Black Swan (2010)

Feb 16, 2011 14:31


Когда прима (пусть даже и второстепенной) балетной труппы уходит на пенсию (не сама уходит, конечно), ее место долго пустовать не будет. Художественный руководитель заштатного театра хочет вдохнуть жизнь в самый известный балет на свете («Лебединое озеро»), но для этого ему нужна новая Королева Лебедей и, одновременно - ее Темная соперница. Две в одном. Можно разделить эти партии и поручить разным танцовщицам, но француз-худрук в исполнении Венсана Касселя не ищет легких путей. Ему нужна та, кто воплотит оба эти образа одинаково безупречно. Само совершенство.



По иронии судьбы он выбирает самую старательную, но, вместе с тем, самую несчастную и зажатую балерину в труппе. Ну а дальше у новой примы начинается вроде как борьба со своими демонами, попытки разыскать Темную Сторону, безумие, шизофрения - все это на фоне перфекционизма, естественно. Только почему же так скучно? Потому что режиссер, похоже, забыл, что приемы, которыми он упивается, прочно осели в 70-х (и лучше бы им там и оставаться). Помилуйте: белое против черного, что так хорошо на сцене, в реальной жизни, может, выглядит символично, но… Ты это всерьез, Даррен? Розовые плюшевые зайчики, розовое пальто, розовое нижнее белье героини против черного секси-прикида соперницы? Рингтон на телефоне и музыкальная шкатулка с музыкой Чайковского? Разбитая фарфоровая статуэтка и сломанные ноги? Демоническая авторитарная мать? Торчащие из лопаток перья? Попытки пробудить собственную сексуальность для того, чтобы найти в себе хоть что-то Темное? Отражения в зеркалах, откуда периодически кто-то вдруг каааак прыгнет! И все это - для того, чтобы постичь (с придыханием) Совершенство? Право слово, неудобно даже, что фильмы с Мыслью такого уровня попадают в конкурсные программы фестивалей и престижные кинематографические номинации. Добавим секса в классический балет - ай, как свежо. Ведь, кроме как с помощью секса, никак в себе Темную сторону разбудить невозможно. Только секс делает нас Черными Лебедями, дамы. Только он делает нас по-настоящему плохими. Как-то так. И в комплекте - набор стандартных штампов о балетной тусовке, где можно быть или фригидной ледышкой или распутной бабенкой (третьего не дано), где все спят со всеми, а худрук на репетиции хватает тебя за все места с целью мотивировать танцевать лучше. Такой вот фильм. Актеры полностью соответствуют замыслу и полностью отрабатывают режиссерскую сверхзадачу: к Натали Портман, героиня которой в течение фильма пребывает в состоянии невроза, причем актриса изображает этот невроз соответствующими приемами - к ней никаких претензий нет. Остается только сожалеть, что подобный подход к воплощению перфекционизма в наши дни восторженно приветствуется. Запретите им! Режиссерам - снимать такое, актрисам - сниматься в таком. Это ж сейчас все начнут истерически рыдать, периодически тошниться и страшно хлопотать лицом, срывая аплодисменты. Ну и про балет. Он ужасен, кстати. Хорошо сняты только сцены репетиций - когда в зеркалах на втором плане отражаются дублеры. Само представление разрезано пополам на «ноги» и «лица», разбавлено спецэффектами, выглядит сумбурно и не впечатляет совершенно. Когда героиня, счастливо улыбаясь, говорит, что постигла совершенство, хочется иронически улыбнуться. Увы. Не постигла. Напрасный труд.
Между тем, фильм о балетной тусовке, и о том, как затягивает стремление к совершенству, фильм несравнимо более точный, прекрасный и абсолютно не пошлый - уже, как водится, снят, причем аж в 1948 году. Называется The Red Shoes / Красные башмачки. Даррен, посмотри этот фильм. Или пересмотри, если уже видел (наверняка ведь видел). Ты ничего не добавил к этой теме, а лишь опошлил ее. Сомнительное достижение.

кино, запретите им!

Previous post Next post
Up