти, после некоторых колебаний, серьезно заняться индустриализацией и электрификацией страны, подготовкой кадров для промышленности и созданием современной армии. Власть быстро ликвидировала неграмотность. Да не свою, а населения. Но как правящей элите, ей полагалось бы знать, что от своего первого прикосновения к экономике, она вынуждено стала исполнять роль капиталистов, ею уничтоженных. И чем больше она вовлекалась в экономику, тем больше превращалась в капиталиста совокупного. А вся система хозяйствования СССР - в государственный капитализм.
    Но через несколько десятилетий способ производства, стреноженный властью, стал топтаться на месте, приведя страну к застою. А затем, 1991 г, смёл тормозящее руководство и ввел столь необходимое для развития частное предпринимательство. С его конкуренцией и личной заинтересованностью - двигателями прогресса.
    Как видим - с законами истории шутки плохи.
    "Биография" любой формации схематично выглядит так:


Архитектура ОЭФ такова: ее фундаментом являются производительные силы. Из них вытекает и строение общества - деление на два класса. Эти два фактора, в свою очередь, образуют основу для политической и интеллектуальной надстройки. К рассмотрению чего в динамике мы переходим в последующих статьях.

Материалы по теории исторического процесса с периодичностью раз в 7-10 дней размещаются на сайте «Марксизм. Форум. АИП» и на поле «Нового рабочего».

Бобер, Пчёлка.

исторический материализм

Previous post Next post
Up