Судьба, определённая Богом.

Nov 23, 2011 17:07

рассказывает уважаемый egul

Продолжение записей о Фешине, навеянных посещением картинной галереи в Чебоксарах (20 июля 2010) .
Николай Иванович Фешин (биография, портреты)Николай Иванович Фешин родился 9 декабря (26 ноября по новому календарю) 1881 года в Казани.


Зимний пейзаж с санями (этюд, 1917)
 Отец художника - Иван Александрович Фешин - был владельцем иконостасной мастерской, занимающейся позолотно-столярными работами. Мать его - Прасковья Викторовна (в девичестве Чистова) - была родом из Костромы и приходилась дочерью строительного подрядчика. В 1885 году художник перенёс менингит, причём какое-то время находился в коме. Для его спасения родители просили свершение обряда с поднесением к постели Николая чудотворной иконы.
В течение трёх лет (с 1893 по 1895 гг.) Фешин летом совершал поездки по Поволжью совместно с артелью отца. Публичную школу художник закончил в 1895 году. В этот же период Фешин изготавливает для одной из церквей в Казани чертёж иконостаса и получает первые деньги - комиссионные за работу. Продолжить обучение Фешин решил в художественной школе по месту рождения - в Казани.
1900 год ознаменовался получением отзывов в прессе на свои первые работы, выставленные на ученической выставке. В 1901 году Фешин закончил отделение живописи художественной школы Казани и, имея необходимые рекомендации, поступил в Высшее художественное училище, относящееся к Академии художеств. Там он проучился с 1901 г. по 1909 г.
Одновременно с обучением в училище Фешин Николай Иванович посещал мастерскую Ильи Ефимовича Репина (1902-1907 гг.). Уже в 1902 г. художник за свой этюд получил «Похвалу Совета», а в 1903 г. вторую премию за этюд (75 рублей), затем «Похвалу Совета» опять же за этюд, первую премию в размере 100 рублей за эскиз и вновь «Похвалу Совета» за этюд.
Фешин с удовольствием посещал рисовальные вечера, организуемые Е.С Зарудной-Кавос, сотрудничал с многими журналами в разные годы обучения: в 1904 г. - с журналом «Шут», в 1906 г. - с журналом «Леший», в 1907 г. - с журналами «Скоморох» и «Вольница». Совместно с А. Депальдо и И. Бродским Фешин в 1905 г. принимал участие в редактировании и издании журнала «Пламя» сатирического жанра.
В 1904 г. в составе экспедиции под руководством инженера Н.Л. Ижицкого Фешин совершил поездку в Сибирь в район Южного Енисея. Результатом её стала первая премия за эскиз. Летом художник работал во Владимирской губернии в слободе Мстера совместно с К.И. Мазиным и Н.К. Евлампиевым.
В 1906 г. на Весеннюю выставку, устраиваемую в Академии художеств, цензура не пропустила ряд работ, выполненных на революционную тематику - «Обыск» И. Штуглейта, «Похороны» И. Бродского, а также работу Фешина «Из окна». Попытка ходатайствовать о разрешении выставить работу на конкурс оказалась безуспешной.
В этот же период Фешин был приглашен как руководитель для рисовальных классов при стекольном и фарфоровом императорских заводах, но отказался от этого приглашения. Летом работал в деревнях Морки и Кушни Царёво-Кокшайского уезда [нынче Йошкар-Ола] Казанской губернии.
В 1907 г. учитель Фешина И.Е. Репин ушел из Академии. Пятьдесят его учеников (Фешин в том числе) написали Репину письмо, прося его вернуться в Академию художеств. 10 мая этого же года художник закончил научные классы и летом работал под Арзамасом в деревне Пушкарке, собирая материал для картины «Капустница», планируемой для конкурса.
В 1908 году заведующий художественной школой в Казани Г.А. Медведев предложил Фешину занять место преподавателя по живописи и рисунку, художник принял это приглашение.
5 ноября 1908 года официальным постановлением Фешина оставили на год в Высшем художественном училище с целью продолжения работы над картиной, которая планировалась на конкурс. За этот период Фешин получил первую премию имени Куинджи за выставленную на Весенней выставке в Академии «Черемисскую свадьбу». Музей Академии Художеств приобрел картину «Портрет неизвестной». Помимо прочего, Николай Иванович написал несколько портретов, в том числе Лепилова К.М. и Сапожниковой Н.М. (в шали).
