Как советские генералы современную войну представляли?

Nov 29, 2023 22:45


Скатертью, скатертью хлорциан стелется

И забирается под противогаз.

Каждому, каждому в лучшее верится,

И напрасно верится: он хороший газ.

Народное

Мы с тов. Корвином1958 немного не сошлись во мнениях на тему Смешинки о Бахмуте. Я говорил, что бронетехника в условиях Бахмута была малополезна, в связи с чем ее и не применяли особо, а тов. Корвин, как видный гуманист, сетовал на то, что добрых людей бросают как пушечное мясо без поддержки каждого танком хотя бы, причем не каким-то старьем, а новейшим и крутейшим, которых не заготовили бездарные россиянские коррупционеры в нужном количестве, чтоб «малой кровью, могучим ударом»...

Я не военный эксперт и даже не скажу, что военное дело меня крайне интересует. Но дед мой был полковником, ветераном ВОВ и Войны с Японией, в доме были книги про войну, да и в советское время эфир был очень милитаризован: раз в неделю хотя бы я смотрел кино про войну - вон мой сын смотрит про зомби, про Влада А4, про Картун Кэта, про Соника, про Царевен, но не про войну, да мы и не поощряли бы такого интереса в современных условиях.

Потом я читал книжки: Бондарева, Симонова, Быкова, Казакевича и т.д. Позже мемуары Жукова, Гудериана (деду вручили на курсах «Выстрел» в 1957, это была редкость в СССР), Меллентина, Василевского, Яковлева, потом публицистику Суворова, Солонина, Соколова, перешел на Исаева, читал Мельтюхова, Гальдера, Вельца и т.д. Естественно, читал публикации о Чечне. Афганистане и прочих событиях. Уже позже дошли руки до войн досоветских, а то только они и были перед глазами. Прочитал первый том «О войне» Клаузевица и просмотрел сборник Свечина.



В свое время я у Всеволода Овчинникова прочитал об отношении английских аристократов к занятиям, которое я сам всегда исповедовал, просто не знал, что я аристократ)) - тов. Лакониум стал кликать меня «Графом», а в институте меня одна пожилая преподша именовала «Князем», но не Мышкиным, ибо считала, что меня зовут Даниил)):

«Заниматься своим делом не ради денег или карьеры, а, так сказать, из любви к искусству, для собственного удовольствия - вот в представлении англичан кредо истинного джентльмена. Отсюда же произрастает его глубоко укоренявшееся недоверие к профессионалам, врожденная привычка смотреть на советников и экспертов, как средневековые рыцари взирали на алхимиков, то есть как на обладателей таинственных знаний, готовых служить не то богу, не то сатане.»

Извозчик довезет, как известно)).

Так вот, я не претендую, что представляю историю военной мысли на уровне эксперта, но мне видится, на основании знакомства с нижеуказанным трудом советского генерала армии и некоторых других публикаций, что советские генералы (и их западные противники тоже) видели боевые действия так:

Стратегическое термоядерное оружие наносит удары по крупнейшим деловым и промышленным регионам противника, оперативно-тактические и тактические ядерные ракеты атакуют аэродромы, заводы и объекты помельче, одновременно ведется борьба с его ракетами и самолетами.

Армады танков, бронемашин, бронетранспортеров устремляются в глубокие рейды в тыл противника, где население охвачено паникой, а управление парализовано теми самыми ракетно-ядерными ударами. Эти армады несут с собой многомиллионные армии мотопехоты с автоматами, сокрушающие всё перед собой на 100-300 километров в день. Они несут потери, но и противник несет потери, как от обычного оружия, так и от тактического ядерного, которое наши воины активно применяют, наткнувшись на оборону посерьезней. Просто разворачивают пару ракетных комплексов и хреначат пяток ракет в 1-2-5 килотонн в район сосредоточения и ж\д узлов, например.

