ФЕШИН: От Казани до Таоса

Dec 12, 2011 19:40

Уважаемый egul продолжает свой рассказ.

ФЕШИН: От Казани до Таоса
Выставка произведений Николая Ивановича Фешина в КазаниА если точнее, то выставка разместилась в Национальной Художественной Галерее "ХАЗИНЭ", что расположена в надстроенном здании юнкерского училища на территории Казанского Кремля.
Юнкерское училище, вид от башни Сююмбике:


отсюда3 декабря, приехавши в Казань, я провёл на этой выставке три часа.


"Хазинэ" (1), третий подъезд здания:

Афишная тумба перед входом:


На афише портрет дочери художника "Ия в крестьянской рубахе" [1933]Холл третьего этажа:


На стене -- рисунок со средневековой гравюры -- вид Казани
================================================Именно здесь, в правом крыле третьего этажа 2 ноября 2011 и открылась выставка. Рекомендую посмотреть фоторепортаж об открытии выставки (Елена Сунгатова, ноябрь 2011; фото автора):
http://art16.ru/reportage/2011/11/13/nikolaj-feshin-ot-kazani-do-taosa-vystavka-v-nhg-hazine
Полный комплект фотографий Елены Сунгатовой о выставке -- http://art16.ru/gallery2/v/artgal/feshin_001/
Я уже сообщал об этой подборке фотографий --  http://egul.livejournal.com/28375.html
(обе подборки входят в состав сайта "КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО В ТАТАРСТАНЕ" -- http://art16.ru/ (© art16.ru)
=======================================  Выставка расположена в девяти залах, в них тематически, а значит, в более-менее хронологическом порядке расположены полотна; отдельные выкладки содержат медальоны, ближе к концу выставки -- графика, скульптуры, фотокопии документов. В самом первом (он же последний) зале -- множество документальных сведений, а также большая плазменная панель с гидом-автоматом, вещающем в наушники.
=================================== Первый зал. Главная заставка:

В этом же зале каталог выставки в виде эскизов картин:


====================================Фешины (фотография конца XIX века):


У стола: Иван Александрович Фешин, мастер по изготовлению икон из Арзамаса;
Прасковья Викторовна Фешина (Чистова), дочь мещанина из Костромы
==================================================Здание художественной школы в Казани, где работал Фешин:


============================================Годы становления (1908-1912):


============================================После 1917 года художник, хотя и делал попытки установить нормальные отношения с новой властью (написал казённые портреты вождей, некоторые просто в стиле ставшего придворным живописцем талантливого ученика ИЕ Репина [как и Фешин] -- Бродского), но -- благодаря сочетанию счастливых случайностей (приезд комиссии ARA в Казань, приглашение и помощь коллекционера картин из США) -- ему удалось получить паспорт и выехать из России:


============================================1 августа 1923 семья с борта "Majestic" сошла на землю США:


============================================Первые годы в Америке (1924-1926):