Наконец, 30 октября 1909 г. Николай Иванович получил официальное звание художника за написанную им ранее картину «Капустница». Помимо этого, он был наделен правом пенсионерской заграничной поездки. В ноябре этого же года художник окончил Высшее художественное училище и получил диплом. Приняв участие в международной Мюнхенской выставке, Фешин за картину «Дама в лиловом» получил золотую медаль.
С 1909 по 1923 гг. Николай Иванович принимал участие в различных выставках: в Москве, в Петербурге, в Казани; экспонировался на выставках ТПХВ («Товарищество передвижных художественных выставок»).
1909-1915 гг. - период участия в зарубежных выставках. На международной выставке в Мюнхене Фешин был в 1909, 1910 и 1913 гг. Каждый год (с 1910 по 1914 включительно) принимал участие в выставках в Питсбурге, организуемых Институтом Карнеги. В 1911 г. Фешин побывал на выставке в Нью-Йорке, проводимой Национальной академией дизайна, и Интернациональной Римской выставке. В 1915 году выставлялся на Международной Панамской выставке - Пасифик, проводимой в Сан-Франциско.
В 1910 г. Фешин совместно с Н.М. Сапожниковой совершил пенсионерскую поездку по нескольким европейским городам: Вена в Австрии, Берлин и Мюнхен в Германии, Верона, Венеция, Падуя, Милан, Рим, Флоренция и Неаполь в Италии и Париж во Франции.
Педагогический совет Художественной школы в Казани решил послать ходатайство в Императорскую Академию художеств с просьбой с 1 ноября 1909 г. ввести Фешина в штат преподавателем по живописи и рисунку.
В 1911 г. Фешин в имении Н.Н. Бельковича (село Надежино в Лаишевском уезде Казанской губернии) начал работу над картиной «Обливание». Также Николай Иванович принимал участие во Всероссийской съезде, состоявшемся в Петербурге. При съезде была организована выставка «Искусство в книге и плакате», где он экспонировал графику. В 1912 г. художник создал несколько портретов, среди них «Lady in Pink» («Дама в розовом»), «Весна в степи», портрет отца и архитектора П. Абрамычева.
В 1913 г. Фешин сочетался браком с Александрой Белькович. 31 октября этого же года Попечительский комитет родной школы художника (Казанская художественная школа) обращался с просьбой в Академию художеств наградить Фешина почетным орденом Святого Станислава 3-й степени.
У художника в 1914 г. родился дочь Ия. Она была единственным ребёнком. В губернском кустарно-промышленном музее Фешин состоял членом художественной комиссии, принимал участие в разработке устава для учебных мастерских художественно-ремесленной направленности Казанского губернского земства. К этим мастерским относились Пестречинская, Чебаксинская, Рыбнослободская. Фешин для Красного Креста пожертвовал эскиз в пользу больных и раненых воинов. Создал портрет Вари Адоратской.
В 1916 г. Фешину присвоили звание академика живописи. Произошло это на собрании 24 октября в Императорской академии художеств. Также его избрали членом ТПХВ. Фешин принимал участие в организации выставки, которая называлась «Художественные сокровища Казани». Летом художник работал в местечке под названием «Швейцария» в доме Полуэктовых. Там он создал портреты Н.М. Сапожниковой, портреты В.Г. Тихова, Л.Л. Фофанова и портреты отца.
В 1918 комиссия Казанской школы художеств была реорганизована, и Фешин принимал в ней участие. Он отвечал также за художественную часть журнала «К свету» (литературное, художественное, научно-популярное и общественное издание). Журнал издавался от Союза увечных воинов Казанской губернии. В этот же период Фешин вновь писал портреты отца.
В 1919 г. Центральный музей Татарии первым приобрёл работы Фешина. В августе этого года Фешин выступал на собрании с докладом по предложению касаемо организации структуры государственных художественных свободных мастерских Казани. А в 1920 г. он исполнял обязанности заведующего учебной частью этих мастерских. Затем его избрали Председателем совета мастерских. Фешин также занимался эскизами типовых декораций для постановок театра рабочих и крестьян. Заказ на эскизы исходил от Казанского отдела народного образования. Также Фешин работал по заказу Г.М. Залкинда, который был заведующим музеем Кустпромсоюза, и выполнил набор портретных миниатюр.
Первую монографию, написанную П.М. Дульским о художнике Фешине, опубликовали в 1921 г.
