Leave a comment

naval_manual October 22 2018, 11:15:57 UTC
>Не предполагаете ли ее где-нибудь опубликовать?

Пока не планирую.

>И все же, как именно и в каком направлении, с Вашей точки зрения, могла бы пройти трансформация "теории риска" с учетом кардинально изменившихся условий?

Этот вопрос распадается на два - важный и интересный)

Важный - это вопрос об антагонизации Англии и потенциальных последствиях вступления Англии в европейскую войну. Я, честно говоря, об "антагонизации" знаю только из текстов по истории флота, а в них, естественным образом, вес флотского фактора преувеличивается. Но если канцлер Германии в 1908 г. заявляет, что гонка морских вооружений - единственное темное пятно на светлом внешнеполитическом горизонте, то тут, в общем-то, должны были быть приняты меры радикальные. Вплоть до заморозки строительства линкоров и т.п.

Если же считать неизбежным вступление Англии в войну, то, в общем, тут трансформация должна была идти в направлении создания реальных угроз - крейсерских и набеговых действий. Если бы немцы в духе jeune ecole начали публично проповедовать будущие ( ... )

Reply

kostyuhin October 25 2018, 10:13:30 UTC
Так и противостоящие силы были значительно больше.

Как было правильно замечено выше, успехами против британских дредноутов германские подлодки (и миноносцы) похвастаться в WWI не могли.

Reply

waryag72 October 25 2018, 16:17:33 UTC
Не подлодки, так мины и береговая артиллерия. И с меньшим немецким флотом не было бы никаких "we want eight" - потери для британцев еще болезненнее.

Reply

kostyuhin October 25 2018, 20:57:44 UTC
От мин за всю WWI потерян 1 (один) дредноут, от береговой артиллерии - 0 (ноль).

До появления хорошей авиации дредноут вообще обычно крайне живуч, это его свойство, как типа. Поэтому рассмотрение дредноутов в качестве базиса флота и дредноутная гонка - не прихоть, а отражение тактико-технических реалий.

Reply

waryag72 October 28 2018, 19:34:20 UTC
Да, но с другой стороны и у линкоров не ладилось с подавлением береговых батарей, а мины успешно выполняли функции сдерживания.

Reply

naval_manual October 22 2018, 12:58:49 UTC
>да, практически такой резкий поворот на 180 градусов в морской политике был вряд ли осуществим для любой страны

Такой поворот был политическим самоубийством для Тирпица - это точно.
Бюлов предлагал более мягкий вариант - откат к темпу "три киля в год" (но даже этого Тирпиц по политическим соображениям принять не мог) и переход к усиленному строительству ПЛ.

>Вы имеете в виду заблаговременную декларацию о намерениях?

В том числе, да.

>Поскольку реальные действия в этих направлениях

Реальные действия в 1914 г. - это всего два похода, т.е. недостаточно настойчиво.
Далее, целенаправленных террористических обстрелов не было - а товарищ Шармэ настаивал на таких.
И, наконец - у англичан была возможность своевременно выходить на перехват по данным радиоразведки.

Reply

kostyuhin October 22 2018, 16:54:10 UTC
Бюлов предлагал более мягкий вариант - откат к темпу "три киля в год" (но даже этого Тирпиц по политическим соображениям принять не мог) и переход к усиленному строительству ПЛ.

"Вариант Бюлова" ретроспективно выглядит наилучшим, поскольку создает для англичан дополнительную непарируемую угрозу. Но учитывая недостаточные, с тогдашней т.з. немцев, ТТХ подлодок "дезидерата" и их недооценку, становится понятным, почему Тирпиц и флот не могли пойти на столь сомнительную замену. Для осознания правоты Бюлова потребовалось потопление полудюжины крейсеров в течении пары-тройки месяцев - но, увы, необходимый опыт был получен только через шесть лет.

Реальные действия в 1914 г. - это всего два похода, т.е. недостаточно настойчиво.
Далее, целенаправленных террористических обстрелов не было - а товарищ Шармэ настаивал на таких.
И, наконец - у англичан была возможность своевременно выходить на перехват по данным радиоразведки.Последний фактор, в общем-то, ключевой, обесценивающий любую набеговую настойчивость, буде она и была бы проявлена. Но ( ... )

Reply

naval_manual October 23 2018, 04:58:22 UTC
>"Вариант Бюлова" ретроспективно выглядит наилучшим ( ... )

Reply

larado October 23 2018, 07:37:28 UTC
Немцы убого организовали службу связи ... немцы чуть ли не в мае 1917 г. начали что-то подозревать - при том, что британцы раз за разом встречали их в море тогда, когда встретить не должны были бы - говорит многое о талантах немецких флотоводцев....

