Летом 2020-го, проезжая на машине маршрутом Москва - Чёрное море, тщательно записывал подряд названия каждой пересекаемой речки. И вот какая странная-престранная закономерность вырисовалась: • Рассошка, • Шиверонь, • Битюг, • Сосна
<...> и далее, через примерно 400 километров, опять, в той же последовательности, практически подряд: • Россошь, • Северский Донец [Spoiler (click to open)](вероятно, переиначенный с "Шиверский", а племя "Северян", скорее, уже от гидронима - См. шивера: https://anti-fasmer.livejournal.com/293431.html), • Бейсуг, • Сосыка.
Вопрос: КТО и КОГДА присвоил почти идентичные названия, В ОДИНАКОВОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, с разрывом примерно в 400 километров?
В этой связи очень интересна справка, подготовленная Отделением геолого-географических наук АН СССР от 13 сентября 1949 года за №23/541 в ответ на запрос ВС РСФСР касательно переименований, производившихся в тот момент на другой территории, на Карельском перешейке. Как следует из справки, производилась замена 4421 карельских названий на русские. Согласно произведенному анализу, оказалось слишком много новых одинаковых названий (напр., по одному Выборгскому району получилось 25 поселков "Лесной" и "Лесное"). Настоятельно рекомендовалось "резко сократить количество одноименных названий" на близком расстоянии друг от друга, поскольку иначе "создаются большие неудобства при пользовании картой и при ориентировке на местности".
По прочтении возникла мысль: не решали ли в незапамятные времена ЭТУ ЖЕ ЗАДАЧУ те, кто присвоил названия географическим объектам планеты Земля: задачу максимально избежать повторений (и, как результат, путаницы) на слишком близких расстояниях ?
Чуть поодаль - пожалуйста, повторение не критично: • Река Кубань на Северном Кавказе - река Кубанго на юге Африки - ок. • Река Омь в Сибири - река Омо в Африке - ок, особой путаницы не привносит. • Река Ганг в Индии, река Конго в Африке - ок, ведь не совсем же рядом!
Чередование практически одних и тех же названий рек на пути от Москвы до Чёрного моря, с должным разрывом - очень вероятно, оказалось произведено по этой же логике.
З.Ы. Были ли это какие-то Правители планеты Земля, или наши Создатели - будь то "земные", "полубоги" от смешения с "внеземными", или сами "внеземные" - уже другой вопрос. В версии с простыми "переселениями" и "перенесениями" одних и тех же названий - при этом "вразнобой" и по всему Земному шару - верится всё меньше.
Интересная версия также предложена Анной Истоминой в работе ПРАЯЗЫК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. КЛЮЧИ К ТАЙНЕ - о том, что, вероятно, имелся единый праязык, ныне распавшийся, - и в нем изначально было очень много синонимов (в том числе для обозначения рек); наиболее близким к нему видится санскрит, с его десятками синонимов для слов "вода", "огонь" и др.: https://new-etymology.livejournal.com/25047.html
Важно понимать, что речные сети по всему Земному шару до строительства железных дорог и автострад (т.е., собственно, до 19-20 века) являлись основными транспортными коридорами, дорожной сетью прошлого для перемещения товаров и передвижения в принципе. Соответственно, и их названия должны были позволять чётко ориентироваться двигавшимся по ним на сверх далёкие расстояния купцам, перевозчикам почты и т.д.
Также нужно понимать, что многие водные пути, особенно на севере, да и в центральной полосе во времена Малого ледникового периода, замерзая осенью, на долгие месяцы становились "зимниками", идеальными дорогами для санных перевозок. Кое-где в Сибири и до сих пор зимой грузовики идут по замерзшим рекам.
"...В течение трех дней мы ехали по замерзшей реке; на ней же мы ночевали две ночи." Амброджио Контарини, о части пути из Москвы в Литву в январе-феврале 1477 года
"...зимой приходится запасать продовольствие на лето: ввиду больших снегов люди делают себе сани, которые легко тащит одна лошадь, перевозя таким образом любые грузы. Летом же - ужасная грязь из-за таяния снегов, и к тому же крайне трудно ездить по громадным лесам, где невозможно проложить хорошие дороги."
"...В конце октября [Москва-]река, протекающая через город, вся замерзает; на ней строят лавки для разных товаров, и там происходят все базары, а в городе тогда почти ничего не продается. Так делается потому, что место это считается менее холодным, чем всякое другое: оно окружено городом со стороны обоих берегов и защищено от ветра. Ежедневно на льду реки находится громадное количество зерна, говядины, свинины, дров, сена и всяких других необходимых товаров. В течение всей зимы эти товары не иссякают." https://drevlit.ru/texts/k/kontarini2.php
Стоит также отметить, что та же самая логика наблюдается и с использованием синонимов, с завидным постоянством и повторением одних и тех же фонетических корней, по всей планете - в каком-то "беспорядочном" разбросе, по логике какой-то непонятной матрицы !