Десять содомских праведников

May 03, 2012 23:50

Авраам ведет обратный отсчет праведников, ради которых может быть спасен Содом, и останавливается на десяти (Бер 18:32). Очевидно, однако, что этот квази-торг не имел эффекта на судьбу самого Содома. В чем же его смысл?

Read more... )

иудаизм, еврейство

Leave a comment

Comments 6

brotherinlaw May 4 2012, 04:55:55 UTC
На первый взгляд похоже, что ответ - одновременно а и б: эвтаназия. Община исчезнет безболезненно, без всякой угрозы светлому будущему ее членов и тех общностей, к которым их потомки будут принадлежать. Собственно, это все уже не ново: большинство американских евреев - потомки русских и околорусских. (Но это не значит, что ее надо хоронить преждевременно.)
Вообще же феномен русского еврейства сам по себе IMHO существенен, но что, сынку, помогли тебе твои ляхи? связь его русской и еврейской компонент акцидентальна. И поскольку никто сильно не виноват, распад должен быть безболезнен.
Впрочем, есть еще Россия, и тамошняя еврейская община; с ней не так просто.

Reply

nedosionist May 4 2012, 06:06:16 UTC
Община исчезнет безболезненно, без всякой угрозы светлому будущему ее членов и тех общностей, к которым их потомки
Естественно, речь идет именно о распаде/угасании, а не о физическом уничтожении членов. Чем это отличается от Содома в Вашей трактовке?

связь его русской и еврейской компонент акцидентальна
Это неоднозначно, см. здесь, особенно в конце. Акцидентальность и необходимость в сравнении видов перемешиваются: допустим, единорог эволюционировал с получением своей роговой компоненты акцидентально, но после этоге этот рог - необходимая черта единорога.

Община исчезнет безболезненно ... большинство американских евреев - потомки русских
Неожиданно Лот начинает выглядеть не отрицанием общины Содома, а ее наследием и выразителем.

Reply


brotherinlaw May 4 2012, 08:13:59 UTC
Чем это отличается... Распад общины типа Содома необходимо болезнен, и весьма. Национальная община Германии, как известно, не распалась (полагаю - благодаря меньшинству антинацистов), но была на волоске от того (и, вероятно, волосок бы оборвался, если бы было принято нечто вроде "плана Моргентау"). Но их нац. идентичность сильно пострадала (хотя и не была окончательно утрачена), и это было крайне болезненно, ибо для них эта идентичность была "наше все". А у идентичность русских евреев (как таковых) не так жизненно важна для них самих.
...неоднозначно... Не возражаю, т.к. не уверен. Переформулирую: есть серьезное опасение, что связь акцидентальна.
Лот начинает выглядеть не отрицанием общины Содома,... Ну, я только сослался на исторический факт. Интерпретировать его можно по-разному. Все же считаю, что община - не типа Содома, Он не так суров. Грехи скорее типа упущения, чем типа совершения.

Reply

brotherinlaw May 6 2012, 03:04:02 UTC
На практике я исхожу из других соображений - община есть и пусть живет и действует как можно дольше. В конце концов, судьба общины - Его дело, если ей нужно исчезнуть, Он и Сам с этим справится, нам же лучше стараться подражать ходатайству Авраама (это опять же не означает отождествления общины с С.). Но не могу и не видеть, что ресурсов не много.

Reply

nedosionist May 6 2012, 19:33:18 UTC
идентичность русских евреев (как таковых) не так жизненно важна для них самих.
Для обсуждаемой темы это не может рассматриваться как исключение: потеря интереса к собственной идентичности - это едва ли не основной механизм ненасильственного некатастрофического распада общины; т.е. это неотъемлемая часть процесса.

судьба общины - Его дело, если ей нужно исчезнуть, Он и Сам с этим справится
Это, имхо, излишне фаталистично: фразы, комментируемые в этих двух постах, указывают на возможность внесения корректив. Мы часто натыкаемся на еврейско-греческие контрасты, и предлагаемый Вами подход больше подходит к греческому Року. Кроме того, как и параллельной теме, возникает вопрос о том, стоит ли рассматривать Его воздействие на людские общины иначе чем через самих людей.

Reply

brotherinlaw May 6 2012, 20:40:45 UTC
Его воздействие на людские общины иначе чем через самих людей Положительное воздействие во во времени - через людей (Присутствие), отрицательное (неПрисутствие) - через "естественные процессы" и закономермости, вне времени. Разумеется, вне времени есть и положительно воздействие, напр. через факт существования Торы и др. "положительных установлений". Т. о., если, упрощенно говоря, ничего не делать или делать недостаточно, то действительно получается фатализм.

Reply


Leave a comment

Up