В октябре 1922 г. Фешин закончил преподавание в художественной школе Казани. В 1923 г. благодаря заботам Уильяма С. Стиммела (американца-коллекционера) и Дж. Хантера (художника) Фешин получил визы на возможность въезда в США. Кстати, с Хантером Фешин поддерживал отношения и связь через краевого уполномоченного Американской Администрации Спасения Д.У Уоррена. Предполагается, что получению необходимых для выезда из России бумаг активно помогали П.А. Радимов и бывший ученик Николая Ивановича - А.В. Григорьев.
В 1923 г. 1 августа Фешин Николай Иванович с семьей приехал в Нью-Йорк. Первая написанная им работа в США - картина «Негритянка с апельсином». Фешин начал преподавание в художественных классах Большой Центральной галереи Нью-Йорка (Grand Central Galleries), также вел обучение для профессионалов, которое организовал Дин Корнуэл - один из художников. Фешин поддерживал общение с Бурлюком и написал его портрет. Когда в Бруклинском музее была организована выставка русского современного искусства, художник экспонировал там 18 своих работ. Среди участников выставки были С. Судейкин, Л. Бакст, В. Чернов, А. Архипенко, С. Сорин, Б. Анисфельд, В. Кандинский, Д. Бурлюк, А. Яковлев, Б. Григорьев.
1924 год был очень плодотворным. Результатом его стали картины «Мать и дочь», портрет Д.Д. Бурлюка, «Ия с дыней», ряд портретов - Н.Н. Евреинова, В.П. Фокиной и других. Отдыхая в Пенсильвании, Фешин создал «Таппи с кошкой», «Лето» и «Гравёр (Уоттс У.Д.)».
В Нью-Йорке прошла и первая персональная выставка художника в Arden Galleries. За портрет «Гравёр» в разряде портретной живописи Николай Иванович удостоился приза Р. Проктора Томаса. Это произошло в национальной Академии дизайна на выставке.
1925 г. был не менее насыщен событиями, чем предыдущий. Фешин написал портреты звезды Голливуда Гиш Лиллиан, писательницы Кэйсер Уиллы, У.Л. Кларка - основателя Grand Central Galleries - и других. В Чикаго в институте искусств прошла ещё одна персональная выставка художника. Лето Фешин провел в Южной Калифорнии, куда его пригласил Д. Бёрнем.
В 1926 г. в Филадельфии на Международной выставке Фешин за портрет дочери и жены «Лето» получил серебряную медаль (золото досталось Б. Анисфельду). Летом этого же года с художником и другом Дж. Янг-Хантером, Фешин впервые отправился в Нью-Мексико, в Таос. Там он создал портреты «Таосский знахарь», «Д-р Берд» и другие.
Переезд в Таос состоялся в 1927 г. Сначала Фешин остановился в гостевом домике у Мэйбл Д. Люхан, покровительницы художественной колонии в Таосе. Затем Фешин с семьей приобрели участок земли размером 7 акров. Разработав свой личный проект, Фешин построил дом со студией. Параллельно с этим он написал несколько портретов: художницы Бретт Дороти, Д.Х. Лоуренс (супруга известного писателя), и Мэйбл Люхан. Этот период также характерен тем, что именно тогда Николай Иванович создал большинство портретов индейцев.
В 1931 г. Фешин получил американское гражданство, а в 1933 г. его жена Александра Николаевна потребовала развода. Фешин и его дочь Ия провели зиму в Нью-Йорке, а потом переехали в Лос-Анжелес, где Николай Иванович экспонировался на выставках, организованных Stendahl Galleries.
В 1935 г. Фешин удостоился чести получить первый приз от Академии художников Запада. Совместно с художниками братьями Барроуз и Уильямом Б. Блэком, а также со своей ученицей Кэтрин Б. Шакелфорд Николай Иванович путешествовал по Мексике в 1936 г. В Оахаке художник виделся с Диего Риверой. Путешествие по Японии и островам Бали и Ява состоялось в 1938 г., куда Фешин ездил с приятелем Миланом Рупертом.
В 1946 г. издательство Норсридж в Калифорнии выпустило первый персональный альбом Фешина - рисунки углём. В 1948 г. Фешин приобрел в Санта-Монике студию. Приняв участие на выставке в художественной галерее Окленда, Фешин выиграл Приз Адели Х. Моррисон. Совместно с Гленом Лукенсов Фешин занялся изучением керамики. В 1955 г. были организованы две персональные выставки: одна - в Сан-Диего, в Художественном музее, вторая - в Ла Джолла (Центр Искусств).
Николай Иванович скончался во сне 5 октября 1955 г. за месяц до своего семидесятипятилетнего юбилея. В 1976 г. прах великого художника был перенесён в Казань.