Что такое одна килотонна? Это боеголовка в 1000 тонн тротила. Для сравнения - 1 «Калибр» несет не более 450 кг тротила, 0.45 тонны. А тут сразу в 2200 раз больше. Как бы 2200 Калибров прилетают в Авдеевку. И не один раз, а 10, допустим. 2000 «Калибров» на пятачке в 10 кв. км в течение 10 минут, представьте.

А наши воины в костюмах химзащиты устремляются вперед, уничтожая обгорелого, облученного и зараженного противника всеми подручными средствами.



Отсюда: https://war-book.ru/osnovnoj-tank-t-80/#blueprints-35

Не верите? Думаете, это я такой кровожадный, некрофил и упырь? Да нет, ребята, это описания Сергея Матвеевича Штеменко в 1968 году, всего за 18 лет до Рейкьявика, не секретные, 200 тыс. экземпляров, ДОСААФ, книжка для юношества:

«В настоящее время война, если ее удастся развязать империалистам, будет коренным образом отличаться от прежних войн. Главным средством поражения будет ядерное оружие, а средством доставки его к цели станут ракеты. Наряду с ним будут широко применяться обычные средства борьбы.

В орбиту такой войны втянутся многие страны мира, она может распространиться на все континенты, приобретет крайне истребительный характер и потребует многомиллионных армий...

Боевые действия пехоты на сухопутном театре в конечном счете решали исход большинства прошлых войн. Преимущества пехоты заключались в том, что она была способна вести бой на любой местности, в любое время суток, года и независимо от погоды. Немаловажное значение имело и то, что на обучение пехотинца затрачивалось мало времени...

Полная моторизация пехоты как никогда повысила ее подвижность, маневренность и придала ей новые боевые качества. Пехота теперь за сутки может совершать марш на расстояние не в 30 - 50 километров, как это было раньше, а в несколько сот километров...

Вторая не менее важная особенность мотострелковых войск заключается в том, что они в своем составе имеют ныне собственные танки...

Третьим отличием мотострелковых войск является наличие в их составе собственных ракетных подразделений, применяющих ядерные заряды. За счет этого мощь мотострелковых дивизий, являющихся основным соединением этого рода войск, неизмеримо возросла.

Наконец, резко увеличилась огневая мощь обычных видов оружия мотострелковых войск. Все бойцы вооружены автоматами. Кроме того, имеются ротные пулеметы...»//http://militera.lib.ru/science/shtemenko/03.html

Тов.Корвин думал, что БМП изобрели, чтоб бойцы не погибли, чтобы вообще погибло пять человек и наши победили. Почему же наши БМП весят 14 тонн, а шведские около 50? Потому что никто не парится насчет потери лишней тыщи бойцов! Тов. Штеменко пояснил, что пехотинца обучают быстро и их миллионы.

Был еще такой генерал Матвей Бурлаков, он командовал ЗГВ, его обвиняли в хищениях и все такое. Но однажды он решил пооткровенничать, мол, не могу молчать. И вот что он поведал о советской военной доктрине:

«- В СССР существовала концепция упреждающего удара. Мы были готовы при росте напряженности начать первыми? - Конечно. А что, ждать, когда они нас ударят?

- Шло к этому дело? - Пик холодной войны был в начале 1980-х. Оставалось дать сигнал - и все бы ринулось. Все боеготово, снаряды в танках, осталось в ствол засунуть - и вперед. Все бы сожгли, все бы разрушили там у них. Военные объекты я имею в виду - не города. Я часто встречался с председателем военного комитета НАТО Клаусом Науманном. Он меня как-то спрашивает: «Я видел планы армии ГДР, которые вы утверждали. Почему вы не начали наступление?» Мы пытались эти планы собрать, но кто-то утаил, снял копии. И Науманн согласился с нашим расчетом, что мы должны быть на Ла-Манше в течение недели. Я говорю: «Мы же не агрессоры, зачем мы пойдем на вас? Мы всегда ждали, что вы первые начнете». Так объясняли им. Мы же не можем сказать, что мы первые должны были начать.

