Перегон

Oct 22, 2015 01:05


(о наращивании подводных сил ВМФ РФ на Средиземноморском ТВД: планомерном и демонстративном)

10.08-21.09 головная ПЛБ пр. 06363 Б-261 "Новороссийск" совершила межфлотский переход из Баренцева моря в Чёрное. Шла своим ходом, в надводном положении - через Ла-Манш, Гибралтар и Босфор. Теоретически, лодку можно было бы доставить к месту постоянного базирования в транспортном доке по внутренним водным путям (быстрее и дешевле), но Волга обмелела (как сообщает sdvsamara), и мы имеем то, что имеем (с очевидной пользой для боевой подготовки и демонстрации флага). 16.10, завершив программу глубоководных и стрельбовых испытаний, вслед за Б-261 отправилась Б-237 "Ростов-на-Дону", вместо которого на Север прибыла Б-262 "Старый Оскол".



"Новороссийск" с эскортом (ДВКД "Йохан де Витт"), Ла-Манш, 19.08.2015 (фото с defensie.nl с подачи Djoker, forums.airbase.ru)


В общей сложности по маршруту Полярный-Новороссийск до конца будущего года должны проследовать шесть российских подводных лодок - не таясь, на глазах у представителей едва ли не всех наций Евросоюза: норвежцев, немцев, бельгийцев, голландцев, англичан, французов, испанцев, португальцев, итальянцев, греков. Каждый такой перегон будет тактично напоминать нашим "партнёрам" из НАТО о твёрдом намерении ВМФ России взять под контроль если не всё Средиземное море, то по крайней мере его восточную часть (ментально "исконно нашу" со времён 5-й эскадры). После огневого налёта на ИГИЛ из акватории Каспийского моря понятие "контроль" приобретает куда более широкое толкование.

Как известно, ПЛБ пр. 06363 оснащены .шестью 533-мм торпедными аппаратами .и системой управления (СУО) универсального ракетного комплекса "Калибр-ПЛ". По имеющимся данным, четыре ТА нижнего яруса предназначены для стрельбы традиционными самонаводящимися торпедами, а два верхних - "экзотическим" оружием вроде телеуправляемых торпед и крылатых ракет с подводным стартом. Таким образом, при трёх штатных боеприпасах на один аппарат .(один заряжен, два - в устройстве быстрого заряжания СУТА "Мурена"), суммарный боезапас КРБД 3М14 может достигать шести единиц (предположение о возможности использования для пуска ракет нижних ТА требует подтверждения).


Торпедные аппараты ДЭПЛ пр. 636: видны оба верхних и два средних нижних (фото ЦКБ "Рубин" с подачи militaryrussia.ru)

При штатной численности 4 обрпл ЧФ в 6-7 единиц (без учёта и с учётом "Алросы") для нанесения ракетного удара по береговым целям в бассейне Средиземного моря может быть привлечено не менее четырёх (двух третей) ПЛБ, способных принять на борт 24 3М14 - почти столько же, сколько было выпущено кораблями Каспийской флотилии (26). При этом, носители могут быть развёрнуты заранее и скрытно в достаточно произвольной точке пуска в радиусе 1500 км от цели и находиться на позиции в ожидании команды на применение оружия весьма продолжительное время (в пределах 45 суток проектной автономности).

Подводная дальность плавания в 400 миль (5,5 суток движения практически бесшумным трёхузловым ходом) предполагает, что через сутки после погружения .площадь района возможного нахождения лодки составит 16 000 квадратных миль, через двое - 65 000, через трое - около 150 000 кв. миль (если лодка оперирует, скажем, в районе Греческого архипелага с его бесчисленными островами и проливами, попытки отыскать её там будут сродни поискам иголки в стоге сена). Что касается отсутствия установок вертикального пуска и необходимости дважды "передёргивать затвор", то этот недостаток компенсируется, с одной стороны, устройством быстрого заряжания, с другой - некритичностью времени залпа в случае отсутствия у противника эффективных средств ПЛО (есть подозрение, что подобных анти-Kilo средств нет даже в арсеналах стран НАТО, не говоря уже о бандформированиях Ближнего Востока и Северной Африки).

Резюме. Нельзя сказать, что совсем уж неожиданно, но вышло так, что небольшие (2300 т надв.) дизель-электрические подводные лодки ближней морской зоны стали стратегическими ракетоносцами, способными влиять на развитие событий в отдельных удалённых регионах мира. По мере пополнения флота мореходными надводными кораблями с УКСК и атомными лодками с "Калибром-ПЛ" (вновь построенными и модернизированными), зона влияния ВМФ в качестве инструмента внешней политики Российской Федерации будет неуклонно расширяться и со временем станет глобальной. ■

P.S. 2890 миль, разделяющие Полярный и Сеуту, "Новороссийск" прошёл за 16 суток со средней скоростью 7,5 уз (средней безостановочной), что говорит о том, что лодка шла своим ходом, несмотря на сообщение "военно-дипломатического" источника о буксировке Б-261 с целью экономии моторесурса (ссылка). Скорость буксировки, как правило, не превышает 5 уз, что усугубляется гидродинамикой ПЛБ семейства 877/636, далеко не оптимальной для движения в надводном положении, а буксиры, принимавшие участие в переходе, скорее всего, лишь сопровождали ПЛ,. т. е. выполняли подстраховочную функцию, как делают это во всех дальних походах отрядов боевых кораблей.

При аналогичном режиме движения и в отсутствие форс-мажоров "Ростов-на-Дону" должен войти в Ла-Манш в ближайшее воскресенье (25.10) и прибыть в Новороссийск в конце ноября - начале декабря (по версии пресс-службы Минобороны, в первой декаде - ссылка 2). Главной интригой перехода, по мнению автора, является вопрос наличия на борту Б-237 крылатых ракет большой дальности и возможность их боевого применения "по пути" в НВМБ по целям на территории Сирии. С учётом того, что головная Б-261, на которую в этом плане были надежды, проходит межпоходовый ремонт в Севморзаводе и выйдет в море только после 01.12 (на БС - в апреле-мае, ссылка 3), вероятность первого боевого подводного пуска (залпа) 3М14 с борта именно "Ростова-на-Дону" .представляется достаточно высокой .(упустить возможность испытать "Калибр-ПЛ" в боевых условиях Минобороны и ОПК просто не имеют права).


КР комплекса Club-S (в стартовой капсуле) в торпедном отсеке ДЭПЛ пр. 636 (фото с сайта ЦКБ "Рубин" via militaryrussia.ru)


"
Новороссийск" в Средиземном море, Сеута (Испания), 26.08.2015 (фото с laverdaddeceuta.com via sam7, forums.airbase.ru)

ПЛБ пр. 636, Средиземное море, ПЛБ Б-237 "Ростов-на-Дону"

Previous post Next post
Up