Спасённое индийцами Невское ПКБ в ожидании ТТЗ на новый авианосец

Feb 08, 2014 05:20


.
В последние годы  вряд ли кто относился всерьёз к Невскому проектно-конструкторскому бюро, которое занималось проектированием авианесущих и десантных кораблей  большого водоизмещения для ВМФ СССР.  Именно СССР, т. к. в постперестроечные времена, в отличие от других коллег по цеху ("Рубина", "Малахита", Северного ПКБ, "Алмаза", Зеленодольского ПКБ), по его проекту не было построено или хотя бы достроено ни одного боевого корабля. К своему стыду, автор данной статьи даже позволял себе проявлять некоторое высокомерие в отношениии высказываний гендиректора НПКБ Сергея Власова, касавшихся авианосной тематики, считая его персоной, от которой мало что зависит.

Всё изменилось после того, как 3 февраля на сайте РИА Новости появилось данное им интервью (ссылка 1), которое, судя по обилию цитат в Интернете, вызвало широкий резонанс в обществе. Это говорит о том, что даже если инициатором разговора был и не сам Власов, ему удалось привлечь внимание аудитории к такой, казалось бы, узкопрофессиональной проблеме, как строительство авианосцев в России, оказав тем самым определённое влияние на формирование общественного мнения по данному вопросу. Можно даже говорить о становлении нового (инженерно-конструкторского) лобби, которое, будем надеяться, сможет способствовать скорейшему началу работ по созданию полноценного авианосца для ВМФ России. Автор блога сделал попытку изложить своими словами  то, что хотел сказать  гендиректор НПКБ тем, кто принимает решения.


Проект перспективного авианосца  Невского ПКБ,  выставлявшийся на МАКС-2007 (с militaryrussia.ru)




Генеральный директор Невского ПКБ Сергей Власов (фото НПКБ от РИА Новости)

Первое. .Невское ПКБ, олицетворяющее собой прошлое и будущее нашего авианосного флота, выжило буквально чудом - благодаря не государственной поддержке, а за счёт трёх проектов для ВМС Индии (если не считать господдержкой само получение этих трёх заказов): 1) глубокой модернизации ТАВКР "Адмирал Горшков" в лёгкий авианосец "Викрамадитья"; 2) наземного учебно-испытательного комплекса палубной авиации в Гоа (аналог "Нитки" в Ейске*); 3) комплекса авиационно-технических средств и другого оборудования для нового индийского авианосца "Викрант". За счёт технического сопровождения строительства и эксплуатации перечисленных объектов НПКБ сможет продержаться на плаву ещё некоторое время.

* Надо полагать, что НПКБ приложило руку и к ейскому комплексу, однако подтверждений данному предположению автору найти не удалось. Как бы то ни было, один этот госзаказ, который по данным legatus_minor (ссылка 2) мог быть сделан не ранее 2009-2010 г.г., не спас бы от неминуемой гибели (или деградации) кораблестроительное .конструкторское бюро, пребывавшее в кризисном состоянии с начала 1990-х.

Второе. Благодаря "Викрамадитье", Невское ПКБ "полностью сохранило свои компетенции по проектированию авианосцев", не утратило накопленный опыт и смогло подготовить молодых специалистов, которые прошли хорошую школу в ходе перепроектирования авианосца, выполненного без каких-либо серьёзных ошибок.

Третье. .Всемогущий  "Викрамадитья" спас  не только  конструкторское бюро, но и "специфическое авианосное производство", которое, казалось, было надолго (навсегда) утрачено вместе с потерей Черноморского завода в Николаеве. Подзабытые навыки крупноблочного строительства, хорошо освоенного николаевскими корабелами, готовятся возродить на "Севмаше" в результате уже начатого перевооружения производства (корпус "Адмирала Кузнецова" формировался из 24 таких блоков весом до 1 300 т, которые перед подачей на стапель максимально насыщались оборудованием, трубопроводами, арматурой  и пр.).

Четвёртое. Несмотря на то, что мнения относительно того, каким должен быть новый российский авианосец "меняются как погода в Петербурге", Невское ПКБ готово проектировать любой: атомный и неатомный, большой  (80-85 тыс. т) и маленький (55-65 тыс. т), дорогой ($7 млрд.) и дешёвый ($3 млрд.), с ударным и чисто зенитным вооружением, с катапультным и трамплинным взлётом. Всё, что пожелаете, адмирал Чирков!

Пятое. По мнению Сергея Власова, человека в высшей степени компетентного, процесс создания нового авианосца (от начала разработки проекта до вступления в строй) займёт около 10 лет.

Если попытаться охарактеризовать всё сказанное гендиректором Невского ПКБ в двух словах, этими словами будут крик души: "Мы работаем в инициативном порядке, разрабатываем различные варианты, дешевле и дороже, но пока в России нет спроса на корабли такого класса". Хотелось бы верить, что в главкомате ВМФ отчётливо понимают, что с заданием на проектирование тянуть больше нельзя, потому что нельзя упускать момент, когда:

1) есть слаженный творческий коллектив, набивший руку на проекте модернизации реального (не бумажного) авианосца, и, надо полагать, горит желанием продолжить работу по специальности (через год-другой этот коллектив рассеется в поисках лучшей доли, а нового "Викрамадитьи" больше не будет);

2) на Севмаше имеется свежеприобретённый драгоценный опыт строительства (неважно, что не с нуля) масштабной модели будущего корабля (хотелось бы думать, что в масштабе 1:2) и налаженная, пусть и не в полном объёме, сложнейшая производственная кооперация (коллектив сохранится, т. к. будут другие заказы, а вот навыки "специфического авианосного производства" и наработанные контрагентские связи очень скоро исчезнут без следа);

3) ещё есть возожность не очень сильно отстать от Китая, что было бы стыдно и даже позорно, т. к. Поднебесная строит свой авианосный  флот на базе наших конструктивных решений и нашего опыта (если китайцы на самом деле заложат два новых корабля в 2014-2015 г.г. - ссылка 3, нам вряд ли удастся избежать отставания, но мы сможем минимизировать его до двух-трёх лет, если проектирование наших авианосцев начнётся незамедлительно);

4) "Кузнецов" ещё может выходить в море и решать боевые задачи, а у палубных лётчиков есть корабль, на котором они могут совершенствовать лётное мастерство и готовить молодое пополнение, однако это не будет продолжаться вечно (с учётом того, что у крейсера ещё не было среднего ремонта, одному Богу известно, сколько лет он сможет продержаться в строю).

Если главкомат ВМФ  до сих пор не может определиться с тем, какой ему нужен корабль, пусть изложит свои сомнения в десяти разных ТТЗ и закажет у Власова десять предэскизных проектов, затем два-три эскизных и выберет наконец оптимальный вариант. Наработки и опыт у Невского ПКБ имеются в избытке, денег и времени на эскизное проектирование с применением современных технологий потребуется совсем немного (заявляю со всей ответственностью, как участник процесса в не таком уж далёком прошлом). Сделайте это, адмирал. Пожалуйста.

Новый авианосец

Previous post Next post
Up