kykolnik Обувь. Лапти прямого и смешанного плетения. Головные уборы были,
нижнее исподнее было. Теперь обувь...
Лапти - один из самых древних видов обуви. Во всяком случае, костяные кочедыки (этим устройством мастера увеличивают щель между слоями ячеек плетеного изделия для облегчения продергивания лент) археологи находят даже в раскопках неолитического периода.
В лаптях условно выделяют следующие участки: пятка, «головка (головяшка)», «дол (дно, подошва)», «бочки (бока, борта, берцы)», и «проушины (отверстия)» в бочках для продевания ремней-обор.
Иногда лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: «пятерик», «шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. «Одни лапти плели в пять полос лыка, или строк, - то были пятерики; сплетенные в шесть строк - шестерики и в семь - семерики, пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей», - свидетельствовал известный до революции писатель и этнограф С.Максимов
Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично. С этой же целью иногда пришивали и кожаную подметку (подковырку). Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.
По технике плетения различают лапти прямого, косого и смешанного плетения.
Лапти прямого плетения
Лапти прямого плетения (белорусский тип) начинают плести с носка, без колодки, располагая полоски лыка петлями, паралельно друг другу. Боковые петли надевали на палочки, чтобы потом протянуть через них верёвку (ремешок), и стянуть вокруг ноги.
Это, конечно, уже не лапти, а домашние тапочки, но на фотографии хорошо видно, что мастер
использовал для плетения головки старинный «петельный», белорусский прямой способ
К лаптям прямого плетения относятся «коверзни» (русские северные губернии), «крестовики» (Смоленская губерния), «рачки» (покосные лапти). Все они, называясь по-разному, имели одну общую форму с лаптями украинскими, белорусскими, прибалтийскими, западнославянскими.
Белорусы (хорошо видны лапти прямого плетения у мужика)
Лапти смешанного плетения
Лапти смешанного плетения (татарские, чувашские, марийские) - лапти, у которых подошва косого, а головка прямого плетения. Плелись без различия для обеих ног. Встречались у русских в Нижегородской, Вятской, Пермской, Казанской и других губерниях.
Лапти в живописи:
Вольфсон Павел Семенович (Россия, 1955) «Встреча с прошлым»
«Муж лапти плетет, жена нити прядет» (первая половина 19 века, автор неизвестен)
Приписывается Венецианову Алексею Гавриловичу (1780-1847) «Крестьянский мальчик, надевающий лапти»
Богданов-Бельский Николай Петрович (Россия, 1868 - 1945) «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» 1895
Богданов-Бельский Николай Петрович (Россия, 1868 - 1945) «У дверей школы» 1897
Тата Татьяна (Россия) «Смородина»
Бабак Ольга Вячеславовна (Россия, 1986) «Натюрморт»