жена художника Александра Николаевна, их дочь Ия
===================Далее ещё 7 больших залов с тщательно оформленными экспонатами.
Вот отсылки лишь на некоторые:
======================
"Зимний пейзаж" (1917):
http://art16.ru/gallery2/v/artgal/khshrel/SANY3958-1.JPG.html?g2_imageViewsIndex=3
© art16.ru - Культура и Искусство в Татарстане. Елена Сунгатова
======================
"Портрет дочери Ии" (1917):
http://art16.ru/gallery2/v/artgal/khshrel/SANY3958.JPG.html?g2_imageViewsIndex=3
© art16.ru - Культура и Искусство в Татарстане. Елена Сунгатова
======================
"Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой" (1916):
http://art16.ru/gallery2/v/artgal/feshin_001/DSC03475.jpg.html?g2_imageViewsIndex=2
© art16.ru - Культура и Искусство в Татарстане. Елена Сунгатова
=======================
"Портрет Вари Адоратской" (1914)
http://art16.ru/gallery2/v/artgal/khshrel/SANY3956.JPG.html?g2_imageViewsIndex=3
© art16.ru - Культура и Искусство в Татарстане. Елена Сунгатова
======================
"Обливание" [1914]
http://art16.ru/gallery2/v/artgal/feshin_001/DSC03444.jpg.html?g2_imageViewsIndex=2
© art16.ru - Культура и Искусство в Татарстане. Елена Сунгатова
=======================
"Портрет молодой женщины" (Наталья Подбельская), 1910:
http://art16.ru/gallery2/v/artgal/feshin_001/DSC03618.jpg.html?g2_imageViewsIndex=2
© art16.ru - Культура и Искусство в Татарстане. Елена Сунгатова
=======================
"Портрет Василия Семеновича Богатырева". 1916:
http://art16.ru/gallery2/v/artgal/feshin_001/DSC03616.jpg.html?g2_imageViewsIndex=2
© art16.ru - Культура и Искусство в Татарстане. Елена Сунгатова
=======================
"Портрет художника Д.Д. Бурлюка (Д.Д. Бурлюк,читающий лекцию)":
http://art16.ru/gallery2/v/artgal/feshin_001/DSC03586.jpg.html?g2_imageViewsIndex=2
© art16.ru - Культура и Искусство в Татарстане. Елена Сунгатова
=======================
"Портрет неизвестной (дама в лиловом)". Этюд. 1908:
http://art16.ru/gallery2/v/artgal/feshin_001/DSC03452.jpg.html?g2_imageViewsIndex=2
© art16.ru - Культура и Искусство в Татарстане. Елена Сунгатова
=======================
"Портрет Тамары Александровны Поповой":
http://art16.ru/gallery2/v/artgal/feshin_001/DSC03488.jpg.html?g2_imageViewsIndex=2
© art16.ru - Культура и Искусство в Татарстане. Елена Сунгатова
=======================
"Портрет Нины Белькович", 1910:
http://art16.ru/gallery2/v/artgal/feshin_001/DSC03490.jpg.html?g2_imageViewsIndex=2
© art16.ru - Культура и Искусство в Татарстане. Елена Сунгатова
=======================
"Молодая женщина", 1912


Художественный Музей Фрай, Сиэттл
=======================
"Девушка за маникюром (Портрет мадмуазель Жирмон)", 1917
http://art16.ru/gallery2/v/artgal/feshin_001/DSC03574.jpg.html?g2_imageViewsIndex=2
© art16.ru - Культура и Искусство в Татарстане. Елена Сунгатова
=======================
Александра Фешина (1927-1933):
http://art16.ru/gallery2/v/artgal/feshin_001/DSC03579.jpg.html?g2_imageViewsIndex=2
Александра Николаевна Фешина:


=======================
"Ия с дыней", 1923
http://art16.ru/gallery2/v/artgal/feshin_001/DSC03577.jpg.html?g2_imageViewsIndex=2
© art16.ru - Культура и Искусство в Татарстане. Елена Сунгатова
=======================
"Ия в крестьянской рубахе", 1933
http://art16.ru/gallery2/v/artgal/feshin_001/DSC03607.jpg.html?g2_imageViewsIndex=2
=======================Наконец работа друга Николая Ивановича -- Коненкова:
"Портрет. Фешин Н.И.", 1963. Коненков С.Т. (1884-1971). Мрамор
http://art16.ru/gallery2/v/artgal/feshin_001/DSC03623.jpg.html?g2_imageViewsIndex=2
© art16.ru - Культура и Искусство в Татарстане. Елена Сунгатова...
И множество других работ ...

КАТАЛОГ
К выставке выпущен Альбом-каталог:

