Наш последний замок с привидением - Жлебы

Jun 18, 2010 13:11

В Жлебы мы ездили 5 июня.

В замке, как положено, обитает привидение - Белая Пани. Но другая, не та, что встретилась нам в Йиндржихувом Градце (см. пост в diary январе 2010: www.diary.ru/~nellyb/). Впрочем, очевидно, что практически любое привидение женского пола можно смело называть этим именем. Ясно же, что она белая! Какая ж еще?
Белая Пани из замка Жлебы охраняет клад, оставленный, как говорит легенда, тамплиерами. (Почему тамплиерами? Вроде они тут никаким боком не фигурировали. Наверное, чтобы жутчее было.) Однажды прозрачная хранительница решила открыть тайну клада троим дядькам. За какие такие заслуги она выбрала этих троих - неизвестно. Но именно им она показала место, где надо искать, и предупредила, что пока клад не будет вырыт и унесен с территории замка, нужно сохранять абсолютное молчание. Мужики взялись копать и в самом деле нарыли сундук. Подняли крышку, а там - куча золотых монет! Один не выдержал и воскликнул: "Господи Иисусе!" Ну, или как-то похоже воскликнул. Например, "Панебоже!" Не в этом суть. А суть в том, что крышка мгновенно захлопнулась, и сундук провалился под землю. История умалчивает, что сделали с несдержанным на язык кладоискателем его приятели. Известно только, что с тех пор Белая Пани больше ни с кем не откровенничала. Но кто знает, может, она просто еще не нашла достойных кандидатов?
Мы честно взвесили наши шансы и со всей определенностью поняли, что, с учетом словоохотливого отпрыска, клад нам точно не светит. И, раз уж такое дело, решили поисками Белой Пани зря не заморачиваться. А просто получать удовольствие от замка и парка. В чем и преуспели. Замок в самом деле очень красивый.

По порядку:
Замок Жлебы (Žleby), что означает "желоба" или даже вообще "корыта"
, расположен к востоку от Праги, примерно в 70 км (если по прямой), почти сразу за Кутной Горой. Он возвышается на скале над крутыми меандрами речки Дубравы, а вокруг расположилась старинная деревня, получившая свое имя, как водится, от замка. Построен замок был во второй половине XIII века, изначально как раннеготическая крепость (т.е. hrad, а не zámek). Никто не знает точно, как он тогда выглядел. Но ясно, что там были высокие стены, а предградье и основная крепость разделялись рвом. Владельцы замка часто менялись, а какое-то время им владел - догадайтесь с трех раз, без кого над Чехией и солнце б в небе не вставало? - правильно, Карл IV. За всю историю замок был взят с боем 2 раза, в том числе однажды - гуситами, которые его изрядно разорили и порушили. После этого замок получил очередного нового владельца и был перестроен в позднеготическом стиле, от которого, впрочем, тоже мало что осталось, потому что в начале XVII века случилась еще одна реконструкция, в результате которой укрепленный град превратился в изящный ренессансный замок. При этом были использованы старые фундаменты и даже нижние части готических стен (это и сейчас видно). К концу XVIII века в замке обосновался старинный австрийский графский и княжеский род Ауэршпергов, которые тоже первым делом занялись ремонтными работами, на этот раз в стиле барокко.
В общем, не замок получился, а слоеный пирог. Кажется, там только романского стиля не хватает.
Но самым рьяным перестройщиком замка стал Винценц Карл Ауэршперг, большой любитель романов Вальтера Скотта и вообще всего британского. Ему активно помогали жена Вильгельмина и мамашка Габриэла. Дело происходило в середине XIX века, поэтому замку (и парку) не избежать было переделки в духе шикарного романтизма и псевдоготики. За основу брали, конечно же, английские образцы. Кроме того, херр Винценц очень любил период 30-летней войны (напоминаю: 1618-1648) и оформил в этой тематике особую комнату. Вообще, после романтической реконструкции замок стал больше похож не на нормальное жилье, а на музей. Там полно всякой старинной мебели, как настоящей, так и реплик, коллекции оружия и еще бог знает чего. И все это сохранилось.
Осталось добавить, что Ауэршперги владели замком до 1945 года, но после войны, будучи этническими немцами, они были лишены гражданства с конфискацией имущества (были такие "декреты Бенеша", прижавшие к ногтю всех чешских немцев скопом, причем даже теперь им никакой реституции не полагается, в отличие от этнических чехов, пострадавших от более поздних, коммунистических национализаций). Так что замок с тех пор стал государственным музеем.