Мне кажется, тут всё-таки не стоит их обвинять. Радиосвязь, её криптоустойчивость и влияние на успешность операций - были НОВЫМ фактором. Союзники, емнип, тоже начали по-настоящему маскировать свою способность читать вражеский код только в WWII. Ну, там "случайные" пролёты самолётов над подлодками вместо прямой атаки и т.п. Да и без "Магдебурга" такого успеха бы не случилось - значительные ресурсы на дешифровку выделили только во второй войне.

Это сейчас, после WWI, Мидуэев, и прочего - проблему знают. И то вопрос - есть ли в современных флотах методики обнаружения ситуации "противник нас читает"?

Reply

naval_manual October 23 2018, 08:22:39 UTC
Не знаю, вопрос "Но, Холмс, как?", мне кажется, должен был бы возникнуть где-то после Доггер-Банки. По хорошему - уже после Хартлпула.

Reply

kim_noir October 23 2018, 09:34:11 UTC
Немцы вообще регулярно влетали на связи как минимум с конца 90-х и по самую "телеграмму победы" в 1918. Даже как-то удивительно с их-то математической подготовкой и склонностью к порядку, но - факт.

Reply

naval_manual October 23 2018, 10:16:41 UTC
Случайно нашёл вот сейчас прекрасный комментарий в книжке Ролльмана по поводу истории с "Магдебургом".

Хотя германские радиопереговоры и перешифровывались, но неприятель при внимательном наблюдении мог замечать изменение шифрования и при помощи захваченного на "Магдебурге" шифровального руководства разгадывать новые ключи.

и далее сноска:

Ключ для перешифровки сознательно делали нетрудным, так как обстановка шифровальной работы на кораблях при часто менявшемся личном составе требовала в первую очередь быстроты разбора сигналов, почему приходилось поступаться некоторыми требованиями, предъявляемыми к шифрам.

Reply

kim_noir October 23 2018, 11:25:55 UTC
Я возможно говорил об этом, но премного доставляло, что немцы перед наступлением на Западном фронте чтобы скртыь его - меняли на всякий случай шифры. Соответственно у французских дешифровальщиков каждый раз включалась сирена - немцы готовят наступление!

Reply

naval_manual October 23 2018, 12:18:21 UTC
Спасибо. Это прекрасно!)

Reply

kostyuhin October 23 2018, 10:20:09 UTC
После реорганизации Фишера, к 1907 г., эта ситуация изменилась - британцы имели заведомое превосходство в водах метрополии, и немцы рассчитывать на позитивный результат уже не могли. А поскольку сама Германия стала главным противником Британии, ставки выросли. Теперь угроза должна была быть постоянной и сильной - например, если бы у немцев был флот, равный по силам британскому, они могли рассчитывать на победу в бою и последующую высадку на островах. Это, теоретически, могло заставить британцев отказаться от действий против Германии.

Но создать флот, равный британскому, у немцев не получилось. "Вариант Бюлова" принципиально ничем не отличался от "варианта Тирпица" - создание силы, заведомо уступающей британцам. Подводные лодки в 1908 г. выглядели не более чем силами береговой обороны, и, соответственно, не были непосредственной угрозой для британской торговли.Тут опять же можно поставить два вопроса ( ... )

Reply

naval_manual October 23 2018, 11:09:17 UTC
>Теоретически, даже подводные лодки "дезидерата" в качестве средств ближней обороны высвобождали линейные силы для более активных действий

Пугать англичан более активными действиями немецких линейных сил? Ну, трудно не вспомнить про кролика и терновый куст)

>Именно в качестве "непарируемой" (практически до середины-конца войны)

Угроза эта, для боевых кораблей, был сильно преувеличена после ПМВ, а "непарируемой" же оставалась только постольку, поскольку преуменьшалась до войны. При этом реальных шансов для того, чтобы немцы осознали пользу от ПЛ раньше британцев, практически не было ( ... )

Reply


Leave a comment

Up