Анна Австрийская и голубое платье: "Д’Артаньян и три мушкетёра" (1978)

Sep 25, 2020 18:00



О том, что фильм "Д’Артаньян и три мушкетёра" режиссёр Юнгвальд-Хилькевич снимал с очень скудным бюджетом и многое делалось буквально "на коленке", написано немало. Но и в таких условиях талантливый человек может делать чудеса. И голубое платье Анны Австрийской - одно из них!

Соответствует ли оно моде тех самых мушкетёрских времён, конца 1620-х? Скажу честно - не очень.


Кадр из фильма "Д’Артаньян и три мушкетёра" (1978) Художник по костюмам Татьяна Острогорская

* Дамы той эпохи носили жёсткие корсеты - а на королеве Алисы Фрейндлих корсета (и это хорошо видно) нет.

* Форма декольте ближе к тем, что были в моде во второй половине века.

* Декоративная отделка на груди только имитирует т.н. "стомак" - треугольную деталь, которую прикалывали или пришнуровывали к лифу, прикрывая сходившиеся на груди полочки верхнего платья.


Слева - деталь портрета герцогини д'Эвре, Антонис Ван Дейк, 1634, справа - деталь кадра из фильма "Д’Артаньян и три мушкетёра" (1978) Художник по костюмам Татьяна Острогорская

* Стоячие кружевные воротники имели другу форму.

* Короткий плащик на правом плече - фантазийная деталь.

* Крой вообще был другим. И т.д. и т.п.

Однако... Умаляет ли это всё достоинства наряда? Ни в коем случае!

Художник по костюмам Татьяна Острогорская была мастером своего дела! Опираясь на исторические прототипы, она создала прекрасное платье- фантазию на тему XVII века.


Анна Австрийская, Питер Пауль Рубенс, 1623-25.

"Настоящие" платья Анны Австрийской показались бы современному зрителю слишком громоздкими - даже не в самом парадном варианте. А а в этом наряде Фрейндлих изящна и кокетлива.

Какой чудесный оттенок голубого! Как красиво разбросаны по небесному фону группки крупных жемчужин! Треугольная сверкающая отделка на груди переходит в отделку декольте - прекрасное решение! И как эта отделка визуально сужает талию и гармонирует со сверкающими подвесками!



Кадр из фильма "Д’Артаньян и три мушкетёра" (1978) Художник по костюмам Татьяна Острогорская

И даже плащик, в общем-то, на своём месте. В романе упоминается, что королева на том празднике не просто в парадном платье, а в охотничьем костюме. И этот плащ придаёт Анне Австрийской весьма залихватский вид. У короля такой же - а в ту эпоху дамы охотно заимствовали у кавалеров отдельные элементы костюма. Например, широкополые шляпы с перьями, отложные кружевные воротники...

Кстати, эгретка в причёске - возможно, отсылка к тому, какой Бэкингем увидел Анну в романе в первый раз - в шапочке с пером цапли. И как изящно легли перья!

Словом, в тех сложных условиях был создан чудесный гармоничный наряд. И лично для меня этот образ не поблек даже спустя годы!
Отсюда

Культура, Россия

Previous post Next post
Up