- Так к войне в начале 1980-х готовились? - Не просто готовились, а были готовы! Маршал Огарков создавал четыре стратегических направления для руководства наступательной войной. Западное было в польской Легнице, а потом в Смоленске, юго-западное - в Кишиневе, в Баку было южное, в Улан-Удэ - дальневосточное, китайское. Венгрия (Южная группировка) входила в одно направление с Киевским и Одесским округами. Мы должны были громить юг Европы, в том числе Италию. В Генштабе есть эти планы. Эти образцы когда-то могут понадобиться, там все продумано, хотя надо уточнять.

- Применение ядерного оружия планировалось? - Конечно.

- Мы бы первыми ударили? - Конечно.»//https://bey.livejournal.com/78420.html (КоммерантЪ-Власть, 28.03.2005)

Кстати, от Лейпцига до Кале 735 км по трассе - неделя дает нам средних 105 км в день темпа продвижения, как и учил С.М. Штеменко.

_______________________

Война без ядерки в городах выглядит иначе. И это описано, скажем, в мемуарах Гельмута Вельца про Сталинград, тот же самый Бахмут:

«Мы уже предприняли немало попыток штурма. Часто сталкивались лицом к лицу с противником. Знаем, что это такое - полчаса ближнего боя. Но ближний бой, рукопашная схватка день за днем, месяц за месяцем - вот что такое Сталинград! Уже многие недели бьемся мы здесь, чтобы захватить несколько метров, отделяющих нас от Волги. Что значит этот жалкий кошачий прыжок в сравнении с теми пространствами, которые мы оставили позади в ходе наступления! Так в чем же дело? Что случилось с нашей армией?..

От всего «легиона», насчитывавшего пять тысяч человек, остался всего один батальон. В нем 300 человек, он занимает позицию у северной части территории завода...

Цех №4 - здание длиной свыше ста метров, передняя часть шириной метров сорок, дальше - метров восемьдесят. Это сердцевина всего завода, над которым возвышаются высокие трубы. Наполовину открытые ворота цеха напоминают зловещую пасть. Внутри ничего не видно.

Тихо поясняю на местности план наступления. Но временами мне приходится кричать, чтобы голос мой был слышен среди скрежета металла и свиста осколков. Говорю о шести мартенах, стоящих в цехе. Они уходят глубоко в землю. В глубину, на 40-50 метров вниз, ведут лестницы. Они заканчиваются в бетонированных помещениях, где раньше были склады и столовые. Возможно, оттуда имеется подземный ход к Волге. Вероятно, таким образом на территорию завода незаметно для нас подбрасывают подкрепления, доставляют продовольствие, боеприпасы и технику. Обращаюсь к фельдфебелю Фетцеру, прижавшемуся рядом со мной к стене:

- Взорвете вон тот угол цеха, справа! Возьмете 150 килограммов взрывчатки. Взвод должен подойти сегодня ночью, а утром взрыв послужит сигналом для начала атаки...

Авиация целыми неделями бомбила этот завод. Эскадры бомбардировщиков, пикирующих и обычных, сменяли друг друга. Гаубицы, пушки и мортиры переворачивали все вверх дном. Здесь не осталось ни единого целого места. Над черными воронками вдоль и поперек балки и штанги. Солдат, которому приказано продвигаться здесь, должен все время смотреть себе под ноги, иначе он, запутавшись в этом хаосе металла, повиснет между небом и землей, как рыба на крючке. Глубокие воронки и преграды заставляют солдат двигаться гуськом, по очереди балансировать на одной и той же балке. А русские пулеметчики уже пристреляли эти точки. Здесь концентрируется огонь их автоматчиков с чердака и из подвалов. За каждым выступом стены вторгнувшихся солдат поджидает красноармеец и с точным расчетом бросает гранаты. Оборона хорошо подготовлена. Бой за цех только начинается, а чем кончится?

