В прошлую субботу (23 июня) мы побывали в городе Пршибрам (Příbram). Это примерно 55 км на юго-запад от Праги. Вот только не нравится мне, как его пишут по-русски: «Пршибрам». Неправильно это! Во-первых, чешское «ř» - это не «рш», а скорее соответствует русскому мягкому «рь». Во-вторых, Příbram - это «она». Выглядит непохоже только потому, что в чешском языке нет возможности смягчить «м» на конце слова (и еще «л» и «в»). В общем, по-русски это должно выглядеть так: «Прибрамь» - и все тут! Кстати, аналогичным образом к женскому роду относятся города Плзень, Телч, Коуржим, Часлав, Млада Болеслав (и Стара с ней заодно). «Телчь», «Куримь», «Чаславь», «Болеславь»... В такой форме сразу какая-то логика становится видна. Ну, типа как наша «Рязань». Впрочем, это я уже придираюсь. :)
Прибрамь встретила нас жутким грохотом: прямо через центральную площадь ехала огромная толпа людей на старых мотоциклах. Их было реально МНОГО: десятки. Кто они такие и куда ехали, осталось покрыто тайной:
Город Прибрамь известен с XIII века, он был во владении Пражского епископства (а позднее и архиепископства). Правители Прибрами размещались в замке-крепости, построенной в XIV веке, она носит гордое латинское имя «Эрнестинум» - наверняка в честь первого пражского архиепископа Арношта из Пардубиц, который жил во времена - догадайтесь с трех раз! - правильно, Карла IV. Сейчас в этом здании находится городской культурный центр. К сожалению, аккурат когда мы там бродили, объект был буквально оккупирован свадьбами. В общем, ни рассмотреть, ни сфотографировать как следует не удалось. А жаль. Там, говорят, какой-то удивительный готический эркер сохранился.
Эрнестинум:
Старая часть Прибрами выглядит вполне симпатично, но еще лучше будет, когда завершится «ревитализация» исторического центра. А пока процесс идет полным ходом.
Центральная площадь (имени Томаша Г. Масарика) в процессе ревитализации:
А это уже ревитализованная ее часть:
Доминантой площади и всей центральной части города является костел святого Якуба (XIII век, самый старый архитектурный памятник города). Конечно, с тех пор его неоднократно перестраивали в барочном, неоготическом и еще бог знает в каком стиле. В 1869 году главную башню дополнили четырьмя маленькими башенками, чтобы было похоже на Тынский храм в Праге. И вот что в итоге получилось:
В костеле обнаружился стенд, рассказывающий о летних лагерях, которые каждый год организуются для детей из этого прихода. Даже завидно стало: каждый лагерь - на определенную тему. В 2008 - пираты, в 2009 - старые чешские легенды, 2010 - О ужас! - Гарри Поттер (!!!) 2011 - доисторические времена, а в этом году планируется что-то про индейцев: «Гайавата». Оказывается, Гарри Поттера считают сатанинской книжкой только наши непримиримые православные товарищи, а католики вполне успешно привлекают его на свою сторону. Ах.
Ну, а это просто улочки и домики. Обычный старый чешский город:
Что же в Прибрами такого особенно контрастного? Разберемся.
1) Ангелы
Ангелы живут над городом, на горе. Гора, понятно, Святая.
На гору из города ведет крытая лестница, по которой мы с некоторым изумлением поднялись.
Вход на лестницу с городской улицы:
Похоже, это только мы были такими ретивыми - лестница удивляла безлюдьем:
Потом оказалось, что остальные посетители спокойненько въезжали на гору на машинах с другой стороны, но нас это не сильно огорчило. :)
А вот так лестница выглядит снаружи:
Святая гора - это очень известное не только в Чехии, но и в остальном католическом мире место паломничества - мы и польскую речь там слышали, и украинцев (явно западных) в вышиванках видели - их, кажется, целый автобус был. Сооружение представляет собой изначально готический (но, естественно, перестроенный) костел Девы Марии, окруженный клуатром (это такой квадратный забор с галереями, обращенными внутрь), по углам - 4 часовни, и все это очень пышно и очень барочно расписано фресками XVII века.
Главной целью паломничества является деревянная скульптура Богоматери с Младенцем, собственноручно вырезанная, по преданию, тем самым архиепископом Арноштом в XIV веке. Богоматерь стоит в специальном футляре в открытой часовне, примыкающей к храму, а фрески клуатра рассказывают о долгой и сложной судьбе святыни. В частности, о том, как ее прятали по лесам от шведов в лихие годы Тридцатилетней войны. И Богоматерь, и Младенец одеты во что-то красивущее и узорчатое. Оказывается, одежки для них дарили и дарят самые разные и самые известные люди, и к настоящему дню уже собрался весьма обширный гардероб: около 100 разноцветных платьев. Каждый день выбирают новое платье в соответствии с расцветкой текущей Литургии, поэтому на разных фото фигурка выглядит по-разному.
Часовня со скульптурой:
А это галереи клуатра:
Уж не знаю, насколько эта скульптура на самом деле чудодейственная, но атмосфера на Святой горе совершенно потрясающая: это как раз то, что называют благодатью, разлитой в воздухе. Старинное намоленное место - душа так и норовила улететь, даже несмотря на многочисленных посетителей. Уходить оттуда совершенно не хотелось.
Тем более, к чертям. Но все-таки пришлось.