Ну, а теперь, наконец, и фото:

Замок снаружи
Он имеет форму неправильного четырехугольника, по периметру которого торчат разнокалиберные башни. Когда идешь вокруг замка, через каждые несколько шагов открывается новый, часто неожиданный, ракурс. Обходим по часовой стрелке:











Отдельно - фасад и главный вход. Над входом нависает выразительный рельеф быка. Это неспроста. Вообще-то это никакой не бык, а тур, что гораздо страшнее. По легенде, основоположник рода Ауэршпергов сумел голыми руками победить свирепого дикого тура, которые в те далекие времена еще водились в лесах Центральной Европы. Этот великий момент был запечатлен в скульптуре небольшого фонтана напротив входа. Бык-тур присутствует и в родовом гербе.







Замок изнутри
Со снимками интерьеров возникли досадные сложности. Во-первых, по замку просто так бродить не дают, только дружной толпой, с экскурсоводом. А во-вторых, и это ужасно, не разрешают ничего снимать вообще. Даже без вспышки! Более того, приличных фото мне не удалось найти ни в интернете, ни даже в специально купленном буклете. В общем, берегут, ох, берегут от завистливого ока ценные мебеля, картины и прочие коллекции! Или вся эта секретность - по наущению Белой Пани, чтобы клад труднее найти было? Впрочем, кое-что, по мелочи, страшненькое, по сусекам интернета все же наскрести удалось. Спасибо неизвестным авторам и за это.

Внутренний двор с ренессансными аркадами:
У дальней стены - памятник тому самому Винценцу Карлу Ауэршпергу. Над колоннадами второго этажа - гербы владельцев замка.




А это - вид на внутренний двор сверху, с одной из башен:




Часовня. В нее ведет отдельный вход с внутреннего двора. Она не очень большая, битком набита разными алтарями и скульптурами. Но мне больше всего запали в душу витражи (а на фото, конечно, ничего толком не разберешь).




Передний зал (ну, как бы прихожая такая). Там расставлены и развешаны образцы оружия, а в середине - полный турнирный доспех первой половины XVI века. Если мне не изменяет память, весит эта одежка 50 кг (20 приходится на рыцаря и 30 - на коня, которому, впрочем, все равно достаются все 50). Там же неподалеку висит на стене бог весть откуда привезенный рог нарвала длиной добрых метра два, который в те темные времена далекие от моря местные жители считали рогом единорога.




Комната для гостей в одной из башен. Впрочем, туда нас почему-то не водили.




Кухня. Самое интересное. Там даже был автоматизированный вертел с приводом от динамо-машины. И набор сковородок, на самой большой можно, кажется, человека целиком зажарить. И скалки, одного вида которых испугается любой муж. И отдельная двойная печка для хлеба. И десятки ковшиков всех мыслимых типоразмеров. И вообще, чего там только не было!




Из незапечатленного хочу упомянуть вот о чем:
Херр Ауэршперг, несмотря на любовь к далеким романтическим временам, комфортом не пренебрегал и даже устроил в замке электрическое освещение. Это в середине XIX века-то! Оно до сих пор цело. Обычная наружная проводка на керамических изоляторах. В точности, как мой дед на даче делал! И лампочки сохранились еще с тех времен! У них такие чудные огромные колбы! И почему-то нет никаких плафонов-абажуров. Конечно, сейчас этих старушек уже не включают - они не рассчитаны на современные 220 V- но лампочки вполне рабочие, не перегорели. С грустью вспомнились новомодные экономичные лампочки, якобы очень долговечные, которых я уже бог знает сколько выкинула.
В малой столовой на столе лежит неимоверной пышности вышитая скатерть. Фрау Вильгельмина, говорят, вгрохала в нее 12 лет работы. Но в первый же день, как эту драгоценность постелили на стол, херр Винценц залил скатерть красным вином! Единственный вопрос, который в связи с этим был задан экскурсоводу: остался ли незадачливый муженек после этого жив?
В галерее по совету фрау Вильгельмины были использованы обои из тисненой оленьей кожи. При этом пострадало 77 оленей. Повезло фрау, что в ее время еще не было партии зеленых!
Для хождения по ценному паркету при входе выдают огромные тапки. Прямо как в "Ну, погоди!" Но при перемещениях по лестницам тапки разрешают снимать, во избежание.