Что-то этот каталог при первом и поверхностном взгляде, на ходу и при слабом освещении в вестибюле не произвёл особого впечатления, но позже ...
Из моего письма ценителю искусства НИ Фешина, с которым мы перемолвились на выставке парой слов о каталоге:
... приехавши домой, я внимательно изучил альбом, выпущенный к выставке "Фешин: От Казани до Таоса" и нашёл, что -- вопреки нашему совместному вчерашнему мнению о недостаточно высоком качестве альбома -- на самом деле это не совсем так: отпечатанный в Италии альбом по очень многим параметрам (в т.ч. по цветопередаче) весьма хорош по качеству. Этот альбом входит в серию "Palace Editions". Фактически это издание Русского Музея (Альманах, №317), приуроченное к этой выставке.
Отмечу также, что на некоторых репродукциях из Государственного Музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИРТ), видна светлые точечные пятна, что могло бы быть артефактом съёмки и печати, но -- увы! -- у меня впечатление, что такие же и там же точечные пятна имеются и на оригиналах картин (это мои субъективные наблюдения). В этом контексте  вроде бы находит подтверждение разговор, что многие полотна из ГМИИРТ с этой выставкой дальше не поедут (сама выставка переезжает сначала в Спб, потом в Москву, потом в США).
...
Выставка, конечно, грандиозная; думаю, что столь мощная коллекция работ НИ Фешина вряд ли будет продемонстрирована где-либо в ближайшие годы, в т.ч. и в Казани (очень многое вынуто из запасников и снова уйдёт туда же; пора уже в Казани открыть специальный музей НИ Фешина!). Чувашского (Чебоксары) музея отличные портреты супругов Тепловых, к сожалению, отсутствуют, но зато имеются прекрасные портреты из Козьмодемьянска и Вятки (г. Киров). Впрочем, многие иные и весьма известные картины также отсутствуют в экспозиции.
===================
ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ(1) "Хазинэ" в переводе "Сокровищница"
(2) Комиссия ARA -- Администрация Американской Помощи (ARA - American Relief Administration) - формально  негосударственная организация в США, существовавшая с 1919 до конца 30-х годов XX века, при том, что активную  деятельность она вела до середины 20-х годов. Первоначально в её задачи входило осуществление плана американского правительства по «остановке большевизма в странах Европы посредством продовольствия - поскольку большевизм - это голод и хаос (Вудро Вильсон)».
Наиболее известна ARA своим участием в оказании помощи Советской России в ликвидации Голода 1921-1923 годов, хотя фактически под её эгидой действовало до 15 различных религиозных, общественных и национальных организаций США 
(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%B8).
Ещё. "Видя, что заботу о прокормлении голодающих советских граждан взяли на себя иностранные организации, Советское правительство обратило свои ресурсы на иные цели. 25 августа, через три дня после подписания договора с Гувером, Литвинов сообщал в Москву, что он продал в Англии драгоценностей на 20 млн золотых рублей, и что покупатель готов приобрести ещё на 20 млн фунтов стерлингов (100 млн долларов) - средства, превышающие пожертвования из-за границы голодающей России. В начале октября 1921 г. Троцкий давал строго секретные указания советскому агенту в Германии Виктору Троппу разместить заказы на винтовки и пулемёты на сумму 10 млн золотых рублей. Об этом стало известно осенью 1922 г., что вызвало сильное изумление в американских благотворительных кругах - сведения о том, что Советское правительство сбывало собственные продукты за границу во время голода в собственной стране шокировало общественное мнение Запада. Советские власти объяснили это тем, что им нужны деньги для приобретения промышленного и сельскохозяйственного оборудования. Гувер выразил протест против «бесчеловечной политики правительства, отрывающего у голодающего народа продовольствие в обмен на импорт оборудования и сырья, ради успешной хозяйственной деятельности тех, кому посчастливится выжить». Но поскольку худшее было уже позади, большевистские власти пренебрегли мнением Запада. Сообщения об экспорте зерна из России сделали невозможным сбор средств в её пользу, и в июне 1923 г. иностранные общественники прекратили свою деятельность в России" 
(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4_%D0%B2_%D0%9F%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D1%8C%D0%B5_1921%E2%80%941922)
(*) Большого размера полотно "Бойня", а также портреты Ульянова-Ленина и Луначарского для меня находятся особняком: они, наверное, интересны ценителю и собирателю картин мастера; "Бойня" [1916]:
http://art16.ru/gallery2/v/artgal/feshin_001/DSC03471.jpg.html?g2_imageViewsIndex=2
 Эта картина, как мне кажется, есть не более как временное отклонение в творчестве в ходе поисков (тупик! никогда более Фешин, насколько мне известно, не возвращался к такого рода антиэстетичным сюжетам); картины же начала 20-х годов с изображениями вождей настолько очевидно не в стиле мастера (вероятно, Николай Иванович как-то всё же пытался наладить нормальные взаимоотношения с новой властью), что говорить об их художественных достоинствах и проч. просто не приходится.
(**) Об этой выставке ("НИ Фешин: от Казани до Таоса") замечательно рассказано в двух публикациях Елены Сунгатовой на сервере "Культура и искусство в Татарстане" (ART16.ru):
http://art16.ru/reportage/2011/11/13/nikolaj-feshin-ot-kazani-do-taosa-vystavka-v-nhg-hazine (картины комментированы, краткая характеристика полотна, нажатием клавиши "Мыши" изображение может быть увеличено, а от увеличенного разрешения можно перейти к репродукции ещё бОльшего разрешения) и http://art16.ru/gallery2/v/artgal/feshin_001/ (возможно перейти к очень хорошему для списывания репродукции разрешению, порядка до 2000х1000 пикселей)
(***) После 15 января 2012 выставка переезжает в Санкт-Петербург, далее в Москву, затем в США
(****) Эскизы разных полотен Николая Ивановича Фешина можно посмотреть также по нижеперечисленным адресам:
https://plus.google.com/u/0/photos/109285513721721259159/albums/5676995547969883185
https://plus.google.com/u/0/photos/109285513721721259159/albums/5498921952710440561
http://egul.livejournal.com/4201.html#cutid1
http://gallerix.ru/storeroom/2114439537/
(*****) При подготовке этой публикации я открыл для себя замечательный сервер "http://art16.ru/", где имеются материалы о всех музеях изобразительных искусств и картинных галереях Казани, в том числе о Государственном Музее Изобразительных искусств и о его выставочных залах, о национальной художественной галерее ХАЗИНЭ, о музее "Эрмитаж-Казань", доме-музее поэта Боратынского и других искусствоведческого характера музеях Казани.
ВНИМАНИЕ! Зайдя на этот сервер, просмотрите (отсылочные) ключевые слова в нижней части экрана, так как в меню отражены не все музеи.