Фетцер залег метрах в пятидесяти от меня. Убийственный косоприцельный пулеметный огонь прижал к земле его группу. Наши автоматчики берут под огонь эту огневую точку. Они выстреливают свои обоймы с такой быстротой, словно хотят сразу израсходовать весь боекомплект. Группа рывками продвигается вперед. Гулко перекатывается эхо разрывов - это бьют пехотные орудия. Все сильнее грохот подрывных зарядов. Стены цеха рушатся...

Три часа боя, а продвинулись всего на семьдесят метров!..

Если атаковать цех №4 мелкими штурмовыми группами, не хватает сил преодолеть все заграждения, прорваться в глубину и окончательно смять всю умно построенную оборону. Если же атаковать более крупными силами, они не могут развернуться на узком пространстве цеха и представляют собой просто более удобную цель, их уничтожают по частям.

Получаю донесение от врача. Через его руки прошло 110 раненых. В том числе 60 только из 'моего батальона и группы Шпренгера - это 50 процентов всех участвовавших в атаке. У многих такие ранения, что до дивизионного медпункта их не довезти. У хорватов убито 30 человек, 50 лежат на перевязочном пункте и ждут эвакуации. Сам врач находится на старом месте.

Быстро прикидываю в уме. Батальон начал наступление, имея 90 человек. Примерно половина ранена, 15-20 человек убито. Это значит: батальона больше нет! Пополнения мне не дадут.»//http://militera.lib.ru/memo/german/weltz/03.html

А толку было бы от танка Т-3 или Т-4, если бы он и подъехал? Когда им надо подойти к подземным ходам, и не удается пройти эту сотню метров по руинам? Действия легкой артиллерии (типа БМПшной) описаны у Симонова в «Днях и ночах»:

«Когда он поднялся, то увидел, что Масленников и бойцы уже устроились в окне и ведут оттуда огонь. Через несколько минут около обломка стены стали рваться немецкие снаряды. Масленников продолжал стрелять. Потом стена окуталась дымом и пылью. Когда дым рассеялся, Сабуров увидел, что все трое по-прежнему стреляют, но ниже их в стене немецким снарядом пробито сквозное отверстие. Еще один снаряд разорвался выше, и Сабуров увидел, как один из пулеметчиков, раскинув руки, словно ныряя, но только спиной, упал с выступа третьего этажа вниз, на камни. Если даже он был только ранен, то все равно, наверно, разбился насмерть.

Сабуров видел, как Масленников лег плашмя на выступ, сложил руки в трубку и что-то крикнул вниз один раз и еще раз, потом повернулся к пулемету и опять начал стрелять. Хотя немцы, заметив Масленникова, били в него с близкого расстояния, но попасть в амбразуру окна им пока не удавалось.

Еще один снаряд пробил стену ниже Масленникова. Второй номер оторвался от пулемета, покачнулся, чуть не упал вниз и, сбалансировав, остался сидеть на краю уступа. Масленников оставил пулемет, подтянулся к раненому и положил его плашмя вдоль стены, так, чтобы тот не упал. Несколько секунд он оставался так, нагнувшись над раненым, и опять вернулся к пулемету. Теперь он стрелял один.»//http://militera.lib.ru/prose/russian/simonov4/02.html

У нас тов. Лакониум верит, что скоро роботы начнут воевать. Что-то сомнительно. Легкий разведывательный БПЛА «Орлан-10», который дешевле многих БПЛА, стоит все же около 100 тысяч долларов, то есть 9 миллионов рублей. А зэки Пригожина получали 200 тыщ, и то не факт, что сразу, и 5 млн получала семья черным налом в случае смерти.

При этом робот, функциональный на уровне такого зэка, будет стоить хотя бы 50 млн рублей, и сколько их можно наклепать? А попадание в него крупного осколка, пули КПВТ или тем более снаряда БМП в 30-мм гарантированно сделает из него груду металлолома.

Люди дешевле.

image Click to view


Великая Отечественная война, Роман Дорн, армия, Пригожин, спецоперация, война

Previous post Next post
Up