А это - на прощание - вид на Прибрамь со Святой горы, правда, города почти не видно за деревьями:
2) Черти
Ну, а черти живут, понятно, под землей. В шахтах. Прибрамь - это старинный шахтерский город. Собственно, не сама Прибрамь, а окрестности. Например, Březové Hory (Березовые Горы) - когда-то это было отдельное шахтерское поселение, а сейчас - район Прибрами. Там аж с XIV века добывали серебро. А еще свинец и олово (между прочим, по-чешски «свинец» = «olovo», «олово» = «cín», а «цинк» = «zinek» - вот и не запутайся тут). На рубеже XVIII и XIX веков добыча серебра в местных шахтах составляла 97% от всей добычи в Австро-Венгрии, и Березовые Горы стали главным производителем серебра во всей Европе.
Но постепенно месторождение вырабатывалось, добыча падала и окончательно завершилась в 1978 году. Зато теперь в старых шахтах Березовых Гор - горный музей. И это не просто какое-то одно здание-помещение. Горный музей равномерно распределен по всем Березовым Горам, практически в каждую когда-то работавшую шахту можно спуститься и что-то интересное увидеть.
Мы спустились в шахту «Анна», а еще две: «Шевчинскую» и «Войтех» - осмотрели снаружи. А ведь там и снаружи есть на что посмотреть! Основные наземные сооружения шахт были построены в XIX веке, а тогда все, даже промышленные объекты, строили КРАСИВО.
Шахта Войтех:
Шахта Анна:
Шевчинская шахта:
(Между прочим, видно австрийского двуглавого орла)
Интересно, шахты Донбасса выглядят примерно так же?
Шахту «Анна» мы выбрали для экскурсии потому, что в ней находится одна из самых глубоких в Средней Европе «ям» - Прокопская, глубиной 1600 м. «Яма» - это по-чешски. А по-русски такая вертикальная штука, кажется, называется простым и понятным словом «гезенк». Мы приехали к ней по Прокопской штольне на маленьком шахтерском поезде (в полутьме шахты все подземные снимки получились ужасно, но других нет).
Вход в Прокопскую штольню:
Поезд (высота вагончиков - чуть выше, чем по пояс):
Правда, сейчас все горизонты «гезенка» - а их 41! - затоплены водой, кроме двух верхних, и мы могли только заглянуть в узкую и бесконечную дыру. Даже трудно представить, как в этом колодце умещался подъемник с шахтерами!
В целом же шахта произвела умеренное впечатление. Похоже на маленькое и страшно задрипанное метро, сырое и ржавое. Если бы не вездесущие капли воды, было бы похоже на планету Плюк. Не то что
соляные шахты Хальштатта - там хоть сухо было...
А это - фигурка святого Прокопа прямо в шахте:
Она была поставлена в самые коммунистические времена - 1957 год, но, очевидно, коммунизм коммунизмом, а с шахтерами шутки плохи - под землю не каждый согласится спускаться.
Почему именно святой Прокоп? Шахтеры считали этого святого лучшей защитой от чертей, которых, понятно, под землей водится много, и презлобных. А святой Прокоп Сазавский, пустынник, жил в X - XI веках отшельником в тогда еще диких лесах Посазавья, вырубал лес и возделывал землю. А чтобы дело шло легче, укротил черта, посадил его на цепь и приспособил к пахоте: запряг в плуг и погонял крестом.
А на поверхности нас ждала совершенно крышесносящая паровая машина 1914 года, даже две параллельных машины, которые когда-то были приставлены к подъемникам, а теперь скучают без дела. О, какое же это чудо! Похоже на... ну, почти на космический корабль. Огромные сооружения в отдельном зале, здоровенные котлы, еще более здоровенные бобины с металлическими тросами, на которых подвешивались кабины подъемников... А в середине - рабочее место оператора, как капитанский мостик. Загадочные кнопки, рычаги... И вку-у-усный запах машинного масла.
Это произведение машиностроительного искусства - вполне себе отечественное, произведено акционерным обществом "Машиностроительные заводы доктор Брайтфельд, Данек и Ко", Прага, Карлин.
Экскурсовод рассказал, что работа оператора считалась очень ответственной, сложной и престижной, они страшно гордились своими машинами и поддерживали их в идеальном состоянии. Все медные и латунные детали блестели золотом, все было аккуратно покрашено и смазано, очень чисто и парадно. Хотя сейчас подъемники на канатах больше не висят, обе машины сохраняются вполне в рабочем состоянии. Достаточно только раскочегарить эту систему, но для этого нужно обеспечить регулярный подвоз нехилого количества каменного угля, а это очень дорого - если просто для развлечения.
К сожалению, в Шевчинскую шахту мы углубиться не успели, только по поверхности походили. Там прямо под открытым небом выставлено почти современное горное оборудование: вагонетки, весы и т.п., а еще там есть БИБЛИОТЕКА! А в ней - все старинные горные книги, по сути, дневники, где содержится все детали подлинной истории горной добычи. И выпуски шахтерской «многотиражки». А поблизости от шахты расположено здание минералогического отделения горного музея.
От Шевчинской шахты к «Войтеху» по поверхности, прямо мимо жилых домов, ездит горный поезд.
А закончили мы наши хождения между ангелами и чертями, конечно, в ресторанчике. С шахтерским антуражем. И от него вот такой симпатичный вид открывается: