Не зная прошлого, невозможно понять
истинный смысл настоящего и цели будущего
М.Горький
Покинув
Ильинскую Слободу, мы направились туда, куда я хотел ещё в 2007 году, но так и не смог попасть из-за нехватки времени. Шутка в том, что я был там в самом конце 80-х годов, будучи ещё довольно маленьким, с Дедушкой и Бабушкой. Я мало что помню после посещения, но кое-что сохранилось. Мне хотелось вновь прикоснуться душой к воспоминаниям, к прошлому, как было примерно накануне, когда
проходил мимо домика Добролюбова.
Домик находился совсем недалеко, но нам пришлось вернуться немного, ближе к трамвайной линии, где я воспользовавшись моментом, снял ещё один вагончик:
1.
2. Постмодернистский квартал по соседству. Вообще, в Нижнем из современной архитектуры качественной не так и много, при том, что старинная весьма душевна и симпатична.
3. Вот и он. Почему-то забилось сердце в груди, как бывает при ожидании чего-то крайне приятного или того, что очень ценишь в жизни - например, сладкие воспоминания прошлого.
4. Поменяем объектив и окинем взгядом окружающую застройку, после чего пойдём в маленький переулочек, в котором Домик и расположен.
Нужно сказать, что я Горького не очень люблю и не до конца понимаю. Единственное, что мне нравится из его творчества, это ранние романтические произведения вроде "Песни о Соколе" или "Песни о буревестнике". "Детство" я читал ещё, можно сказать, в младенчестве, с Бабушкой, наверное, поэтому и кровь волновалась так... А вот "В людях" и "Мои университеты" я дочитывал уже в старшей школе и в отличие от трёхкнижия Толстого мне они совершенно не понравились. В них эстетики что ли не чувствовалось, чего не было замечено за "Детством".
5.
6. От старой краски и таблички веет историей. Невольно дыхание замирает.
7.
8. Переулочек совершенно не похож на городскую улицу, к тому же асфальт здесь скорее отсутствует, чем есть. Это придавало Домику определённый образ, который хотелось пожалеть.
9.
Дверь открыл старичок, которого мне тоже стало почему-то жаль. Во дворе и в прихожей, казалось, время остановилось, будто сам Пешков где-то отсутствует, а за его домом следят специально нанятые люди. Я, к сожалению, не запомнил, сколько стоили билеты и право на съёмку, но деньги были совершенно копеечные, что-то вроде 200 рублей на двоих за всё. Продала билеты нам молодая женщина. Потом пришла пожилая и стала за нами следить, чтобы мы не зашли туда, куда нельзя. Когда она вошла, её первым вопросом был, купили ли мы право на съёмку. Но злиться причины не было.
Наконец, мы вошли в комнату.
1.
2. Кажется, повторюсь, будто Горький тут продолжает жить. Я стал вспоминать и "Детство" и его бесконечные описания ужасов и слёз, потом вспомнил и "сиквелы", как ныне модно говорить. Немного стало жутко, но всё равно чувствуя ту самую связь с прошлым, когда меня колыхали эти воспоминания - я чувствовал какую-то странную отраду. Неужели здесь я был с Бабулей и Дедулей без малого 30 лет назад? Неужели они стояли где-то здесь. Ни Дедушки, ни Бабушки уже нет на свете, они остались лишь в памяти и сердце. Как и этот домик.
3.
4. Музей был открыт в 1938 году, 1 января.
5. Сейчас уже плохо помню текст "Детства", но почему-то кажется, что о петушках шла речь.
6. В детстве у Дедушки на даче тоже была керосинка.
7. Подумать только, что в этом доме жило 16 человек!
8. Вот эти самые знаменитые розги. С детства из "Детства" они, естественно, запомнились больше всего.
9.
10.
11.
12. Вдруг моё сердце забилось ещё быстрее. На столе лежал текст "Детства". Пешков жил здесь в детстве. Потом написал повесть. Теперь она лежит здесь. Здесь был я в детстве - с любимыми Бабушкой и Дедушкой. Пройдёт ещё сто лет - возможно, здесь будут стоять мои потомки, также листать эти или уже более новые странички - и думать о жизни вечной.
Прочитал несколько страниц.
13.
14. Образ.
15. Часы с маятником.
16. Кровать со сложенными горкой подушками.
17. Счёты. Пришлось объяснять жене, что это такое. :)
18. Кто-то этим пером писал. Неужели оригинал?
19.
20. Столовые приборы семьи.
21.
22. Сундук с одеждами.
23.
24. Телогрейки.
В Домике было весьма сыро и прохладно, совсем не так, как на улице. Это придавало определённую атмосферу таинственности.
На этом осмотр не завершился, нам ещё предстояло посмотреть подполье, где маленький Алёша жил с мамой, а также двор деда, ведь он был красильщиком.