В целом впечатление от замка очень богатое и положительное. Даже несмотря на ограничения в передвижениях.
Ну, зато по парку можно гулять совершенно свободно. Там сейчас такие рододендроны цветут огромные! А на речке Дубраве есть и водопад (искусственный - спасибо херру Винценцу), и плотина. Речка после дождей полноводная, мутная, но все равно над плотиной висит маленькая радуга.







Обора
Конечно, весь парк осмотреть мы не успели - он большой. Но кое-что там пропустить никак было нельзя. К территории парка примыкает так называемая "обора". На русский точнее всего это можно перевести словом "охотохозяйство". В Жлебской образцово-показательной оборе разводят ловчих птиц. Самых разных. Больших и маленьких. Местных и акклиматизированных. Насколько я поняла, в этой оборе не столько собственно охотятся, сколько сохраняют и показывают традиции соколиной охоты, самой благородной из всех охот. А еще там можно полюбоваться мини-зоопарком из местных диких животных и птиц.
Вот только очень некоторые крылатые охотники:








Они, конечно, просто потрясающие! Жаль, что я не запомнила точно, кто есть кто. Но известно, что в оборе успешно трудятся орлы, ястребы, коршуны, луни, канюки, всевозможные совы-филины-неясыти, разных размеров соколы и РАРОГИ (по-чешски так и есть: sokol и raroh). Мы так и не поняли, в чем же разница между двумя последними, но, между прочим, на знаменах Рюрика был изображен именно РАРОГ. И вроде как его имя это же самое и обозначает.

А теперь кое-что из "зоопарка" (ясно, что жилье ловчих птиц зоопарком назвать просто язык не повернется):






Дикие кабаны линяют, шерсть клочьями висит. Ну и рыла у них! Действительно, другого слова не подберешь: рыла и есть. И пятачок - не пятачок, а настоящий кабан Полтинник:






Белые олени
Они тоже живут в оборе.
Загадочные, почти сказочные существа. Безусловно, это разновидность благородного оленя (который Cervus elaphus по-латыни), но с белой шкурой. Хотя они не альбиносы! У альбиносов глаза должны быть красными, а у этих красавцев - голубые. Судя по всему, это редкая рецессивная мутация окраса, наподобие белых тигров, которые ведь тоже никакие не альбиносы, с их голубыми глазами и серыми полосками.
В точности неизвестно, откуда взялись такие чуда в Чехии. Я перерыла весь интернет и выяснила только, что стадо белых оленей было завезено примерно в 1780 году откуда-то вроде бы из Персии, где они вроде бы жили в дикой природе. Ну, откуда бы они ни взялись, очевидно, что там их больше нет.
На новом месте привезенных оленей стали разводить параллельно в нескольких графских поместьях, но из-за малочисленности стад многие поколения близкородственного скрещивания привели к вырождению. К середине ХХ века сохранились только 35 голов, с которых и начали восстанавливать эту изумительную породу. "Добавили" свежую кровь обычных карпатских оленей, коричневых, и стадо потихоньку начало выправляться. Правда, в результате среди белых особей теперь попадаются и коричневые или окрашенные частично. Сейчас стада белых оленей содержатся в 4 оборах страны (их специально разделили на несколько популяций, чтобы уменьшить между ними родственную близость). Их численность составляет уже несколько сотен голов, в одних только Жлебах - 120. Теперь олени могут вздохнуть спокойно: еще поживут на радость всем нам.
Из недр интернета я заодно выяснила, что подобная мутация, независимо от персо-чешской, случилась и в среде американских виргинских белохвостых оленей (которые тоже являются разновидностью все того же Cervus elaphus'а). На территории бывших военных складов (!) в штате Нью-Йорк обитает большое стадо (700 голов), из которых 300 - белых. Их будущее неясно. Сейчас они живут, по сути, в естественных условиях, даже не в заповеднике. Понятно, что заметная белая шкура делает их более вероятными жертвами хищников (койотов) и браконьеров. Плюс имеются разные "незеленые" планы использования этой пока заброшенной территории. В общем, оленям-персочехам повезло больше: по крайней мере, их в обиду никто не даст.
Ну ладно, хватить мне болтать голословно, пора красавцев и показать. К сожалению, наши фотки получились не слишком удачными - олени позировать не захотели, отдыхали в тенечке в отдалении. Но в интернете я стырила почти профессиональные снимки одной чешской фотоохотницы Петры Долежеловой - спасибо ей за эти выразительные портреты. Прошу любоваться:






Вот и все на сегодня.

Прогулки за привидениями

Previous post Next post
Up