==================
ЖЕНСКИЕ ПОРТРЕТЫ

==================

Дама в лиловом (портрет неизвестной)

Альбом: Фешин
==================

Дама в розовом (портрет Н.Подбельской)

Альбом: Фешин
==================

Дама за маникюром

Альбом: Фешин
==================

Дама с сигаретой

Альбом: Фешин
==================

Жена галерейщика

Альбом: Фешин
==================

Портрет Веры Фокиной

Альбом: Фешин
==================

Портрет Сапожниковой

Альбом: Фешин
==================

Русская певица (портрет ЕИ Хатаевой)

Альбом: Фешин
==================

Миссис Крэйг 1923

Альбом: Фешин
==================

Портрет Нины Белькович

Альбом: Фешин
==================
СЕМЬЯ
==================

Портрет Александры Белькович (Коралловые бусы)

Альбом: Фешин
==================

Миссис Фешина с дочерью

Альбом: Фешин
==================

Лето (портрет АН Фешиной с дочерью Ией)

Альбом: Фешин
==================

Ия (Середина тридцатых)

Альбом: Фешин
==================
КОНЕНКОВЫ
==================

Портрет Коненковой 1934


Альбом: Фешин
==================

Портрет Коненкова 1934


Альбом: Фешин
==================
ДЕТСКИЕ ПОРТРЕТЫ
==================

Портрет Вари Адоратской


Альбом: Фешин
=================

Ия с дыней


Альбом: Фешин
==================

Мальчик 1927


Альбом: Фешин
==================
Рекомендую также посмотреть репродукции картин и рисунков Фешина на:
http://fegin.gorod.tomsk.ru/index-1235625390.php
==================
Наконец, оцените фантастическое сочетание красок и экспрессивность «nature mort»
Подсолнухи


Альбом: Фешин==================
Фешин - художник, судьба которого предопределена Богом. В раннем возрасте он переболел менингитом, в то время неизлечимой болезнью, и только прикосновение к иконе спасло его жизнь. 

Большая выставка работ Фешина проходит нынче в Казани (Национальная художественная галерея Хазинэ в Казанском Кремле), в феврале выставка переедет в Спб, потом в Москву и далее в USA.
Благодарность и вохищение тем, кто в наше время смог организовать такое сложное турне. Это - большой труд. В первую очередь душевный.

русская цивилизация, Память, Николай Фешин, юбилей, анонсы, Бакст, живопись, выставка, графика, Кострома и Костромская область, художники, иконы/росписи

Previous post Next post
Up