В 2014 года многие москвичи и не только решили провести свой отпуск в Барселоне!
Кто был, расскажите, как вам? Что понравилось, что нет?
Из того, что запомнилось мне - в первой же бургерной посоветовали держать рюкзаки на руках, а то украдут. И еще, город создан для пеших прогулок, прям можно гулять без всяких путеводителей.
Я не очень люблю писать, поэтому фотографии сопроводил фрагментами очень хорошей
статьи из журнала Geo, спасибо Анастасия Денисова. Она очень хорошо описывает атмосферу, которую я ощущул.
1. Четыре года назад все умирали по винтажу и барочному нагромождению деталей, а сейчас все излишества как ветром сдуло».
Четыре года назад Европу, а вместе с ней и Испанию накрыл мировой экономический кризис. С тех пор страна бьет печальный рекорд за рекордом - второе место в ЕС по количеству безработных, сразу после разорившейся Греции. Причем среди молодежи без работы сидят больше половины. Целые семьи живут на одну пенсию своих дедушек и бабушек. Не здесь ли кроется причина этой новой «сдержанности»?
2. Большие музеи, галереи и арт-площадки, что благополучны сегодня, были рождены в предыдущие десятилетия, «золотой век» благоволения властей культуре. Взять, например, дизайн и современное искусство. Пока не достроен новый Центр дизайна Барселоны, средоточием остается Музей современного искусства (MACBA). Аскетичные стены, массивные пролеты лестниц - характер нордический, вполне в русле модных тенденций. Экспозиции - коллажные, размышляющие о месте человека в городском пространстве. В одной из комнат и вовсе велено снимать туфли и прыгать босиком, пиная резиновый мяч в видеопроекции. Выставок мало, стен - много. В результате главное, что рождается из сильных, но малочисленных выставок музея - это воздух и свет. Тот самый великий Барселонский Cвет, который сияет в глазах у каждого второго фотографа. И, конечно, дух бунтарства.
3. Этот ветер ворвался в город с Олимпиадой 1992 года. Как объясняет Худит Каррера из Центра современной культуры Барселоны (CCCB, другого музея по соседству с MACBA), это был невиданный для тех времен прорыв - власти решили сделать ставку на демократию, открытость и дизайн. «Весь протест и жажда высказаться, зревшие во времена Франко, нашли выражение в 1980-1990 годы». Тогда открылось огромное количество музеев и арт-объектов - «Аудиториум», MACBA, CCCB. «Это были дети новой демократии», - говорит Каррера.
4. Но сегодня восторг тех лет сменяется разочарованием. «В последнее время нас все больше критикуют молодые барселонцы. Им кажется, что город превращается в мираж. Cлава астрономических арт-площадок, созданных в 1990-е, осталась в том времени. У молодого поколения нет денег на жилье в центре, цены на коммунальные услуги чудовищны, социальное обеспечение на нуле. «С началом кризиса власти первым делом урезали дотации на культуру и образование. Сейчас мэрия одержима идеей об «умном» городе, флагмане технологий. Нам обещают солнечные батареи, электрические автомобили и эко-архитектуру. Но кому все это надо, если 35-летние ютятся на топчанах в квартирах матерей? Кто купит электрокар, если все, на что хватает содержимого копилки, - это старенький велосипед?» - говорит Каррера.
5. Барселона живет невозможной мечтой - быть столицей, не имея страны. Она не желает быть столицей Испании - это страна ее не достойна. Но другой страны у нее нет, а корону примерить хочется. Это шизофреническое мышление, но именно оно держит креативный класс Барселоны на плаву.
6. Кто вы, поколение младое и престижное? Мешковатые платья, мятые костюмы, сапоги агротехника, массивные украшения-цепи, спутанные волосы... Креативная Барселона не пускает пыль в глаза. Больше того, она словно застегивается на одну пуговицу больше, когда приближаешься к ней слишком близко.
7. Казалось бы, почти Франция, почти «Парижская весна», молодежные движения с романтикой протестной культуры... Но и тут у Барселоны свой путь. Есть в здешнем культурном пространстве один фактор, который статистика учесть не может, - невероятная живучесть барселонского креативного класса и его привычка благополучно жить. За минувшие «жирные» десятилетия творческие барселонцы осознали себя средним классом и отступать в подполье не хотят. Все более ощутимыми шагами творческое и возвышенное Каталонии стало проникать в сферы земные - и ничуть того не смущаться. Вплетение арта и дизайна в бизнес происходит повсеместно - даже среди консервативных компаний.
8. «Барселона - легкий город для жизни. Почему здесь столько креативности? Не знаю. Барселона всегда была центром дизайна. Если в Нью-Йорке каждый второй - юрист, то тут кого ни возьми - дизайнер».
9. Вот она, квинтэссенция барселонского дизайна. Зачем арт, не приносящий успеха, и зачем успех, не основанный на арте?
10. Барселона выглядит старой. Над проспектами кренятся фасады всех оттенков кофейной пенки - от молочного до миндального. Коридоры Готического квартала, Раваля и Борна пахнут влагой и камнем. Тротуары шершавы и волнисты, часто - изгибисто разбиты. Но люди не отделяются от города. Одетые в мягкий хлопок и лен, барселонки подметают длинными юбками пыль площадей, а мужчины запросто садятся прямо на кромку проезжей части - перекинуться словом за жизнь, заказать бурбон в соседнем баре.
11. Отсюда, с тротуара, заметнее становится еще один слой барселонской арт-панорамы - стрит-арт. Как осторожный плющ, опутывающее Барселону уличное искусство начинается с нижних постаментов, электрических щитков и постепенно прорастает ввысь по фасадам. Не боящийся испачкать штаны о тротуар ирландец Джастин Донлон живет в Барселоне уже девять лет и с недавних пор взял на себя роль летописца барселонского стрит-арта. Он не чурается темных переулков - ведь именно в них кроются самые эффектные работы.
12. Проходя мимо Рамблы, туристической аорты города, Джастин чуть заметно кривится и шепчет: «Порой мне хочется подбежать и сказать туристам: если хотите узнать, чем живет настоящая Барселона, - закрывайте свои дурацкие путеводители и идите смотреть стрит-арт».
13.
14.
15.
16. Любимые темы барселонского стрит-арта - свобода выражения, независимость Каталонии от Испании, вегетарианство, бедность и любовь. Шуму наделал недавно малоизвестный застенчивый художник, наводнивший город рисованными сердцами, порой анатомически очень точными. Он пел про любовь, а власти увидели вандализм и обязали беднягу уплатить штраф.
17.
18. Перед наступлением сумерек дивный Барселонский Свет, как пучок прожекторов, высвечивает ранее незаметные граффити на углах улиц, фактурные мозаики на фасадах, связки бренчащих браслетов на запястьях. Кароль (барселонский блогер) садится за столик в любимом ресторане и спешно заносит наметки в блокнот - предзакатный час всегда дает много идей для будущих публикаций. Блокнот - шведский, ресторан - французский, свет - барселонский.
19. А все вместе - каталонский дух.
Понравилось? расскажите друзьям, комментируйте и
давайте дружить! Записи по теме:
Погружение в Берлин
Павел Немчинов - Рейкьявик меньше всего похож на Москву