Вчера в Федеральном Арбитражном суде Московского округа я проиграл дела против компаний Роснефть и Транснефть.
Суд отказал в удовлетворении кассационных жалоб. Сенсацией это конечно не стало. И логика предыдущих процессов, поведение судей, поведение «нефтяных юристов» четко показывали, что решение уже «принято на высоком уровне».
Таким образом, механизмы правосудия по этим делам в России практически исчерпаны. Будет ещё конституционный суд, но это уже штука общеюридическая, касающаяся не компаний, а закона «О акционерных обществах».
Позиция государства и судебной системы определена: миноритарные акционеры в России не имеют права на получение информации о текущей хозяйственной деятельности компании, в которую вложили деньги. Все права начинаются с 25% акций.
Применительно к моим делам это означает:
1. Менеджеры ОАО «АК Транснефть» (100% обыкновенных акций принадлежат государству) имеют право потратить миллиарды на «благотворительную деятельность» и не расшифровывая ее, отчитываться лишь таким образом:
18 ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ И ЧИСТЫЕ ПРОЧИЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ (продолжение)
Следующие затраты и доходы были включены в прочие чистые операционные доходы:
Три месяца, закончив-
шихся
30 сентября 2008
Девять месяцев, закончив-
шихся
30 сентября 2008
Три месяца, закончив-
шихся
30 сентября 2007
Девять месяцев, закончив-
шихся
30 сентября 2007
Излишки нефти
3 269
8 777
2 157
7 903
Убыток от выбытия основных средств
(705)
(679)
(485)
(922)
Расходы на благотворительность
(822)
(1 069)
(5 099)
(6 153)
Штрафы полученные
5
955
-
-
Прочие чистые операционные (расходы) / доходы
(62)
370
-
-
1 685
8 354
(3 427)
828
Это в миллионах российских рублей.
В этой таблице содержится вся доступная на сегодняшний момент информация о благотворительных расходах компании Транснефть. Они считают, что этого достаточно.
Ссылка на данные. Если Вы думаете, что после начала моих судов Транснефть застеснялась и перестала тратиться на «благотворительность», ошибаетесь.
Тратит. Сотни миллионов. Тратит и одновременно беспрестанно требует госпомощи для погашения кредитов и строительства трубопроводов.
Вопрос о том, что это кагбе странно - просить денег налогоплательщиков и одновременно тратить бабло неизвестно куда, не ставится ни в самой Транснефти, ни в Правительстве РФ.
И, кстати, я нашел-таки организацию, которая получила благотворительных денег Транснефти.
Это Российская Экономическая Школа.
Чуваки из РЭШ обожают быть весьма транспарентными, поэтому честно сказали мне, что Транснефть однажды дала им один миллион долларов.
Судьба остальных сотен миллионов по-прежнему неизвестна.
2. Крупнейшая в России нефтяная компания Роснефть (75% принадлежит государству) может продавать большую часть нефти и нефтепродуктов через оффшорную компанию Gunvor, расположенную в Швейцарии.
И если какого-то акционера интересуют подробности сделок, то акционер может идти на фиг. Потому что Роснефть имеет право не раскрывать объемы и цены поставок Gunvor ни акционерам, ни СМИ, ни общественности.
И если акционеру кажется, что миллиарды, которые достаются чуваку из Швейцарии вполне моги бы остаться в самой Роснефти, то акционеру надо креститься. А проверить эти догадки никак не можно.
Вот так. Конечно бросить дело на этом было бы чересчур роскошным подарком для «эффективных менеджеров» из госкомпаний.
Точно воспоследует Европейский суд по правам человека (очевидно нарушено как минимум мое право на управление собственностью).
Прорабатываем варианты по международным арбитражам.
Я встречался с коллегами из Трансперенси интернешнл и других подобных организаций и они подсказали мне несколько занятных вариантов. С правовой точки зрения не все так просто, но попытаемся задействовать все, начиная от Интерпола и заканчивая каким-нибудь Королевским судом Лондона.
В просвещенной Европе тоже достаточно жулья, но там иногда это жулье сажают, (а не повышают в должности как у нас).
РФ подписала ряд антикоррупционных конвенций и здесь могут возникнуть занятные варианты.
Поэтому проигрыш не снизил ни мою мотивацию, ни мотивацию моих коллег, друзей и соратников.
Короче, все будут наказаны. Сколько веревочке не виться, а все равно и т.д.