***в качестве бонуса от меня, раз уж речь идёт о Казани и упоминалась царица Сююмбике



Василий Григорьевич Худяков.
Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань 1870
Однажды Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань своих сватов. Гордая красавица отказала русскому царю. Тогда Иван Грозный решил применить силу - пошел на Казань с огромным войском и осадил город. Сююмбике, чтобы спасти жителей, согласилась выйти замуж при условии, если русский царь за семь дней построит в Казани высокую башню. Условия царицы были приняты и строительство началось. К исходу седьмого дня башня была готова. Тогда Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни и бросилась вниз головой. Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем.

Согласно другой легенде, не менее поэтичной, башня была специально построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея. Тело его покоилось в белокаменном мавзолее рядом с этой башней. Если верить словам очевидцев, над гробом своего мужа Сююмбике часто молилась, оплакивая его смерть и свою судьбу. Русский летописец так описывал прощание пленницы Сююмбике с могилой Сафа-Гирея перед насильственной отправкой ее в Москву: «Пришла, убитая горем, в усыпальницу мужа, обняла с плачем могилу и причитала жалобно со словами: «О великий хан! Ты в неведении, что случилось с твоей любимой женой и сыном. Так знай же! Отдаемся мы теперь в руки жестокому царю московскому. Не могла я одна противиться силе его и крепости. И не было того, кто помог бы мне. Хан мой милый! Услышь горький плач мой и открой темный свой гроб, и возьми меня, живую, к себе. И пусть будет нам гроб твой один на двоих - тебе и мне!». И долго еще так причитала царица, и даже приставленный к ней воевода прослезился, и все находившиеся там люди плакали и рыдали. И проводил ее с честью весь народ Казанской земли, вспоминая разум ее, мудрость и большую заботу о знатных и совсем простых людях.
 источник 

выставка, графика, Николай Фешин, старые фото, Российская империя, анонсы, живопись

Previous post Next post
Up